Крестьянская война договор

Крестьянские волнения, начались в летом 1524 г. на юго-западе Германии. Они постепенно разрослись в самое крупное восстание крестьян в Западной Европе за весь период средневековья и раннего нового времени. Три основных района восстания с юга на север: Швабский, Франконский, Тюринго-Саксонский. Это была полоса густонаселенных земель. Повстанческое движение развивалось также на юго-востоке, в горных областях Тироля и владениях Зальцбурга.

Историческое значение Крестьянской войны

До сих пор наиболее полным историческ им исследование м о Крестьянской войне остаётся книга немецкого профессора и пастора XIX века В ильгельма Циммерман а «История великой крестьянской войны» (1840 г.) . Последнее издание на русском языке 1937 г. Историки последующих поколений, изучавшие крестьянскую войну и в её фактологии, и в оценке её исторического значения опирались на труд Циммермана. Симпатии демократически настроенного В.Циммермана были на стороне угнетённого крестьянства. Эти симпатии разделяли не все, напоминая о насилии и разрушениях. В.Циммерман в связи с этим так оценивал катастрофу 1524 — 1526-х годов: » Это была насильственная сторона великого процесса перехода от средних веков к новым… эта была пророческая увертюра новой истории «. Он счита л, что «Если бы германская революция 1525 года была доведена до конца, она создала бы политическое и религиозное единство Германии» . Историк ставит восстание в Германии в один ряд со всеми последующими буржуазными революциями (Нидерланды, Англия, Северная Америка, Франция). Он считает движение 1525 года первообразом всех последующих социальных революционных изменений как относительной идей, так и относительно деятелей. Сущность и исток главного общего конфликта, по его мнению, – свобода личности и контроль со стороны государства и церкви.

Причины Крестьянской войны

1-я причина: Возросшая роль рынка и денег побуждала светских и церковных феодалов изменять уже устоявшиеся обычаи ® повышение платежей зависимых крестьян и урезание права общин на альменду и на самоуправление ® ущемление феодалами экономических, социальных, правовых интересов крестьян.

Альменда от al(ge)meinde — то, что принадлежит всем — у германских народов в раннее средневековье (а затем в странах Западной Европы в средние века) земельные угодья (пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли), находившиеся в общем пользовании членов одной или нескольких территориальных общин (марок). Марка от устаревшего верхненемецкого Marke — граница, пограничная область — соседская община в средние века в странах Западной Европы.

2-я причина: Как раз в это время стал терять свою устойчивость авторитет властей, особенно церковных, вследствие Реформации.

3-я причина: В Германии к началу 20-х годов уже несколько десятилетий развивалась тенденция участия крестьян в тайных обществах, с целью организации восстания (движения «Башмака» и «Бедного Конрада»).

Специфика Крестьянской войны

В отличие от прежних проявлений социального протеста, крестьяне теперь выступали против нововведений, ухудшавших их положение, обращаясь не только к «старому праву», к традиции, но и к нормам «божественного права», к Евангелию.

Как и в других крестьянских восстаниях, народное движение в Германии развивалось стихийно, в стремлениях основной массы восставших господствовали чисто местные интересы, действия крупных групп повстанцев были разрозненными.

Новшеством стало умение немецких крестьян организовываться, с использованием опыта ландскнехтов, в многотысячные военные отряды с выборными командирами, но дисциплина в этом войске оставалась слабой.

По мере расширения восстания, крестьяне вовлекли в свою орбиту также часть населения городов, главным образом небольших, некоторых дворян, группы горнорабочих.

Особенностью Крестьянской войны стала важная роль, которую сыграли в ней народные проповедники — сторонники радикальной Реформации.

Томас Мюнцер (1489-1525)

Томас Мюнцер — радикальный проповедник Реформации и лидер крестьянского восстания в Саксонии . Главное историческое исследование о Т.Мюнцере на русском языке: Смирин М.М. «Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война» (1947) .

Т.Мюнцер учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся учением немецкого мистика Таулера о внутренней религии. В начале 20-х годов он отказался от учения Лютера, и захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и мечтам об обобществлении всего имущества и отказу от частной собственности. Мюнцер стал отвергать внешнее библейское откровение. Он считал, что лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога — истинный Его избранник. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в городе Цвиккау (в Саксонии), выступает как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города. В Цвиккау с давних пор была большая группа, оставившая католическую церковь и жившая преданиями средневекового сектантства. Сектанты также как швейцарские анабаптисты призывали крестить только взрослых. Эта секта ничего не предпринимала до тех пор, пока не прибыл туда в качестве проповедника Томас Мюнцер.

Во главе общины поддержавшей Мюнцера стоял проповедник Шторх. Авторитетный в народе Шторх, далеко не таков был в ученом кругу. И он об этом знал и постарался сблизиться с Мюнцером. Сойдясь, они, каждый со своей стороны, действуют в пользу секты перекрещенцев. Мюнцер берет на себя полемику с католиками и лютеранами, а Шторх ― внутреннее устройство церкви.

Магистрат Цвиккау выслал Мюнцера из города. Именно после его изгнания из Цвиккау его помощники также покинули этот город и появились в Виттенберге, став известными в качестве так называемых Цвиккауских пророков. Начались гоненения на анабаптистов со стороны католиков и протестантов.

Сам Мюнцер не был анабаптистом, но его идеи были близки им, а его личность подходила на роль духовного лидера простонародной толпы. Богословские расхождения Мюнцера и Лютера, помимо разной социальной ориентации и разных взглядов на таинство крещения, заключались также в том, что Мюнцер в отличие от Лютера признавал свободу воли человека и главную роль именно свободы воли, а не божественной благодати в спасении. Мюнцер в отличие от Лютера не признавал главным и единственным авторитетом святое писание. Мюнцер разработал концепцию «перерождённого человека». Перерожденный человек, по Мюнцеру, есть “судья и устроитель всего мира”, то, что он делает, он делает потому, что это написано в его сердце Богом. Таким образом, идея всеобщего священства выступает у Мюнцера в форме полной и безусловной субъективности, а фактически, на практике, она выступала часто в форме произвола, который не может быть ничем ограничен. Его не может ограничить даже Святое Писание., любое нарушение заповедей при этом можно объяснить волей Бога. Очень удобная идеология для крестьянского бунта с грабежами и убийствами.

Мюнцер отвергал всякий земную власть и светский закон и вообще все, что может ограничивать человека в его внутреннем духовном церкви-царстве. И путь к этому царству он видел через кровь. В оправдание своего кровавого пути Мюнцер постоянно ссылался на Cв. Писание, которое он, понимал по-своему. Каждый человек, находясь под водительством Святого Духа, обладал правом толковать Писание так, как ему хотелось. Естественно, тех кто толковал иначе, нежели сам Мюнцер, он объявлел непринадлежащим к избранным и изгонял.

Гуманисты и Томас Мюнцер

Гуманисты в целом не приняли идей Мюнцера. Одим из немногих немецких гуманистов, примкнувших к анабаптистам был Себастьян Франк (1499-1543), но даже он осуждал и критиковал сектанский радикализм народной реформации. Себастьян Франк говорит: “. большая часть (анабаптистов) проповедует о кресте, как о единственном пути к жизни . проповедь эта была бы совершенно справедлива, если бы они идолопоклоннически не обожали своих страданий, надеясь спастись не через Христа, а через одни личные свои страдания”.

