Кража груза страховой случай

Оглавление:

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 марта 1997 г. N 3997/96 Кража во время стоянки груза, перевозимого с экспедитором, является не страховым случаем. В этом случае за хищение отвечает страхователь как грузоотправитель. Таким образом, судом установлена грубая неосторожность самого страхователя, что освобождает страховщика от ответственности

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 11 марта 1997 г. N 3997/96

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области от 14.02.96 по делу N 181/23 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.04.96 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Акционерное общество открытого типа «Фирма «МИФ» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с акционерного общества закрытого типа «Страховая компания «Утес» 320 000 000 рублей страховой выплаты в связи с кражей 28.06.95 автомобиля с застрахованным грузом. Право требования страховой выплаты со страховщика передано истцу страхователем — индивидуальным частным предприятием «Вюльвис» по договору о переуступке прав требования долга (цессия) от 10.10.95.

Решением от 14.12.95 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.96 решение отменено, и сумма страховой выплаты полностью взыскана со страховщика.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 18.04.96 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановления апелляционной и кассационной инстанций отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Между ИЧП «Вюльвис» и Тольяттинской дирекцией страховой компании «Утес» был заключен генеральный договор транспортного страхования грузов от 26.05.95 N 95/006.

На основании указанного договора ИЧП «Вюльвис» — страхователь представил страховщику два письменных заявления от 26.05.95: N 35, 36 о намерении заключить договор страхования, в которых содержались неполные сведения о перевозимом грузе: запасные части к автомобилям ВАЗ согласно накладным, упаковка стандартная; перевозка осуществляется с участием экспедитора в течение 10 дней.

Страховщиком были выданы страховые полисы N 00046, 00047 на страхование грузов-запчастей к автомобилям ВАЗ, доставляемых автотранспортом из города Тольятти в Москву. В страховых полисах содержалось дополнительное условие о том, что страховое покрытие на время стоянки обеспечивается лишь при наличии охраняемой стоянки. Наличие дополнительных условий в страховом полисе не противоречит статьям 15 , 16 Закона Российской Федерации «О страховании».

Во время стоянки 28.06.95 автомобиль с грузом был похищен, что подтверждается справкой Октябрьского РОВД города Пензы от 28.06.95 и постановлением следственных органов от 10.07.95.

Данное обстоятельство страхователь расценил как страховой случай и передал право требования страховой выплаты АООТ «Фирма «МИФ».

Однако в материалах дела нет свидетельств принятия страховщиком на страхование именно той партии груза, при перевозке которой произошло хищение.

Согласно полисам N 00046, 00047 страховщик принимает на страхование груз на основании Правил страхования грузов.

В соответствии с пунктом 6.2 названных Правил, введенных в действие с 01.06.93 на основании лицензии от 26.04.93 N 0143 Федеральной инспекции России по надзору за страховой деятельностью, договор страхования грузов заключается на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать точное наименование груза, род упаковки, количество мест, масса груза, номера и даты накладных и других перевозочных документов, вид перевозочного средства, его краткая характеристика и принадлежность, дату отправки и т.д. При неполноте имеющихся у страхователя данных договор может быть заключен предварительно с тем, чтобы окончательное оформление договора произвести по представлении недостающих сведений.

Заявления страхователя не содержали всех необходимых данных о перевозимом грузе, как это предусмотрено Правилами страхования грузов, в полисах также не имелось сведений о номере и дате перевозочного документа, тем самым не подтверждено, что застрахована именно спорная партия груза.

Кроме того, страховые полисы содержали условие о наличии страхового покрытия только при обеспечении охраняемой стоянки. Согласно Правилам дорожного движения стоянкой считается преднамеренная остановка транспортного средства на срок свыше 5 минут. Указанное в полисах условие было нарушено водителем и экспедитором, и автомашина была оставлена без охраны на срок около 40 минут, что подтверждается материалами уголовного дела. Таким образом, налицо факт грубой неосторожности страхователя, находящийся в причинной связи с кражей груза. В этом случае согласно пункту 1 раздела 3 Генерального договора транспортного страхования грузов страховщик не несет ответственности при несоблюдении страхователем условий договора, прямо оговоренных в страховых полисах, что соответствует пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации «О страховании».

