Ликвидация чс это аварийно

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РСЧС

Основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение его и с учетом предложений МЧС России Правительством РФ принято постановление от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик, краев, областей, городов, организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации ЧС.
РСЧС базируется на нескольких постулатах:

  1. признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
  2. соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС, отдание приоритета профилактической работе;
  3. комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
  4. построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей состава участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней (рис. 2.1):

  1. федеральный (вся территория РФ);
  2. региональный (несколько субъектов РФ);
  3. территориальный (территория субъекта РФ);
  4. местный (регион, город);
  5. объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

1. на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

Рис. 2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

2. на региональном — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

3. на территориальном — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);

4. на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);

5. на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС (КЧС).

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС):

  1. на федеральном уровне — МЧС России;
  2. на региональном — 9 региональных центров (в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите, Хабаровске);
  3. на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);
  4. на местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
  5. на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

  1. пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях МЧС России);
  2. оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) всех уровней;
  3. дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
  4. дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Территориальные подсистемы РСЧС (рис. 2.2) создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС (рис. 2.3) создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики

Рис.2.2. Территориальные подсистемы РСЧС

Рис. 2.3. Функциональные подсистемы РСЧС

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства МПР России, наблюдение и контроль за стихийными (природными) явлениями — на Росгидромет, контроль обстановки на потенциально опасных объектах — на Госатом и Гостехнадзор России, экстренная медицинская помощь — на Минздравсоцразвития России, пожарная безопасность — на МЧС России.

Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства: наблюдения и контроля силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС включают:

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ликвидация чс это аварийно

ГОСТ Р22.8.01,-96 БЧС «Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.02.-94 БЧС «Захоронение радиоактивных отходов агропромышленного производства. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.03.-95 БЧС «Технические средства разведки. Общие технические требования».

ГОСТ Р22Л04.-96 БЧС «Технические средства санитарной обработки людей. Дезинфекционно-душевые установки. Общие технические требования».

ГОСТ Р22.8.05.-95 БЧС «Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствии аварии на химически опасных объектах. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС «Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС «Аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями на акваториях. Общие требования».

ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС «Аварийно-спасательные работы при ликвидации аварий и катастроф на транспорте. Общие требования».

Ликвидация ЧС заключается в проведении в зоне ЧС и в прилегающих к ней районах соответствующими силами и средствами разведки и неотложных работ, а также организации жизнеобеспече­ния пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе регионального формирования.

Мероприятия по ликвидации ЧС включают в себя: спасение людей; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих спасательным работам; ликвидация аварий, угрожающих жизни людей (на АЭС, химически опасных объектах; энергетических и коммунальных сетях; нефте- и газопроводах и т.д.); создание необходимых условий проведения восстановительных работ.

Аварийно-спасательные работы в ЧС включают в себя работы в зоне ЧС по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очагах поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в загородные зоны.

Неотложными работами в ЧС являются первоочередные работы в зоне ЧС по устранению или снижению степени опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и обеспечению охраны общественного порядка в зоне ЧС

Читайте так же:  Как оформить межкомнатную дверь в квартире

Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

Спасательные и другие неотложные работы – это комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения противника.

Организационные мероприятия по подготовке СДНР проводятся в мирное время или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника, или угрозе возникновения ЧС и после нападения противника или после возникновения ЧС.

В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения ЧС проводятся:

1. Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

2. Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечения ее постоянной готовности.

3. Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

4. Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах ЧС мирного времени.

5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды.

6. Организация взаимодействия с органами военного командования.

При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) проводятся:

1. Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.

2. Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

3. Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.

4. Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

После нападения противника или факта возникновения ЧС осуществляются:

1. Восстановление нарушенных систем управления.

2. Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были уничтожены, и их защита,

3. Организация сбора информации и наблюдение за обстановкой.

4. Организация и управление СДНР.

Спасательные работы проводятся в целях:

— розыска пораженных и извлечения их из под завалов, разрушенных сооружений;

— оказания им первой медицинской и врачебной помощи;

— эвакуации из очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.

Спасательные работы включают:

— разведку маршрутов движения и участков работ;

— локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения;

— розыск пораженных и извлечение из задымленных помещений завалов;

— вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений;

— оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

— вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

— санитарную обработку людей, ветеринарную сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

Другие неотложные работы включают:

— прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зоне заражения;

— локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

— укрепление конструкций зданий и сооружений.

СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии с силами других министерств.

Мероприятия по ликвидации ЧС планируются и готовятся заранее.

При подготовке мероприятий учитывается, что каждому виду ЧС присущи свои специфические особенности, из которых вытекают определенные требования к составу привлекаемых сил, их техническому оснащению и способам действия.

Мероприятия по ликвидации ЧС включают в себя; спасение людей; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; локализацию аварий и устранение повреждений, препятствующих спасательным работам; ликвидацию аварий, угрожающих жизни людей (на АЭС, химически опасных объектах, энергетических и коммунальных сетях, нефте- и газопроводах и т.д.); создание необходимых условий проведения восстановительных работ.

В ходе спасательных работ проводят:

— разведку очагов поражения и маршрутов выдвижения формирований на объекты работ;

— локализацию и тушение пожаров па участке проведения работ и путях выхода к ним;

— подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;

— санитарную обработку людей;

— дезактивацию техники, транспорта и средств защиты.

При проведении таких работ прокладывают колонные пути; устраивают проезды в завалах и на зараженных участках; восстанавливают поврежденные мосты и наводят переправы и т.д.

Для предотвращения и уменьшения ущерба, ожидаемых ЧС предусматривается проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, таких как строительство берегозащитных и берегоукрепляющих сооружений, обваловка и подсыпка дамб и т.д.