Конфликт Лютера и Мюнцера

В 1523 г. Мюнцер появляется в городе Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых». Руководимые Мюнцером сектанты разрушают иконы и жгут церкви как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. Лютер называет Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера – доктор Лжец (доктор Враль), виттенбергским папою, и льстецом князей.

Швейцарские анабаптисты и Томас Мюнцер

Около 1524 г. швейцарских анабаптистов проявили интерес к сочинениям Томаса Мюнцера. Они направили Мюнцеру письмо, в котором показывают свою солидарность с Мюнцером относительно вопросов веры и дел. Однако они не согласны с ним в том, что он оставил в мессе пение. «Мы, — говорят они, — никакого учения о пении и никакого примера его не находим в Новом Завете». Главное же расхождение было в том, что лидер швейцарских анабаптистов Гребель не соглашался с Мюнцером по поводу военных средств к достижению реформы.

Восстание в Швабии.

Первые выступления крестьян в Швабии начались в июне 1524 г. в деревнях на Верхнем Рейне, в районе, расположенном вблизи швейцарской границы. Крестьяне отказались выполнять новые нормы отработок у своих господ, но были готовы нести повинности по старым распорядкам. Господа были упрямы, власти невнимательны, поэтому смута быстро разрослась и охватила обширные земли.

Появились призывы не выполнять повинностей вообще, не платить никаких платежей, свободно пользоваться лесами и водами, разгромить монастыри, не подчиняться никакой власти, кроме Бога.

Начали образовываться первые крестьянские отряды. Командиром одного из них выбрали крестьянина Ганса Мюллера, который в свое время служил наемником и был опытен в военном деле. Осенью 1524 г. со своим отрядом в 800 человек он направился в поход по деревням. К концу похода образовалось уже три вооруженных отряда, насчитывавших 4500 человек.

Первая попытка в декабре 1524 г. разбить восставших ни к чему не привела: один из отрядов потерпел поражение, но восстание только сильнее разрослось. Швабский Союз мог бы разгромить восставших, так как имел крупные отряды наемников, но основная их часть как раз в это время участвовала в войне императора с Францией на итальянской территории и пока не могла помочь в подавлении восстания. Власти, выгадывая время и собирая силы, повели долгие переговоры о мирном, основанном на компромиссах, решении всех конфликтов.

К марту 1525 г. в Швабии существовали уже 6 крупных вооруженных отрядов, насчитывавших до 40 тысяч человек. На деревенских сходках и в лагерях отрядов принималось сотни коллективных крестьянских жалоб.

«Двенадцать статей» – главный программный документ крестьянской войны.

В начале марта в городе Меммингене обрались руководители отрядов с целью выработать общие программные требования. Руководитель одного из отрядов кузнец, убежденный лютеранин, выступавший против насильственных действий за мирное решение крестьянских проблем путем переговоров с властями, поручил подготовить свод основных жалоб и требований двум опытным людям. Первым таким человеком стал цвинглианский проповедник, вторым — подмастерье скорняка, хорошо знавший Библию и ставший писцом одного из отрядов. Эти люди составили главный программный документ Крестьянской войны — «Двенадцать статей». В марте 1525 г. статьи были напечатаны и за время Крестьянской войны этот документ переиздавался 24 раза.

В отличие от той части повстанцев, которая брала штурмом замки и монастыри, разрушала их, попутно грабя их запасы и винные погреба, составители «12 статей» стремились продемонстрировать свои мирные намерения. Статьи сопровождались многочисленными ссылками на Евангелие.

Требования «Двенадцати статей»:

  1. Право выбора общиной своего священника, который должен проповедовать истинное Евангелие. Указывалось, что крестьяне предлагают содержать его за счет «большой десятины», с зерна, платить которую они были согласны.
  2. Отменить «малую десятину» со скота «ибо Господь Бог сотворил скот для того, чтобы люди бесплатно пользовались им»
  3. Отмена личной несвободы и крепостного права.
  4. Отменить дворянские привилегии на рыбную ловлю и охоту, ибо Бог дал человеку «…власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде».
  5. Разрешить безвозмездно пользоваться лесом для топлива и строительства.
  6. Сократить, хотя и не отменить вовсе, барщину.
  7. Отвлечение крестьян на отработки должно быть в удобное для него время, не должно наносить ущерб ведению его хозяйства и не превышало бы заключенных договоров.
  8. Размер арендной платы за землю не должен разорять крестьянина.
  9. Отвергался произвол судов в назначении новых штрафов. Им предлагалось при вынесении наказаний опираться на прежний писаный закон.
  10. Возвратить общинам незаконно захваченные у них земли.
  11. Отменить посмертный побор обижающий беззащитных вдов и сирот.
  12. «Общее решение»: Выражена готовность оступить от той статьи, которая противоречит Святому писанию.

«Двенадцать статей» были приняты тремя отрядами, которые решили составить общее «Христианское объединение». Правда, единое командование военной силой при этом не было создано, отряды лишь извещали друг друга о своих действиях и планах. Объединение повело переговоры со Швабским союзом и между сторонами было заключено перемирие.

Читайте так же:  Нотариус в железнодорожном районе рязани

Однако в апреле 1525 г. восставшие нарушили перемирие захватами замков и монастырей и казнями священников и дворян. Командующий Швабского союза к этому времени закончил перевооружение войска союза и его пополнение наемниками на деньги, предоставленные Фуггерами. Нанеся неожиданный удар по крестьянам, правительственные войска одержали первую значительную победу. Сказалась неопытность крестьян в военном деле, не раз проявлявшаяся и позже. После первых же залпов артиллерии они начинали разбегаться.

Швабский союз сочетал разгром отрядов восставших по частям с дипломатией и компромиссами. В апреле 1525 г. в Вейнгартене был заключен мирный договор с одним из самых крупных отрядов в 12 тысяч человек. Повстанцы обязались быть послушными господам, если их жалобы будут рассмотрены и никаких наказаний за участие в восстании не последует. Вейнгартенский договор позволил войскам Швабского союза двинуться во Франконию, где восстание вступило в свою высшую фазу.

Восстание во Франконии

Крестьянское движение во Франконии, началось в марте 1525 г. Здесь также возникло несколько больших повстанческих отрядов, начались штурмы и сожжения замков и монастырей.

Повстанцы во Франконии угрозами вынуждали население оказывать им помощь или присоединяться к ним.

Програмный манифест восстания во Франконии — анонимный документ «Статейное письмо», распространявшийся с начала мая 1525 г. Автор «Статейного письма», предлагал создавать «христианские объединения» для освобождения «простого бедного человека» от тягот. Цель этого — избежать вооруженной борьбы и кровопролития. К тем, кто не примкнет к объединению, применяется светское отлучение, то есть изгнание, лишение прав, а в случае сопротивления — казнь. Замки и монастыри объявляются находящимися в светском отлучении немедленно. Анонимный автор исходил из принципа перехода власти к народу, который противостоит господам и сам решает, не считаясь ни с какими существующими властями, что нужно делать со своими противниками. Статейное письмо читали не многие крестьяне, но в нём отражены основные тенденции, которые восставшие на практике даже ничего не зная об этом документе.