Весьма важным по настоящему спору является то, что уступка прав требования при страховании груза грузоотправителем противоречит законодательству , так как только грузоотправитель вправе предъявить требование перевозчику вследствие утраты груза. К страховщику на основании статьи 387 Гражданского кодекса Российской Федерации должны перейти все права требования к перевозчику, которые имел страхователь как грузоотправитель в порядке суброгации.

В то же время договор от 10.10.95 между ИЧП «Вюльвис» — грузоотправителем и АООТ «Фирма «МИФ» содержит только переуступку права требования к страховщику о выплате страхового возмещения. Никаких прав требования к перевозчику у АООТ «Фирма «МИФ» нет, следовательно, в данном случае суброгация страховщику прав грузоотправителя к перевозчику, ответственному за наступление страхового случая, не наступает.

В силу статьи 133 Устава автомобильного транспорта РСФСР сопровождение груза экспедитором отправителя также освобождает перевозчика от ответственности. В связи с этим кража во время стоянки груза, перевозимого с экспедитором, является не страховым случаем, а событием, за которое отвечает страхователь как грузоотправитель, таким образом подтверждается грубая неосторожность самого страхователя в хищении груза.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области от 14.02.96 по делу N 181/23 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.04.96 по тому же делу отменить.

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14.12.95 по делу N 181/23 оставить в силе.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2015 г. N Ф06-23972/15 по делу N А12-14388/2014 (ключевые темы: страховая сумма — экспедитор — перевозка — правила страхования — хищение)

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2015 г. N Ф06-23972/15 по делу N А12-14388/2014

Дело N А12-14388/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,

судей Галиуллина Э.Р., Смоленского И.Н.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу страхового акционерного общества «ВСК»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.11.2014 (судья Самсонов В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи: Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)

по делу N А12-14388/2014

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экспедитор-Про», г. Волгоград (ОГРН 1053477329894, ИНН 3442080907) к страховому открытому акционерному обществу «ВСК», г. Москва (ОГРН 1027700186062, ИНН 7710026574) в лице Волгоградского филиала, г. Волгоград, о взыскании 651 000 руб. 60 коп., при участии третьего лица — общества с ограниченной ответственностью «Амат», г. Ростов-на-Дону Ростовской области,

общество с ограниченной ответственностью «Экспедитор-Про» (далее — ООО «Экспедитор-Про») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к страховому открытому акционерному обществу «ВСК» (далее — СОАО «ВСК») о взыскании страхового возмещения в размере 651 000,60 рублей, а также судебных издержек.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015, иск ООО «Экспедитор-Про» удовлетворен. С СОАО «ВСК» в пользу ООО «Экспедитор-Про» взыскано страховое возмещение в размере 651 000 руб. 60 коп.

С СОАО «ВСК» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 16 020 руб. 01 коп.

В кассационной жалобе СОАО «ВСК» просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

В обоснование жалобы указывается, что по условиям договора страхования пропажа перевозочного транспортного средства с грузом без вести страховым случаем не является.

Судом сделан вывод о том, что ответчиком не представлено убедительных доказательств того, что груз товаров народного потребления пропал без вести вместе с транспортным средством, однако обстоятельства хищения груза подлежат доказыванию истцом, в частности, он должен представить доказательства того, что груз был похищен из автомобиля.

Судом первой инстанции с ответчика взыскано страховое возмещение в полном объеме, без учета франшизы, которая не подлежит возмещению страховщиком страхователю по условиям спорного договора страхования. Суд апелляционной инстанции указал, что разделом 5 договора страхования стороны определили размер безусловной франшизы в зависимости от вида утраченного груза, в то же время решение арбитражного суда первой инстанции оставил без изменения.

Поскольку решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2014 по делу N А53-56033/2013 удовлетворен иск ООО «Экспедитор-Про» к обществу с ограниченной ответственностью «Амат», и истцом получен исполнительный лист, обращение истца с иском по настоящему делу преследует цель получения неосновательного обогащения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Судами установлено и следует из материалов дела, 27.02.2013 между СОАО «ВСК» (страховщик) и ООО «Экспедитор-Про» (страхователь) заключён договор N 1355050000002 страхования профессиональной ответственности экспедитора, в соответствии с условиями которого объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации, возместить грузовладельцам (выгодоприобретателям) ущерб, причинённый при экспедировании грузов автомобильным транспортом.