Основные причины производственного травматизма с т…

1. Опрокидывание. 2. Нахождение в зоне маневрирования. 3. Нарушение нормативной документации. 4. Падение с высоты. 5. Нарушение ПДД. 6. Отсутствие.

Защита населения в ЧС

ГОСТ Р22.3.01-94 БЧС «Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования». ГОСТ Р22.3.02.-94 БЧС «Лечебно-эвакуационное обеспечение населения.

Ликвидация последствий ЧС

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов

Сфера деятельности ООО «Сервис безопасности Союза спасателей»

Приказом гендиректора Общества создана профессиональная аварийно-спасательная служба (ПАСС), состоящая из органа управления и профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ).

ООО «Сервис безопасности Союза спасателей» успешно прошло аттестацию, о чем свидетельствует соответствующая документация. Это дает сотрудникам компании право на выполнение следующих видов работ:

аварийно-спасательных работ, касающиеся пожаротушения,

В результате проверки ПАСФ и ПАСС на соответствие обязательным требованиям аттестации, подтвердилась и готовность ООО «Сервис безопасности Союза спасателей» к проведению работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Также Общество имеет:

лицензию на осуществление: Деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производства и инфраструктуры;

лицензию на осуществление: Деятельности по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожаробезопасности зданий и сооружений.

Высокий уровень профессионализма и подготовки спасателей Общества позволяет им принимать участие в проведении аварийно-спасательных работ:

при ликвидации ЧС на железнодорожном и автомобильном транспорте;

на водных акваториях и в зонах затопления,

в зонах ЧС с выбросом АХОВ;

поисково-спасательные работы при обрушении зданий, связанные с пожаротушением, в зоне, где отмечается превышение предельно допустимых концентраций токсичных и (или) взрывоопасных, и (или) пожароопасных веществ;

при локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Успешность проведения мероприятий, направленных на ликвидации ЧС, выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ обеспечивается:

предварительной подготовкой органов управления, средств и сил РСЧС к возникновению и угрозе ЧС;

экстренным реагированием РСЧС на возникновение ЧС, проведением эффективной разведки, оперативным приведением в готовность органов управления, средств и сил, своевременной отправкой их в зону аварии, развертыванием системы управления, необходимых средств и сил;

принятием обоснованного решения о ликвидации чрезвычайной ситуации и последовательным воплощением его в жизнь;

непрерывным и уверенным управлением работами (планирование, контроль, координация) и тесным взаимодействием всех участников мероприятия;

непрерывным проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ при любых погодных условиях, в любое время суток, до полного их завершения, с использованием технологий и методов, обеспечивающих полную реализацию возможностей аварийно-спасательных формирований (АСФ);

безоговорочным исполнением участниками мероприятий установленных режимов работы и соблюдением мер безопасности, своевременной сменой формирований для обеспечения их максимальной работоспособности;

организацией всестороннего и бесперебойного жизнеобеспечения населения и участников работ, материально-технического обеспечения проводимых мероприятий, оказанием людям психологической помощи.

Читайте так же:  Смао экспертиза отчетов

Спасательные подразделения ООО «Сервис безопасности Союза спасателей» и работники ПАСФ имеют высокий уровень профессиональной подготовки, достаточный практический опыт участия в ликвидации ЧС, что позволяет своевременно и эффективно реагировать на возможные ЧС, в кратчайшие сроки ликвидировать последствия аварий, оказать первую помощь пострадавшим, а также минимизировать материальный ущерб Вашему предприятию.

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Ликвидация чрезвычайных ситуаций является целевой функцией РСЧС, важнейшим направлением деятельности ее органов управления и сил.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) представляют собой совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет составные части этих работ раздельно: аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Однако в реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ их различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин, установленный Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», — аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается:

  • — заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
  • — экстренным реагированием РСЧС на возникновение чрезвычайной ситуации, организацией эффективной разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления, необходимых сил и средств;
  • — принятием решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и последовательным претворением его в жизнь;
  • — непрерывным и устойчивым управлением работами (их планирование, координация, контроль) и тесным взаимодействием участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в ходе работ;
  • — непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, при необходимости и возможности днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;
  • — неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
  • — организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

Принципиальное значение имеет положение о разграничении полномочий федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оно напрямую вытекает из положений Конституции Российской Федерации и предполагает обязанности и взаимную ответственность всей вертикали государственной власти за состояние безопасности населения на подведомственных территориях, определяет уровни реагирования на чрезвычайные ситуации.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, являются:

  • — подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • — создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;
  • — проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;
  • — поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;
  • — создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • — планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;
  • — осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

Ликвидация чрезвычайной ситуации ( ЧС )

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Читайте так же:  Никифорова нотариус ясенево

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь , 2010

EdwART. Словарь экологических терминов и определений , 2010

Смотреть что такое «ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ» в других словарях:

Ликвидация чрезвычайной ситуации — аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ликвидация чрезвычайной ситуации — ликвидация ЧС Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных… … Справочник технического переводчика

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ — Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь бизнес-терминов

Ликвидация чрезвычайной ситуации — аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь юридических понятий

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ — аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

Ликвидация чрезвычайной ситуации — АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение V здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС — 3.1.13 ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС: По ГОСТ Р 22.0.02. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ — Аварийно спасительные и другие неотложные мероприятия, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации — действия по проведению аварийно спасательных, аварийно восстановительных и др. неотложных работ в зоне ЧС по устранению непосредственной опасности. Восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате ЧС, в компетенцию… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

аварийно-восстановительные работы в чрезвычайной ситуации — аварийно восстановительные работы в ЧС Первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных… … Справочник технического переводчика

Статья 15. Возмещение аварийно-спасательным службам расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 15 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 15. Возмещение аварийно-спасательным службам расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

1. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.