Специфика восстания во Франконии в том, что здесь было многочисленным рыцарство. Из его среды вышли люди, возглавившие крестьянские отряды. Некоторые рыцари, такие как разорившийся дворянин Флориан Гейер, искренне поддерживал крестьян. Другие, например, рыцарь Гец фон Берлихинген становились командирами отрядов, чтобы не допустить «неразумных» действий повстанцев в своих владениях и владениях своих соседей. Ещё в 1514 г., находясь на службе у герцога Ульриха Вюртембергского, Гец фон Берлихинген участвовал в подавлении восстания крестьян и горожан, организованного тайным обществом «Бедный Конрад». Во время, будучи командиром отряда крестьян, предал их в канун решающего сражения с противником. Спустя два с половиной столетия некоторые события того периода нашли отражение в исторической драме Гёте «Гёц фон Берлихинген».

В мае 1525 г. во Франконском городе Гейльбронне был намечен съезд делегатов от крестьянских отрядов. Он, однако, не состоялся из-за вестей о приближении войск Швабского союза. Не обсужденной, только в виде проекта, осталась «Гейльброннская программа», подготовленная, начальником полевой канцелярии одного из отрядов, и бывшим городским казначеем.

Содержание Гейльброннской программы отразило разнородный состав франконского движения. В ней нашли выражение интересы и крестьянства, и бюргерства, и дворянства. Главная цель проекта — усиление центральной власти императора в противовес князьям. Князья должны были стать лишь должностными лицами империи. Церковные имущества подлежали секуляризации, а из этого фонда следовало наделить землей рыцарство. Духовенство следовало отстранить от власти в светских делах. Крестьянам программа обещала отмену личной зависимости и возможность выкупить феодальные повинности за взнос, равный их 20-летней стоимости. Больше всего проект обещал горожанам: установление единых монеты, мер и веса, отмену внутренних таможенных сборов, выборный суд и представительство при принятии законов в общеимперском органе. Запрет деятельность крупных торгово-ростовщических компаний, которых горожане часто обвиняли в стремлении к монополии. Программа осталась лишь утопией, но как исторический источник она адекватно отражает интересы и мотивы восставших во Франконии.

Войскам Швабского союза удалось разбить франконские отряды. Их били поодиночке. Флориан Гейер погиб в бою. Тысячи схваченных повстанцев были подвергнуты суровым наказаниям, руководители — жесточайшим пыткам и казни, часть крестьян – ослеплению. Господа мстили за пережитый ими страх. Расправившись с повстанцами во Франконии, войска Швабского союза вернулись в Швабию и добили там оставшихся мятежников с помощью самих же крестьян, соблюдавших Вейнгартенский договор.

Восстание в Тюрингии и Саксонии

Началось в феврале 1525 г. Здесь более активно, чем в остальных областях, в восстании участвовало городское плебейство. Важную роль в воздействии на умы повстанцев сыграл Томас Мюнцер. С февраля 1525 г. имперский город Мюльгаузен с 7,5 тысячами населения, где находился Мюнцер, стал одним из важнейших центров Крестьянской войны. Магистрат оказался под влиянием Мюнцера и его сторонников, а также другого народного проповедника, Генриха Пфейффера, уроженца Мюльгаузена. Полного согласия в тактике между Мюнцером и Пфейффером не было, но оба стремились вдохновить повстанцев на борьбу. Мюнцер пророчил скорый конец «безбожным тиранам» и переход власти к простому народу, утверждая, что крестьянские отряды действуют по прямому повелению Господа.

Крупный военный лагерь повстанцев образовался у города в мае 1525 г. Франкенхаузен в Тюрингии. Туда прибыл на подмогу и Мюнцер с тремя сотнями человек. Навстречу княжескому войску вышел отряд в 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом. Мюнцер обратился к ним еще раз с абсурдным воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы.

Перед сражением на небе появилась радуга, и Мюнцер, вдохновлявший крестьян своей речью, уверял их, что это знак поддержки со стороны небесных сил — ведь радуга, связующая небо и землю, была изображена и на знамени крестьян. Княжеские войска применили против мятежников артиллерию. Среди повстанцев поднялась паника, за бегущими устремилась княжеская конница, Было убито 5 тысяч повстанцев, 600 взято в плен. Мюнцер и Пфейффер были казнены. С восстанием в Тюрингии было покончено.

Лютер во время крестьянской войны

В апреле 1525 г. Лютер написал «Увещевание к миру в связи с «12 статьями» швабского крестьянства», в котором проанализировал “Двенадцать статей” швабских крестьян и выразил им сочувствие.

Когда Лютер писал «Увещевание к миру», он еще не знал, что выступление крестьянства, требовавшего права и свободы, сопровождалось погромами замков и монастырей, актами жестокого насилия и убийствами. Придерживаясь в этом сочинении дружеского, примирительного тона, он заявлял, тем не менее, что ни при каких обстоятельствах не согласится с декларируемым в программе стремлением крестьян к ликвидации различий между Божьим и светским царствами. Если это произойдет, — отмечал Лютер, — то светское правление будет разрушено, проповедь Божьего слова — приостановлена, а вся Германия будет обречена на то, чтобы длительное время лежать в руинах.

В мае 1525 г., когда в числе руководителей восстания в Тюрингии встал Томас Мюнцер, Лютер, узнав о массовых убийствах, написал брошюру “Против шаек крестьян, сеющих убийства и разбой”. В этом памфлете Лютер с ненавистью и яростью осуждал мятеж и призывал «рубить, душить, колоть» повстанцев «как бешеных собак». Усмирители восстания действовали подобным образом и без его призыва, но с этого времени Лютер твердо связал свою судьбу с существующими властями.

Завершение Крестьянской войны в основных районах.

Уже к лету 1525 г. главные районы Крестьянской войны были усмирены войсками Швабского союза и князей, но возмущение все еще проявлялось в разных местах. Последнюю из локальных вспышек подавили в декабре 1525 г.

Восстание в Тироле и Зальцбурге

Уже после завершения войны в основных трёх районах, на юго-западе Германии активизировалось восстание крестьян и горнорабочих в графстве Тироль и в Зальцбургском архиепископстве (обе территории в юго-западной Германии на границе с республикой Венеция, сейчас это территория Австрии). Здесь волнения крестьян весной 1525 г.

В Тироле во главе движения стоял бывший секретарь архиепископа Михаил Гайсмайер. В августе 1525 г. он был заключён властями в тюрьму, но сумел бежать. В феврале-марте 1526 г. он составил для Тироля программу важнейших преобразований — «Земское устройство» (Landsordnung). Реальные планы, которые хотел бы осуществить Гайсмайер в случае победы, сочетались с утопией. В «Земском устройстве» речь шла об установлении в Тироле республиканских порядков. Намечалась мелиорация болот и освоение пустошей для выращивания зерновых культур, чтобы Тироль смог избавиться от необходимости ввозить хлеб. Предусматривалось ввести государственную монополию торговли, за счет десятины организовать помощь бедным, после роспуска монастырей устроить в их зданиях госпитали и приюты для детей. В стране должно было полностью восторжествовать равенство, поэтому городские стены намечалось снести, чтобы городов не стало, за исключением городов южного Тироля Бриксена и Триента (современный Тренто в Италии). Всех ремесленников следовало собрать в одно место — в Бриксен, деятельность купцов прекратить.

В июле 1526 г. Войска князей и Швабского союза вытеснили повстанцев из Германии. Гайсмайеру удалось через горы вывести часть восставших во владения Венеции. Здесь он в течение нескольких лет готовился к продолжению войны с Габсбургами , поддерживая попытки создать новые тайные крестьянские общества . Венеция не мешала его деятельности, так как в этот период была противником Габсбургов в ходе Итальянских войн. После нескольких неудачных попыток покушения Гайсмайер был убит подосланным князьями наёмным убийцей в 1532 г. Только после этого Швабский союз решился распустить свои войска, непрерывное содержание которых в течении нескольких обходилось ему очень дорого.