Ответственность страхователя за причинение вреда третьим лицам определяется в соответствии с законом Российской Федерации о транспортно-экспедиционной деятельности, нормативными правовыми актами в области транспорта.

Период действия договора установлен сторонами с 01.03.2013 по 28.02.2014 включительно.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю.

По условиям договора страхования в качестве страхового случая предусмотрено возникновение обязанности страхователя, выступающего в качестве экспедитора, возместить в силу законодательства Российской Федерации ущерб, нанесённый имущественным интересам грузовладельцев (выгодоприобретателей) в течение срока действия настоящего договора страхования при привлечении по договору перевозки субконтракторов-перевозчиков, непосредственно осуществляющих перевозку груза и указанных в приложении N 3 к договору страхования, в результате событий, перечисленных в пункте 2.2 договора страхования.

Во исполнение договора от 08.12.2011 N 01-6/2754 об оказании транспортно-экспедиторских услуг, заключенного между закрытым акционерным обществом «Торговый Дом «Перекресток» (далее — ЗАО «ТД «Перекресток») (заказчик) и ООО «Экспедитор-Про» (исполнитель), 23.04.2013 между ООО «Экспедитор-Про» (экспедитор) и ООО «Амат» (перевозчик) был заключен договор N 271 перевозки грузов автомобильным транспортом по территории России.

Согласно приложению N 3 к договору страхования ООО «Амат» включено в перечень субконтракторов-перевозчиков, которых страхователь вправе привлекать для перевозки грузов.

Согласно пункту договора от 23.04.2013 N 271 перевозчик осуществляет перевозку грузов, предоставляемых экспедитором, на основании транспортной заявки по территории Российской Федерации автомобильным транспортом.

23.04.2013 была оформлена заявка N 2486 на организацию перевозки товаров народного потребления по маршруту: РЦ Чехов, Московская область, г. Чехов, Чеховский район, Баренцевский со., в районе дер. Новоселки — РЦ ДОН, Ростовская область, Аксайский район, ул. Новочеркасское шоссе, д. 111, корп. 2.

Читайте так же:  Страховка зил 130

В соответствии с данными товарно-транспортной накладной от 24.04.2013 N 595530 водитель Антоненко Александр Петрович, указанный ООО «Амат» в заявке, получил товар на РЦ Чехов на общую сумму 651 000 руб. 60 коп., о чем проставил свою подпись в соответствующих графах накладных.

В период с 23.04.2013 по 29.04.2013 принятый к перевозке груз к месту назначения в предусмотренный условиями договора от 23.04.2013 N 271 и заявки от 23.04.2013 N 2486 на осуществление перевозки срок не прибыл.

В результате хищения груза у истца перед ЗАО «ТД «Перекресток» возникла ответственность за утрату перевозимого груза.

30.04.2013 грузовладелец (ЗАО «ТД»Перекресток») направил в адрес ООО «Экспедитор-Про» претензию (исх. N 285/13) с требованием возместить ущерб в размере 703 279 руб. 83 коп. в виде стоимости похищенного в ходе исполнения договора-заявки от 23.04.2013 N 74 груза.

Платежными поручениями от 28.05.2013 N 414 на 303 279 руб. 83 коп., от 14.06.2013 N 481 на 200 000 руб. и от 27.06.2013 N 517 на 200 000 руб. ООО «Экспедитор-Про» возместило ЗАО «ТД «Перекресток» (грузовладелец) ущерб в виде стоимости похищенного груза.

В свою очередь, ООО «Экспедитор-Про» направило ООО «Амат» (перевозчик) претензию с требованием о возмещении ущерба в размере стоимости утраченного груза.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2014 по делу N А53-26033/2013, вступившим в законную силу, с ООО «Амат» в пользу ООО «Экспедитор-Про» взысканы убытки в размере 651 000 руб. 60 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 21 333 руб. 83 коп.

Исполнительный лист, выданный на основании решения Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2014 по делу N А53-26033/2013, возвращен взыскателю с отметкой службы судебных приставов об отсутствии исполнения.

ООО «Экспедитор-Про» 30.04.2013 обратилось в СОАО «ВСК» с уведомлением о возможной краже груза.

Одновременно истец 08.05.2013 обратился в правоохранительные органы с заявлением о преступлении и розыске похищенного груза. До настоящего времени правоохранительными органами проводятся розыскные доследственные мероприятия, под различными предлогами материалы проверки неоднократно направлялись из г. Чехово Московской области в г. Волгоград и г. Аксай Ростовской области.

До настоящего времени постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудниками полиции не вынесено.

03.04.2014 ООО «Экспедитор-Про» направило в адрес СОАО «ВСК» извещение о страховом случае, а 22.04.2014 — претензию с требованием осуществить страховую выплату в размере 651 000 руб. 60 коп.

Страховщик о принятом решении о выплате страхового возмещения или отказе в выплате страхового возмещения истцу не сообщил, что послужило основанием обращения ООО «Экспедитор-Про» в суд первой инстанции с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.

Пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что страховщик обязан за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного договором страхового случая выплатить страховое возмещение страхователю или выгодоприобретателю.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю.

В силу пункта 3 статьи 3 названного федерального закона добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.

Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

Неотъемлемой частью заключенного сторонами договора страхования являются Правила N 50/1 страхования гражданской ответственности международного перевозчика и экспедитора от 05.07.2005 (далее — Правила страхования).

В силу пункта 4.7 Правил страхования, пункта 3.1.12 договора страхования (изъятия из покрытия) не подлежат удовлетворению требования о возмещении ущерба, причиненного экспедируемому грузу в результате событий, перечисленных в пунктах 4.7-4.7.21 Правил страхования, а также в результате пропажи перевозочного транспортного средства с грузом без вести.

08.05.2013 истец обратился в правоохранительные органы с заявлением о преступлении и розыске похищенного груза. То обстоятельство, что до настоящего времени правоохранительными органами постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудниками полиции не вынесено, не является доказательством отсутствия события — хищения груза, и суды признали обоснованным довод истца о наступлении страхового случая по хищению груза, принятого ООО «Амат» к перевозке.

Поскольку возмещение расходов в связи с произошедшей утратой груза охватывается предоставляемой договором страховой защитой, суды со ссылкой на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2014 по делу N А53-26033/2013, вступившее в законную силу, которым с ООО «Амат» в пользу ООО «Экспедитор-Про» взысканы убытки в размере 651 000 руб. 60 коп., исковое требование удовлетворили в полном объеме.

Довод СОАО «ВСК» о наличии исключения из случаев страхового покрытия в связи с тем, что транспортное средство вместе с грузом пропало без вести, судом отклонен в связи с тем, что ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств того, что груз пропал без вести вместе с транспортным средством.

Между тем судами не учтено следующее.

Пунктом 4.4.2 договора страхования предусмотрена обязанность страхователя при возникновении ситуации, которая может послужить основанием для предъявления претензии или иска лиц, имеющих право по закону на предъявление исковых требований, принять все возможные меры для уменьшения размера ущерба, обеспечить документальное оформление события и о наступлении события уведомить страховщика. Такое уведомление обязательно должно содержать в том числе информацию о характере, причинах, и обстоятельства наступившего события.

В соответствии с пунктом 6.2 договора страхования страхователь направляет страховщику собственное заявление с объяснениями причин, повлекших за собой возникновение убытка, документы, подтверждающие факт и причины страхового случая.

Страховое возмещение в силу пункта 6.3 договора страхования выплачивается в течение 10-ти банковских дней после получения страховщиком заявления страхователя и всех необходимых для выяснения обстоятельств дела документов.

Из указанных пунктов договора страхования следует, что все документы, необходимые для принятия решения о выплате страхового возмещения, представляются страховщику страхователем, и страховщик принимает решение на основании представленных страхователем документов.

Следовательно, непредставление страховщиком доказательств того, что груз товаров народного потребления пропал без вести вместе с транспортным средством, само по себе не является основанием для вывода о правомерности заявленных требований.