Причины поражения крестьян

В. Циммерман указывает следующие основные причины поражения крестьян:

1. Невозможность одновременно действовать общими силами из-за разрозненность на обширном пространстве. В то же время их враги могли собрать воедино все силы при каждом нападении.

2. Неопытные в войне и политике, склонные к пьянству крестьяне упускали удобные моменты для битв и переговоров. Они не сумели в достаточной мере привлечь на свою сторону своих естественных союзников против князей – мелких дворян и бюргеров, но в то же время доверялись договорам с сильным врагом в лице князей. Вероломство по отношению к бунтовщикам было принципом князей, поскольку соблюдать обещания данные еретикам не было делом чести.

3. Предводители крестьян не пользовались всеобщим доверием в крупных отрядах повстанцев. Хотя эти начальники были опытными воинами и влиятельные авторитеты у себя в селении, но на крестьян из других мест этот авторитет незнакомцев уже не действовал, а к армейской субординации простые крестьяне были не приучены. Такая ситуации вела к многочисленным случаям предательства и измены среди крестьян, легко поддававшихся на подкуп.

Итоги Крестьянской войны.

1) Поражение Крестьянской войны укрепило взаимосвязи лютеранской Реформации с властью князей и магистратов.

2) В тех католических княжествах, где лютеранство было ещё слабо распространено католицизм окончательно упрочил свои позиции, так как под предлогом борьбы с лидерами бунтовщиков были казнены почти все евангелические проповедники.

3) Власти пошли и на некоторые уступки, частично реализуя программу «Двенадцати статей», чтобы разрядить социальную напряженность в стране. Союзное собрание князей в августе 1526 г. объявил о: «. кто через увеличение повинностей заставит подданных взяться за оружие, не должен рассчитывать на помощь союза».

4) Реальное политическое значение крестьянских общин подорвано, но их представительство в ландтагах было расширено, для возможности оперативно находить компромиссы крестьян с властью. Крестьянские представительства назывались ландштанды, они давали возможность сдерживать усиление эксплуатации.

5) Победа князей привела к тому, что их могущество стало превышать могущество императора во внутригерманских делах, что не позволяло развивать возможности национального объединения путем политической централизации.

6) Огромные людские потери и упадок хозяйства привели к внешнеполитическому ослаблению империи перед османской угрозой. Это было использовано Османской империей в последующие годы для усиления своей экспансии в юго-восточную Европу.

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1524-1526

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1524-1526 годов — в Германии, крупнейшее восстание крестьян в Западной Ев­ро­пе в Сред­не­ве­ко­вье и ран­нем Но­вом вре­ме­ни.

Бы­ла вы­зва­на ущем­ле­ни­ем эко­но­мических и пра­во­вых ин­те­ре­сов кре­стьян фео­да­ла­ми (рост пла­те­жей и по­вин­но­стей, умень­ше­ние аль­мен­ды, ог­ра­ни­че­ние ав­то­но­мии и са­мо­управ­ле­ния сель­ских об­щин) в ус­ло­ви­ях бы­ст­ро­го раз­ви­тия то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний. Ог­ром­ное влия­ние на Крестьянскую войну ока­за­ла Ре­фор­ма­ция, во мно­гом из­ме­нив­шая ми­ро­воз­зре­ние кре­сть­ян­ст­ва, в т. ч. его от­но­ше­ние к цер­ков­ным и свет­ским вла­стям. Важ­ную роль в под­го­тов­ке Крестьянская война сыг­ра­ла дея­тель­ность в конце XV — начале XVI веков тай­ных кре­сть­ян­ских сою­зов «Баш­мак» и «Бед­ный Кон­рад». Основные оча­ги Крестьянской войны на­хо­ди­лись в Шва­бии, Фран­ко­нии, Эль­за­се, Сред­ней и Юго-Восточной Гер­ма­нии.

Читайте так же:  Возмещение ндс налогоплательщик 3082 инструкция по заполнению

Пер­вые вы­сту­п­ле­ния кре­сть­ян на­ча­лись ле­том 1524 года в Южном Шварц­валь­де. К мар­ту 1525 года вос­ста­ние рас­про­стра­ни­лось на Верх­нюю Шва­бию, где сфор­ми­ро­ва­лось 6 круп­ных воо­руженных кре­стьян­ских от­ря­дов, на­счи­ты­вав­ших до 40 тысяч человек. На со­б­ра­нии уме­рен­ной час­ти ру­ко­во­ди­те­лей Крестьянской войны в городе Мем­мин­ген 6-7.3.1525 года бы­ло соз­да­но т. н. Хри­сти­ан­ское объ­е­ди­не­ние и при­ня­та про­грам­ма «12 ста­тей» (на­пе­ча­та­на 19.3.1525 года), со­став­лен­ная пис­цом од­но­го из от­ря­дов Се­ба­сть­я­ном Лот­це­ром и про­по­вед­ни­ком цвинг­ли­ан­ст­ва Кри­сто­фом Шап­пеле­ром. В про­грам­ме под­чёр­ки­ва­лись мир­ные на­ме­ре­ния кре­сть­ян, их стрем­ле­ние к смяг­че­нию феодального гнё­та (уп­разд­не­ние лич­ной за­ви­си­мо­сти, умень­ше­ние по­вин­но­стей, вос­ста­нов­ле­ние сво­бод­но­го поль­зо­ва­ния об­щин­ны­ми угодь­я­ми и ав­то­но­мии сель­ских об­щин, пра­во вы­бо­ра об­щи­ной свя­щен­ни­ка и др.). Боль­шин­ст­во тре­бо­ва­ний обос­но­вы­ва­лось ссыл­ка­ми на Еван­ге­лие и «бо­же­ст­вен­ное пра­во». Чле­ны Хри­сти­ан­ско­го объ­е­ди­не­ния 25.3.1525 года за­клю­чи­ли в городе Ульм пе­ре­ми­рие с вы­сту­пив­шим про­тив кре­сть­ян Шваб­ским сою­зом 1488-1534 годов, объ­е­ди­няв­шим кня­зей, ры­ца­рей и им­пер­ские го­ро­да. В то же вре­мя ра­ди­каль­но на­стро­ен­ная часть вос­став­ших про­дол­жа­ла во­енные дей­ст­вия и за­хва­ти­ла несколько мо­на­сты­рей и зам­ков. В 1-й половине апреля 1525 года, мо­би­ли­зо­вав зна­чительные си­лы и по­ста­вив их под ко­ман­до­вание трух­зе­са (се­не­ша­ля) Ге­ор­га фон Вальд­бур­га, Шваб­ский со­юз на­нёс кре­сть­я­нам ряд тя­жё­лых по­ра­же­ний, в т. ч. в бит­вах при Лейг­хай­ме (4.4) и Вур­цахе (14.4). Часть пов­стан­цев 17.4.1525 года за­клю­чи­ла с Вальд­бур­гом Вейн­гартен­ский до­го­вор, обя­зав­шись сло­жить ору­жие в об­мен на обе­ща­ние вла­стей удов­ле­тво­рить не­ко­то­рые из их тре­бо­ва­ний. По­след­ним круп­ным ус­пе­хом вос­став­ших в Шва­бии ста­ло взя­тие города Фрай­бург (23.5), но к кон­цу ию­ля со­про­тив­ле­ние кре­сть­ян бы­ло поч­ти пол­но­стью по­дав­ле­но.