Кроме того, пунктом 5.4 договора страхования стороны предусмотрели безусловную франшизу в размере 3% — для акцизных грузов, 2,5% — для стекла, бытовой техники, 1,5% — для прочих грузов.

В отзыве на исковое заявление СОАО «ВСК» обращало внимание на необходимость применения франшизы, однако судом первой инстанции этому доводу оценка не дана.

Суд апелляционной инстанции признал, что условиями раздела 5 договора страхования стороны определили размер безусловной франшизы в зависимости от вида утраченного груза, однако вид утраченного груза не определил и размер франшизы также не учел.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене в связи с тем, что выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо учесть изложенное и принять решение в соответствии с законом и условиями договора.

Довод СОАО «ВСК» о том, что поскольку решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2014 по делу N А53-56033/2013 удовлетворен иск ООО «Экспедитор-Про» к ООО «Амат», и истцом получен исполнительный лист, то он не вправе обращаться в суд с иском по настоящему делу, является необоснованным в силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 12869/11, в соответствии с которой удовлетворение судом искового требования, ранее заявленного непосредственно к лицу, причинившему убытки, не является основанием для отказа в удовлетворении требования к страховщику, если убытки не были возмещены их причинителем.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287 , статьями 286 , 288 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу N А12-14388/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Страхование грузов. Риски.

Подбор оптимального набора рисков при страховании груза является одной из первоочередных задач, стоящих перед сторонами договора страхования в процессе согласования условий страхования.

Практика страхования грузов, вне зависимости от способа перевозки груза, предоставляет Страхователю право выбора одного из трех возможных вариантов страхового покрытия. Зачастую категории риска в страховании грузов обозначают буквами латинского алфавита (А, B, С):

А) С ответственностью за все риски (All risk)

В) С ответственностью за частную аварию (With particular average — WA)

С) Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения (Free of Particular Average — FPA)

Основным отличием данных категорий являются принцип формирования набора рисков. Категория рисков А строится по принципу исключенных рисков, т.е. «все риски, кроме. » (отсюда категория и получила свое название — «Все риски»), при этом исключаемые из объема страхового покрытия случаи приводятся в договоре (правилах) страхования грузов. В международной практике данная категория страхового покрытия называется страхованием «All risk».

Категории В и С построены на принципе поименованных, конкретных рисков.

Страховой полис может содержать произвольный набор рисков, согласованный в индивидуальном порядке между Страхователем и Страховщиком.Конкретизация рисков может существенно снизить страховой тариф.

В 90% случаев груз страхуется по наиболее полному набору рисков, т.е. производится страхование грузов от «Всех рисков». В рамках договора страхования грузов, заключенный на этом условии, страховым случаем является:

  • пожар или взрыв;
  • стихийные бедствия, опасные природные явления;
  • дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
  • опрокидывание автомобильного транспортного средства;
  • сход с рельсов железнодорожного транспортного средства;
  • крушение или столкновение морских (речных) судов;
  • крушение (падение) воздушного судна;
  • посадка на мель, выброс на берег, авария, затопление или опрокидывание судна;
  • смытие груза с борта судна, проникновение внутрь судна забортной воды и подмочка груза, находившегося в трюме или в закрытом контейнере на судне;
  • обвала мостов, тоннелей, других транспортных коммуникаций, складских помещений и других строений и конструкций, аварий подъемно-транспортного оборудования;
  • падения груза вследствие непредвиденных событий в процессе погрузки, укладки, выгрузки;
  • противоправных действий третьих лиц (кражи, грабежа или разбоя);
  • пропажи транспортного средства с грузом без вести.

Страховые риски на примере реальных событий можно посмотреть здесь.

Также в рамках любой из трех категорий страхового покрытия покрываются взносы и расходы по общей аварии, которые обязан понести Страхователь, а также все необходимо и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза и минимизации размера убытка.

Страховое покрытие по рискам категорий B и С как правило применяется при страховании морских грузоперевозок, поскольку содержат набор актуальных рисков именно при перевозках морским транспортом.

Данные наборы рисков Страховщики также предлагают использовать в случаях, когда хотят минимизировать свое участие в риске, например при страховании грузов, бывших в употреблении.

Дополнительно при страховании грузов, перевозка которых требует специального режима, может быть предусмотрено покрытие рефрижераторных рисков. Подробнее здесь.

Кража груза при перевозке
16.09.2014 &nbsp | Вернуться в список

Хищение застрахованного груза при его транспортировке всегда привлекало любителей получить быстро, а самое главное без особых усилий приличные деньги. Мир всегда делился на 2 типа людей: первые готовы честным трудом вкалывать и зарабатывать, а вторые не совершенно не хотят работать, но при этом хотят хорошо жить, что толкает их на поиски денег легким способом – кража груза. Кража (статья 158 Уголовного кодекса РФ) груза – это уголовное преступление, которое предусматривает наказание как в виде возмещение стоимости похищенного имущества и штрафа, так и лишение свободы на срок до двух лет. Но, не смотря на достаточно серьезное наказание, всегда найдутся люди готовые пойти на преступление ради легких денег.

Читайте так же:  Налог с доходов при продаже земли

Самыми высоколиквидными грузами (часто воруемыми) являются:

1. Мелкая электроника (мобильные телефоны, планшеты, плееры, электронные книги смартфоны, аксессуары и комплектующие к ним);

2. Ноутбуки, ультрабуки и прочие портативные устройства;

3. Бытовая и оргтехника для дома и офисов;

4. Парфюмерная и косметическая продукция;

5. Некоторые лекарственные препараты подверженные высокому спросу, дорогостоящие или же содержащие наркотические вещества;

6. Замороженное, охлажденное и свежее мясо – как ни странно рыба, за исключением красной рыбы и икры, менее подвержена кражам.

Основная масса краж при перевозках грузов происходит:

1. При автоперевозках на большие и средние расстояния;

2. При железнодорожных перевозках;

3. При перевозках несколькими видами транспорта (мультимодальных), когда требуется перегрузка груза;

4. Если транспортное средство не имеет пломбировки;

5. Если водитель, нанятый для перевозки высоколиквидных грузов, не проверен должным образом.

Но, как и 30 лет назад самым незащищенным видом транспорта по части хищения является автомобильный транспорт. Почему же автотранспорт оказался самым ненадежным с точки зрения кражи груза:

1. Необходимые остановки в пути связанные с заправкой транспортного средства, отдыхом водителя и прочими мелочами – это активно привлекает вниманием злоумышленников.

2. Помимо самого груза порой, и транспортное средство может стать целью похитителей.

3. Из-за экономии собственника транспортного средства, как правило, на автомобилях отсутствуют специализированные средства защиты, препятствующие проникновению в кузов и кабину транспортного средства.

4. При перевозках на дальние расстояния, например из Москвы на Дальний Восток риск хищения груза возрастает в разы, так как путь не близкий и остановок для отдыха будет больше.

При длительных стоянках тентованных транспортных средств на неохраняемых стоянках или вдали от постов ГАИ злоумышленники просто вскрывают тент и совершают хищение, такие кражи, как правило, происходят в ночное время. Чаще всего они происходят, если водитель-дальнобойщик покинул свое транспортное средство и отправился ночевать в гостиницу. Если за фурой следили и заранее планировали кражу, то для этих целей подгоняется вторая машина и часть груза или весь перегружаются на нее. В данном случае действует уже не один человек, а целая преступная группа включающая в себя: осведомителя – это либо сотрудник фирмы экспедитора или перевозчика, либо сотрудник компании собственника груза, сотрудник ГИБДД или же сам водитель; сами исполнители и организатор. Иногда для полной уверенности в том, что водитель не проснется в самый неподходящий момент, нанимаются особы, готовые обеспечить крепкий сон такого горе-водителя при помощи снотворного, алкоголя или клафилиносодержащих препаратов.

Еще один не менее распространенный вид кражи, я бы даже сказал мародерство, это хищение застрахованного груза при ДТП. Если ДТП достаточно сильное или водитель пострадал, то следить за разбросанным по всей дороге грузом уже не кому, да и некогда, так как нужно вызвать ГАИ, сообщить заказчикам и прочее. В нашей практике был подобный случай: перевозили белокочанную капусту и после ДТП буквально за 3 часа ни в самом грузовике, ни на дороге не осталось ни одной капусты, так как ее растащили местные жители, останавливающиеся водители, все те, кто любит нажиться на чужой беде.