Вейн­гар­тен­ский до­го­вор по­зво­лил на­пра­вить большую часть войск Шваб­ско­го сою­за во Фран­ко­нию, где Крестьянская война на­ча­лась в кон­це мар­та 1525 года. Вос­став­шие за­хва­ты­ва­ли и раз­ру­ша­ли мо­на­сты­ри и зам­ки, при­ну­ж­да­ли фео­да­лов к при­зна­нию тре­бо­ва­ний «12 ста­тей». Дей­ст­вия пов­стан­цев в этот пе­ри­од во мно­гом ос­но­вы­ва­лись на но­вом про­грамм­ном до­ку­мен­те — ано­ним­ном «Ста­тей­ном пись­ме» (об­на­ро­до­ва­но в на­ча­ле мая 1525 года; со­став­ле­но, по-ви­ди­мо­му, ра­нее). Его ав­тор ис­хо­дил из прин­ци­па не­об­хо­ди­мо­сти пе­ре­хо­да вла­сти к на­ро­ду и от­ка­зы­вал­ся от лю­бых ком­про­мис­сов с «гос­по­да­ми» (свет­ски­ми и цер­ков­ны­ми фео­да­ла­ми). Во Фран­ко­нии вос­став­шим уда­лось за­ру­чить­ся под­держ­кой ря­да не­боль­ших го­ро­дов, во гла­ве кре­сть­ян вста­ли обед­нев­шие ры­ца­ри Фло­ри­ан Гей­ер и Гёц фон Бер­ли­хин­ген. Ру­ко­во­ди­те­ли пов­стан­цев пла­ни­ро­ва­ли со­брать в мае 1525 года в городе Гей­льб­ронн съезд де­ле­га­тов от всех кре­сть­ян­ских от­ря­дов. Спе­ци­аль­но для это­го съез­да бы­ла со­став­ле­на Гей­ль­бронн­ская про­грам­ма (ав­то­ры — гла­ва по­ле­вой кан­це­ля­рии од­но­го из от­ря­дов Вен­дель Ги­п­лер и бывший городской ка­зна­чей Фрид­рих Вей­ганд), вы­ра­жав­шая ин­те­ре­сы не толь­ко кре­сть­ян­ст­ва, но и бюр­гер­ст­ва, а так­же ры­цар­ст­ва. Про­грам­ма пре­ду­смат­ри­ва­ла ряд пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на ог­ра­ни­че­ние про­из­во­ла кня­зей и уси­ле­ние вла­сти им­пе­ра­то­ра: вве­де­ние об­ще­им­пер­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, еди­ной мо­не­ты, уни­фи­ка­цию сис­те­мы мер и ве­сов, от­ме­ну внутренних та­мо­жен­ных по­шлин, се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных иму­ществ в поль­зу ры­цар­ст­ва и др. Ве­ро­ят­но, Гей­льб­ронн­ская про­грам­ма долж­на бы­ла слу­жить до­пол­не­ни­ем к «12 стать­ям», по­это­му в неё во­шло срав­ни­тель­но не­мно­го соб­ст­вен­но кре­сть­ян­ских тре­бо­ва­ний (от­ме­на лич­ной за­ви­си­мо­сти, воз­мож­ность вы­ку­па феодальных по­вин­но­стей за до­воль­но круп­ный взнос). Од­на­ко в свя­зи с при­бли­же­ни­ем войск Шваб­ско­го сою­за съезд в Гей­ль­брон­не не со­сто­ял­ся. В ию­не 1525 года кре­сть­ян­ские от­ря­ды Фран­ко­нии бы­ли раз­би­ты в сра­же­ни­ях при Кё­нигс­хо­фе­не (2.6) и при Ин­голь­штад­те (4.6).

На­ча­лу Крестьянской войны в Средней Гер­ма­нии спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность про­по­вед­ни­ков ра­ди­каль­ных ре­фор­мационных идей То­ма­са Мюн­це­ра и Ген­ри­ха Пфейф­фе­ра. Их сто­рон­ни­ки в се­ре­ди­не мар­та 1525 года взя­ли под кон­троль ма­ги­ст­рат города Мюль­хау­зен, а за­тем за­хва­ти­ли ряд го­ро­дов, зам­ков и мо­на­сты­рей. Мюн­цер при­зы­вал к уча­стию в вос­ста­нии го­ро­жан и гор­но­ра­бо­чих, од­на­ко к кре­сть­я­нам примк­ну­ла лишь не­зна­чи­тель­ная их часть. Вой­ска ланд­гра­фа Фи­лип­па Гес­сен­ско­го, при­ме­нив ар­тил­ле­рию, раз­гро­ми­ли основные си­лы вос­став­ших в бит­ве при Фран­кен­хау­зе­не (15.5). К на­ча­лу ию­ня вос­ста­ние в Тю­рин­гии бы­ло окон­ча­тель­но по­дав­ле­но.

В Эль­за­се, где ак­тив­но дей­ст­во­ва­ли про­по­вед­ни­ки-ана­бап­ти­сты, вос­ста­ние на­ча­лось в апреле 1525 года, к маю в не­го бы­ли во­вле­че­ны до 35 тысяч человек. Кре­сть­я­не за­хва­ти­ли город Ца­берн, но по­тер­пе­ли не­уда­чу при штур­ме Страс­бур­га. Вой­ска гер­цо­га Ан­туа­на Ло­та­ринг­ско­го оса­ди­ли Ца­берн (16.5.1525 года) и вы­ну­ди­ли пов­стан­цев сдать­ся. На­ру­шив ус­ло­вия пе­ре­ми­рия, гер­цог при­ка­зал пе­ре­бить 18 тысяч кре­сть­ян (круп­ней­шее кро­во­про­ли­тие за всё вре­мя Кре­сть­ян­ской вой­ны).

Доль­ше все­го Крестьянская война про­дол­жа­лась в Юго-Восточной Гер­ма­нии. В на­ча­ле мая 1525 года в Зальц­бург­ском ар­хи­епи­скоп­ст­ве вспых­ну­ло вос­ста­ние кре­сть­ян и гор­ня­ков, вско­ре рас­про­стра­нив­шее­ся на со­сед­ние Ка­рин­тию и Шти­рию. Пов­стан­цы на­нес­ли по­ра­же­ние вой­скам эрц­гер­цо­га Фер­ди­нан­да (бу­ду­ще­го императора Фер­ди­нан­да I Габс­бур­га) в бит­ве при Шлад­мин­ге (3.7; круп­ней­шая по­бе­да вос­став­ших в хо­де Крестьянской войны). Ар­хи­епи­скоп Зальц­бург­ский был вы­ну­ж­ден со­гла­сить­ся час­тич­но удов­ле­тво­рить тре­бо­ва­ния вос­став­ших. В Ти­ро­ле во гла­ве кре­сть­ян­ских от­ря­дов встал Ми­ха­эль Гайс­майр, бывший сек­ре­тарь ар­хи­епископа Брик­сен­ско­го. Вос­ста­ние уда­лось по­да­вить лишь по­сле аре­ста Гайс­май­ра в августе 1525 года. Но уже в ок­тяб­ре Гайс­майр со­вер­шил по­бег и ук­рыл­ся в Швей­ца­рии, где в начале 1526 года со­ста­вил про­грамм­ный до­ку­мент «Зем­ское уст­рой­ство» — план пре­об­ра­зо­ва­ния Ти­ро­ля в рес­пуб­ли­ку. «Зем­ское уст­рой­ст­во» пре­ду­смат­ри­ва­ло ого­су­дар­ст­вле­ние гор­но­руд­но­го де­ла, вве­де­ние государственной мо­но­по­лии на тор­гов­лю, ос­вое­ние но­вых сельскохозяйственных зе­мель, ли­к­ви­да­цию мо­на­сты­рей и всех го­ро­дов, за ис­клю­че­ни­ем Брик­се­на и Три­ен­та (ны­не Трен­то), ока­за­ние по­мо­щи бед­ным за счёт средств от сбо­ра де­ся­ти­ны. Вес­ной 1526 года Гайс­майр воз­гла­вил но­вое вос­ста­ние в Зальц­бург­ском ар­хи­епи­скоп­ст­ве, но по­тер­пел по­ра­же­ние при Рад­штад­те (2.7) и с ос­тат­ка­ми сво­их сил от­сту­пил на тер­ри­то­рию Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки.