Самый, на наш взгляд, изощренный способ хищения груза, это «фокус с переодеванием» — замаскированные под сотрудников ГИБДД злоумышленники останавливают на трассе грузовик и под разными предлогами просят водителя покинуть автомобиль. После чего водителя либо избивают, либо убивают, а транспортное средство с похищенным застрахованным грузом исчезает в неизвестном направлении. Таких грабителей можно опознать по ряду мелочей: у них отсутствует нагрудный значок сотрудника ДПС, сама форма либо слишком большая, либо слишком маленькая, отсутствует головной убор, жезл не настоящий (как правило, самодельный), обувь гражданского назначения. И так же следует помнить, что в ночное время сотрудники ГИБДД имеют право останавливать транспортные средства только на стационарных постах, а в дневное время сотрудник, останавливающий ваш автомобиль должен иметь служебный транспорт, оборудованный проблесковыми маячками, опознавательными знаками, а так же должен быть соответственно окрашен.

Следующим видом транспорта, пользующимся популярностью у злоумышленников, является железнодорожный транспорт, но по сравнению с автомобильными перевозками железнодорожные менее подвержены риску кражи, так как остановки в пути следования застрахованного груза делаются только на станциях.

Основные способы кражи из вагонов при перевозках железнодорожным транспортом застрахованного груза:

1. В темное время суток вагон может быть вскрыт при помощи автогена, как правило, вскрывается дно или боковая часть, так же могут вскрыть ушки пломб. После того как вагон опустошили, его снова опечатывают и закрашивают места распилов, что скрывает следы проникновения и как следствие на такой вагон никто не обращает внимания и он следует до места назначения. А по прибытие такого вагона и обнаружения факта кражи застрахованного груза установить где и когда было совершено хищение практически невозможно.

2. Так же украсть груз могут в ремонтной мастерской, если приподнять крышу вагона.

При международных перевозках застрахованного груза основная масса краж происходит на таможенных и пограничных постах, на складах временного хранения и таможенных складах. Могут похитить груз и при проведении плановых проверок или экспертиз товаров.

Страховое агентство GALAXY страхование предлагает вам уберечь себя и свой бизнес от различного рода хищений вашего груза воспользовавшись нашим онлайн калькулятором по страхованию грузов. Он поможет не только защитить Ваши интересы с помощью страхования, но и подобрать наиболее подходящий вариант покрытия, как по набору рисков, так и по цене, а так же поможет сэкономить Ваше время.

Четыре стороны риска хищения груза: что делать при наступлении страхового случая?
07.12.2015 &nbsp | Вернуться в список

Хищение товара по ходу его доставки – это не простой риск, как авария, а комбинированный набор угроз. И только покупатель полиса может решить, какой из видов хищения груза в этот комплекс будет включен. У него есть четыре варианта, которые надо рассматривать по отдельности.

1. Классическая кража (тайное хищение товара, ст. 158 УК).

2. Мошенничество. Этот вид преступной деятельности описывает ст. 159 УК, а его суть сводится к завладению чужим имуществом (в случае с КАРГО – хищение груза), но уже не тайным образом, а через обман и введение владельца товара в заблуждение.

3. Грабеж (ст. 161 УК) – явное открытое завладение чужой собственностью без угрозы для жизни водителя или отправителя груза.

4. Разбой описан в ст. 162 Уголовного кодекса, согласно которой он представляет собой открытое завладение грузом путем применения насилия или угроз его использования.

С точки зрения страхователя товара на время его доставки все перечисленные риски идентичны. По сути, так оно и есть, потому что результат в четырех случаях один – украли груз. Но вести себя в разных ситуациях при желании получить выплату от СК нужно по-разному.

Кража: как урегулировать ситуацию?

При обнаружении недостачи товара (основания ее подозревать – открытые створки машины, сломанные пломбы) водитель или экспедитор (представитель собственника товара или он сам, когда он сопровождает перевозку) должен немедленно обратиться в ближайшее РОВД или отделение полиции, если инцидент имел место вне границ РФ. Это необходимо для получения подтверждения факта кражи.