По­ра­же­ние Крестьянской войны по­дор­ва­ло по­ли­тическое зна­че­ние сель­ских об­щин. В то же вре­мя в отдельных рай­онах Гер­ма­нии вла­сти, стре­мясь не до­пус­тить но­вых кре­сть­ян­ских вы­сту­п­ле­ний, со­гла­си­лись на реа­ли­за­цию не­ко­то­рых пунк­тов про­грам­мы «12 ста­тей». Боль­шин­ст­во уме­рен­но на­стро­ен­ных ли­де­ров Ре­фор­ма­ции (вклю­чая Мар­ти­на Лю­те­ра и Фи­лип­па Ме­лан­хто­на) от­не­слись к Крестьянской войне рез­ко от­ри­цатель­но. В пам­фле­те «Про­тив раз­бой­ничь­их и гра­би­тель­ских ша­ек кре­сть­ян» Лю­тер при­звал вла­сти бес­по­щад­но по­да­вить мя­теж. Тем са­мым в хо­де Крестьянской войны ук­ре­пи­лись свя­зи лю­те­ран­ской Ре­фор­ма­ции с князь­я­ми и городскими вла­стя­ми.

Крестьянская война (1524-1525 гг.)

Крестьянская война (1524-1525 гг.)

Общественное движение и социальная борьба в Германии конца XV — начала XVI в. достигли своей кульминации в Крестьянской войне 1524-1525 гг. Одна из ее причин —ухудшение экономического, социального и правового статуса крестьян, особенно в Юго-Западной и Центральной Германии. Развитие раннекапиталистических отношений сужало сферу действия традиционной экономики, а это, в свою очередь, отражалось на доходах сеньоров и крестьян. Пытаясь компенсировать свои «имущественные потери», феодалы шли на повсеместное нарушение средневековых традиций, постоянно повышали ренту и вводили новые повинности, захватывали общинные угодья. Усилилось вмешательство сеньоров и в частную жизнь крестьянства. Все это стало предпосылками общественного взрыва. Источники зафиксировали в сознании крестьян ожидание беды. Во многих немецких землях тогда часто вспоминали пророчество: «Кто в двадцать третьем году не умрет, в двадцать четвертом не утонет, а в двадцать пятом не будет убит, тот скажет, что с ним произошло чудо». На росте социальной напряженности и динамике крестьянских выступлений отразились и резкое повышение цен, неурожаи, периодические голодовки.

Крестьянской войне предшествовали многочисленные выступления крестьян и горожан в конце XV — начале XVI в.[5], которые можно рассматривать как важную предпосылку событий 1524-1525 гг. В ходе этих выступлений обосновывалось право крестьян на борьбу против господ, шло организационное оформление сил, готовых пойти на мятеж.

Развернувшаяся в Германии в первой половине 20-х гг. XVI в. Реформация породила в обществе, особенно в его низах, надежды на быстрое и существенное улучшение жизни. В такой ситуации попытка М. Лютера и князей свести Реформацию только к церковным и политическим реформам не могла удовлетворить значительные слои общества и вызвала многочисленные «интерпретации» Реформации с определенной долей социальных требований.

Особенностью Крестьянской войны в Германии было широкое участие в ней горожан. Общественная структура немецких городов была довольно сложной, что объясняет различие социальных целей городских жителей. Низы города, как и крестьянская беднота, были настроены довольно радикально, неслучайно в их среде были популярны уравнительные настроения. Бюргерство в целом тяготело к мирным, но не менее грандиозным преобразованиям, особенно в экономической и политической сферах. Однако реформируя в пределах подконтрольных им территорий церковь, выдвигая различные программы общественного переустройства, вступая в контакты с крестьянством, часть бюргерства вольно или невольно оказалась в лагере тех, кто взялся за оружие.

Ход войны и ее программные документы

Крестьянская война, которую современники образно назовут «потопом», началась в Южном Шварцвальде и в Верхней Швабии. Здесь летом-осенью 1524 г. крестьяне предъявили своим господам несколько «постатейных» жалоб, в которых содержались требования ограничения господского гнета. В конце 1524 г. в Верхней Швабии появилась и первая программа Крестьянской войны — «Статейное письмо». В программе предлагалось для «освобождения» «простого бедного человека» от тягот духовных и светских господ создать «христианское объединение», не прибегая к кровопролитию. К тем же, кто отказывался примкнуть к «объединению», применялось «светское отлучение» — своеобразный бойкот, когда всем людям вменяется в обязанность «не иметь и не поддерживать никакого общения с отлученными». Авторы «Статейного письма» стремились к воплощению в жизнь идеальной общинной модели (крестьянской), основанной на исполнении заповедей Христа о братской любви.

В марте 1525 г. в Верхней Швабии, близ городов Ульма, Кемптена, Меммингена, образовались крупные отряды крестьян. Руководители этих отрядов в своем большинстве, придерживались мирной тактики, добиваясь лишь смягчения феодального гнета и отмены личной зависимости. Активизировали свою деятельность и крестьянские ландштанды. Под Фрайбургом на ландштандах избирались должностные лица («капитаны», «прапорщики», «фельдфебели»), которым подчинялись все способные носить оружие крестьяне.

В начале марта 1525 г. три главных отряда Верхней Швабии создали в городе Меммингене «Христианское объединение» и заключили перемирие со Швабским союзом. Именно тогда руководители этих отрядов составили самую известную программу Крестьянской войны — «12 статей». Во вступительной части и в тексте самой программы подчеркиваются сугубо мирные намерения крестьян, их стремление «жить согласно с Евангелием», которое давало образцы истинно христианской жизни. В первой же статье крестьяне высказываются в пользу выбора общиной священника, который должен проповедовать «одну лишь истинную веру». Требуя отмены «малой десятины», авторы признавали обоснованность «большой десятины» при условии использования ее на нужды общины и содержание выборного священника, настаивали на отмене личной зависимости и «посмертного побора», на возвращении крестьянам общинных угодий, уменьшении многочисленных поборов и барщины (при сохранении этих повинностей в принципе). Вместе с тем подчеркивалась готовность покоряться «всякой власти, поставленной от Бога».

«12 статей» получили большое распространение среди крестьян (были напечатаны за время Крестьянской войны 25 раз) и стали подлинно народной программой. Несмотря на постоянную апелляцию к авторитету Евангелия, «12 статей» зафиксировали в большей степени материальную трактовку крестьянством Реформации. В связи с этим, видимо, можно говорить об особом типе народной Реформации, которая понималась как стремление к материальному и социальному благополучию. С точки зрения крестьянского сознания XVI в. данную программу нельзя назвать умеренной. В пределах крестьянской системы ценностей предполагалось существенное изменение социального режима: вместо личной зависимости от господ личная свобода, снижение и нормирование ренты, справедливый суд, укрепление автономии общины и т. д.

Восставшие крестьяне рассматривали наличие земельного имущества у церкви как противоречащее «Божьему праву», поэтому в конце марта 1525 г. в Верхней Швабии они захватили ряд монастырей и начали требовать раздела монастырского имущества. В ответ войска Швабского союза, руководимые трухзесом (стольником) Георгом фон Вальдбургом, нарушили перемирие с восставшими крестьянами и напали на них. Георг фон Вальдбург, встретивший ожесточенное сопротивление в некоторых районах (прежде всего, в горных), был вынужден перейти к позиционной войне. Его спасла, однако, несогласованность действий крестьянских отрядов: некоторые из них вновь пошли на переговоры и заключение перемирия («Вейнгартенский договор» Георга фон Вальдбурга с крупнейшим отрядом крестьян в 12 тыс. человек). В итоге к концу апреля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян были разбиты, после чего трухзес получил возможность направить свои войска во Франконию и Тюрингию.

Читайте так же:  Как сделать осаго в другом городе

Здесь события Крестьянской войны отличались более тесным контактом крестьян с горожанами. При отсутствии крупных городов более заметную роль в движении играло среднее бюргерство (предпринимательские элементы, страдавшие от притеснений феодалов, и обедневшие мастера и торговцы, выступавшие на стороне крестьян более решительно). Во Франконии было многочисленное рыцарство, из среды которого вышли лидеры крестьянских отрядов, например, Ф. Гейер — руководитель так называемого «Черного отряда» и Гец фон Берлихинген — известный как «Железная рука». Радикально настроенные горожане г. Хейльбронна установили связи с крестьянским отрядом, действовавшим под предводительством крестьянина Якоба Рорбаха, решительно подавлявшего сопротивление франконских господ. После объединения «Светлого отряда» Рорбаха с «Черным отрядом» Гейера наметилось преобладание в руководстве движения представителей бюргерства (Гейер и Рорбах были отстранены от управления). Начальник канцелярии объединенного крестьянского отряда Вендель Гиплер, видный деятель бюргерской оппозиции, разработал проект, известный под названием «Хейльброннская программа».

«Хейльброннская программа» отразила концепцию бюргерско-буржуазной и отчасти рыцарской Реформации, охватывающей не только духовную, но и политическую, и экономическую сферы. Концепция новой церкви развивала идеи общинной Реформации. Предполагалось ликвидировать все структуры католической церкви (иерархия, монастыри, ордена и т. д.). Духовные лица исключались из всех политических органов. Община могла избирать и смещать священника, который должен был, как Христос, показывать пример праведной жизни. Община же содержала его, контролировала расход средств на бедных. Среди политических требований превалирует идея государственного единства и гарантии его сохранения (создание имперского правительства и судебной палаты с преобладающим представительством от горожан, превращение князей, графов и рыцарства в зависящих от императора чиновников империи). В сфере экономики предлагалось обеспечение свободы торговли, ликвидация внутренних таможен и пошлин, введение единого налога на поддержание торговой инфраструктуры, унификация монетной системы, ликвидация крупных купеческих компаний и ограничение их капитала до 10 тыс. гульденов и т. д.

Крестьянским чаяниям было уделено меньшее внимание: допускались отмена личной зависимости и малой десятины, свобода охоты и рыбной ловли, возможность выкупа крестьянских повинностей путем единовременной уплаты ежегодного взноса в 20-кратном размере. Последний пункт мог удовлетворить только самых богатых крестьян. В целом же эта программа, предусматривавшая ряд важнейших преобразований буржуазного характера и государственную централизацию, являлась прогрессивным для своего времени, но фактически нереализуемым докумен гом.

Поражение крестьянских войск под Беблингеном 12 мая 1525 г. оказалось решающим для судеб Крестьянской войны во Франконии. Центр крестьянского движения переместился в Тюрингию. Здесь наряду с крестьянами в движении участвовала значительная часть городского плебейства. Во главе тюрингских повстанцев встал Мюнцер, которому удалось захватить власть в имперском городе Мюльгаузене. Однако в сражении при Франкенхаузене, 15 мая 1525 г., крестьянская армия, возглавляемая Мюнцером, была полностью разгромлена. В итоге к лету 1525 г. главные районы Крестьянской войны в западной части Германии были усмирены. Дольше всего держались крестьянские отряды во владениях архиепископа Зальцбургского. Их вождь Михаэль Гайсмайер нанес ряд поражений ландскнехтам архиепископа и войскам князей, пришедших на выручку архиепископу. Окруженный превосходящими силами княжеских войск, Гайсмайер вынужден был отступить на территорию Венецианской республики, где был убит.

Характер и итоги Крестьянской войны

Крестьянская война была довольно многоплановым явлением. Поэтому при определении ее характера нельзя исходить из общей оценки для всех участвовавших в ней социальных групп. Самыми массовыми ее участниками были крестьяне[6]. Большинство из них, насколько позволяют судить программные документы и прежде всего «12 статей», тяготели к традиционным средневековым ценностям. Участие в войне для таких крестьян было актом борьбы за восстановление «идеальной модели» аграрного мира, существовавшего в прошлом (характерна апелляция к «старине», «обычаю», которые должны были соблюдать феодалы), за относительное жизненное благополучие, а не за полное изменение социального порядка. Отсюда стремление к компромиссам и заключению договоренностей с господами.

Важно указать на еще один момент: восставшие крестьяне целиком и полностью оставались в рамках традиционно-феодальной политической культуры, которая не оставляла исторического шанса и не знала прецедента (по крайней мере, в Западной Европе) реализации крестьянских требований в таком масштабе, в каком они были оформлены в программах и растворены в сознании масс. С этой точки зрения Крестьянская война для значительной части крестьян была не политической борьбой, а протестом против всех форм несправедливости вообще, и эта борьба в традиционной общественной структуре не могла быть рационально осмыслена и по большому счету рационально организована. Само крестьянское население было шокировано Крестьянской войной в не меньшей степени, чем знать.

Однако реформационный дух эпохи наложил свой отпечаток и на мышление крестьян. Особенно ясно он виден в постоянной апелляции к Евангелию как юридической основе крестьянских требований (народная концепция «Божьего права») и в готовности крестьян участвовать в секуляризации церковных земель. Традиционное и для средневековых крестьян требование личной свободы, теперь получило библейское обоснование. Радикальная народная трактовка Реформации могла подразумевать полное отрицание важнейших феодальных привилегий, утверждение общинных прав на лесо- и землепользование. В такой среде мистическое учение Томаса Мюнцера нашло твердую опору. Реформационные идеи в крестьянской трактовке и являлись тем самым религиозно-идеологическим обоснованием «мятежа», которое обеспечило его многочисленность и территориальный размах движения. Это в какой-то мере позволяет сопоставить Крестьянскую войну со средневековыми крестьянскими выступлениями, где важную роль играла еретическая мысль.

Но налицо и ряд важных отличий Крестьянской войны от средневековых восстаний. Многие выходцы из крестьянской среды, особенно лидеры движения, «доросли» до зрелого осознания не только крестьянских, но и общенациональных политических требований. В условиях начавшейся в середине 1520-х гг. княжеской Реформации право выборности и смещения священника общиной, отстаиваемое в «12 статьях», распределения самими крестьянами средств «большой десятины», по существу, стало требованием политическим. Можно также отметить высокий уровень самоорганизации некоторых крестьянских отрядов («Черный отряд» Гейера).

Немаловажен в связи с этим и вопрос, почему Крестьянская война была локализована в основном в районах Швабии, Франконии, Тюрингии, Саксонии и австрийских землях. Вероятнее всего, это вызвано тем, что начавшиеся здесь процессы модернизации очень негативно сказались на положении крестьянства. Пытаясь приспособиться к новой экономической ситуации, феодалы резко увеличивали объемы повинностей. Сами же крестьяне вынуждены были менять специализацию, устанавливать связи с рынком для реализации продукции, изыскивать средства для удовлетворения как растущих повинностей, так и своей семьи. В этих условиях традиционный замкнутый микромир аграрного населения явно переживал кризис. Поэтому крестьянство и выдвигало в качестве идеала возвращение к общественным нормам средневекового прошлого (общинность, совместное пользование угодьями, уплата ренты по обычаю и др.). Говорить в таком случае о «революционности» крестьянства не приходится.

Показательно, что Крестьянская война мало затронула северогерманские земли, Центральную и Южную Баварию, а также территории к востоку от Эльбы. В определенной степени это свидетельствует о том, что социальные проблемы не стояли в этих областях Германии так остро, а влияние Реформации на аграрное население не было таким значительным. Так, в среднем течении Рейна и Нижней Германии, где крестьянство раньше и интенсивнее вынуждено было включаться в рыночные связи, а экономическая власть сеньоров адаптировалась посредниками-арендаторами или вытеснялась купцами-скупщиками, лозунги Крестьянской войны не получили распространения.

В землях к востоку от Эльбы, где рыночные импульсы еще во второй половине XV в. способствовали началу переориентации феодального хозяйства на заграничную торговлю аграрной продукцией, социальные последствия этих изменений не были еще такими существенными (в начале XVI в. барщина не превышала нескольких дней в году). В остэльбских землях преобладали крепкие крестьянские хозяйства, а само крестьянство выступало как носитель традиционных ценностей. К тому же полиэтничный состав крестьянства и слабость общинных связей не способствовали их консолидации для защиты своих прав, как это было в Юго-Западной Германии. Сдерживала крестьян и сплоченность феодалов, сила их репрессивного аппарата, обусловленные многовековой экспансией в восточноевропейские земли. В Центральной и особенно Южной Баварии, которую и в более позднее время называли «крестьянской страной», процессы социальной дифференциации были замедленны, эффективно функционировали общинные структуры, защищавшие интересы крестьянства. По меркам Европы XVI в. хозяйства баварских крестьян можно назвать «богатыми». Реформационные идеи с трудом проникали здесь в крестьянскую среду.

Наличие в Германии крупных регионов, не затронутых событиями 1524-1525 гг., позволяет отказаться от утвердившейся еще в советской историографии концепции фундаментальных последствий Крестьянской войны для дальнейшего развития всех германских земель. В таком контексте вернее будет фиксировать их в пределах тех регионов, где были очаги крестьянских выступлений.

Крестьянская война имела тяжелые материальные и социальные последствия для аграрного населения Юго-Западной и Центральной Германии. В первую очередь надо отметить гибель значительного числа социально активных людей. Жертвами войны стали около 70-80 тыс. участников движения. Карательные акции продолжались на протяжении всего 1525 г. Крестьяне, участвовавшие в войне, не только подвергались штрафу в размере от 6 до 10 гульденов с каждого очага, но и уплачивали компенсации за разрушение замков и монастырей. В некоторых регионах росло налогообложение со стороны территориальной власти, в большей части деревень прекратился созыв общинных собраний. Вместо принятых при участии крестьян общинных уставов вводились «господские установления». Опасаясь новых восстаний, феодалы Шварцвальда потребовали, чтобы крестьяне уничтожили церковные колокольни, снесли башни и заборы вокруг деревень.

С другой стороны, имелись и позитивные моменты. В Юго-Западной Германии было остановлено наступление феодальной реакции и распространение лично-наследственной зависимости крестьян. Требования крестьян, изложенные в «12 статьях», здесь были фактически выполнены. Крестьяне в Южной и Центральной Германии получили большую свободу в распоряжении землей. В Швабии и Вюртемберге укрепились ландштанды. Локальная сплоченность крестьян в Германии к западу от Эльбы до некоторой степени препятствовала усилению их эксплуатации местными феодалами.

Несколько иначе обстоит дело с городским населением, позиция которого в годы войны была крайне неоднозначна. Особой противоречивостью своих действий отличалось бюргерство. В целом оно выступало за Реформацию и требовало претворения в жизнь целого комплекса экономических и политических мероприятий, реализация которых, вне всякого сомнения, должна была способствовать развитию раннекапиталистических отношений. В этом смысле мы найдем в городских движениях середины 20-х гг. XVI в. и элементы «раннебуржуазной» революционности. Однако при этом надо помнить, что стремления бюргерства к централизации власти и обеспечению нормального функционирования внутренней торговли нельзя рассматривать как сугубо «буржуазные», ибо борьба с сеньорами (их таможенной и пошлинной политикой) и взаимодействие с королевской властью были актуальны и для средневековой эпохи.

Различалась позиция отдельных групп бюргерства и в отношении крестьянских выступлений. Если некоторые представители радикального бюргерства Франконии и Тюрингии могли идти на сотрудничество с крестьянами и даже выдвигать общие требования, то численно преобладавшее умеренное бюргерство, отчасти удовлетворенное реформационными изменениями, не могло встать на сторону крестьян-мятежников из-за существенных различий интересов и целей. В частности, непопулярными в городской среде были крестьянские призывы к установлению «Божьего права». Бюргерство не нуждалось в особом обосновании личной свободы, которая и так гарантировалась ему в силу принадлежности к городской коммуне. Что же касается антифеодальных крестьянских требований, то они были чужды горожанам, которые сами порой участвовали в эксплуатации жителей сельской округи. Участие городов в подавлении крестьянских мятежей можно рассматривать как стремление к поддержанию авторитета власти и восстановлению государственного порядка. Это было оправдано и экономическими соображениями, ибо война наносила непосредственный урон интересам бюргерства и вела к разрыву торговых связей.

Неоднозначны и последствия Крестьянской войны для бюргерства. С одной стороны, остались неудовлетворенными их требования об имперских реформах. С другой — проведение общинной Реформации в городах, вызванная этим более адекватная городским интересам политика магистратов, снятие в ряде случаев корпоративных запретов и, наконец, укрепление территориальной власти, стремившейся к введению налогового и правового единообразия в пределах своей компетенции, стимулировали процессы модернизации и развитие региональных рыночных структур.

Оценивая в целом характер Крестьянской войны, необходимо отметить, что это был грандиозный социальный конфликт переходного типа с преобладающими средневековыми чертами, но в котором, в контексте Реформации, присутствовали элементы, характерные для раннебуржуазных революций.