В тот же момент (сразу после вызова полиции) желательно связаться со страховщиком, чтобы сообщить о факте кражи груза. При этом надо помнить три важные вещи:

  • очень часто страховые компании прописывают в КАРГО требование оставлять машину на постой только на охраняемых стоянках, если это требование соблюдено не было, выплаты не последует;
  • при наличии справки из РОВД придется ждать, пока полиция не остановит поиски преступника – до этого момента СК не знает, сколько должна возместить (представители закона могут обнаружить часть груза);
  • выплата по страхованию от кражи груза последует только при наличии подтверждений непричастности субъектов, вовлеченных в процесс перевозки.

Хищение груза путем мошеннических операций

Более сложный вид риска хищения – мошенничество с грузом. Именно из-за этой угрозы страховщики так часто рекомендуют владельцам товара работать только с проверенными подрядчиками. В 90% ситуаций в мошенническую схему оказывается вовлеченным либо водитель, либо сопровождающий экспедитор. Но далеко не всегда их причастность получается доказать (а груз – найти).

Действия при хищении груза :

  • звонок в страховую, подача претензии;
  • заявление в правоохранительные органы;
  • сбор полного пакета сопроводительных документов: важно понять, на каком этапе вмешался мошенник, потому эти документы (накладные и прочие бумаги с подписями и принятии и сдаче партии) потребуют все – и СК, и полиция.

Разбой и грабеж

Страхование груза от хищения покупается, в том числе и для того, чтобы водителю или самому собственнику товара не приходилось геройствовать. Действия страхователя при хищении груза в результате грабежа или разбоя:

  • ожидание, пока угроза для здоровья (если она есть) минует;
  • звонок в СК с указанием обстоятельств;
  • обращение в полицию (повторяем действия при краже груза, при необходимости надо зафиксировать полученный ущерб);
  • заявления в страховую и РОВД;
  • содействие правоохранительным органам в поимке преступника (это выгодно всем – страховщик сможет оценить реальный ущерб, страхователь получит возмещение, а полицейский раскроет преступление).

Подбор и учет рисков

На этой угрозе при большом желании можно сэкономить (как и на риске мошенничества при перевозке, если с транспортной компанией уже установились прочные отношения). Во всех случаях, за исключением перевозки ценных изделий (деньги, драгоценные металлы, предметы искусства и т. д.). По статистике, такой товар пропадает чаще всего именно на этапе его доставки.

Второй момент: действие полиса может быть ограниченным (только в пути, на время движения и погрузки, на этапах движения и хранения). Риск хищения имеет смысл распространить на все стадии доставки (погрузка, перевозка, хранение, перевалка). А уже зону охвата его видами выбирать вам.

В СА «GALAXY страхование» вы можете застраховать все четыре вида риска хищения ( страхование от мошенничества, кражи, нападения и грабежа) или выбрать наиболее актуальные для себя угрозы. Мы предлагаем вам эффективную страховку в два клика. Подать заявку на КАРГО у нас можно прямо на сайте, сперва выбрав лучшую цену в сравнительной табличке нашего калькулятора (он считает сразу по всем СК, это удобно и экономит время).

Кража груза страховой случай

Что нужно знать о страховании груза

При перевозке практически любого груза отправителю неизбежно приходится решать вопрос о целесообразности его страхования. Какие факторы при этом нужно учитывать? Что конкретно делать, если решение о страховании груза уже принято? Постараемся подробно ответить на эти вопросы

Можно выделить два основных случая перевозки груза: поставка в соответствии с заключенным договором и перемещение груза его владельцем из одной точки в другую. В первом случае груз предназначен сторонней организации, которая не только сильно огорчится, узнав о гибели или повреждении груза, но и может предъявить претензии к отправителю. Во втором случае отправитель будет рисковать исключительно своими собственными средствами. Однако терять груз – значит терять деньги. А какой предприниматель согласится нести ненужные потери? Противники страхования могут резонно заметить, что страховые случаи наступают далеко не всегда. Следовательно, если договором перевозки не предусмотрена обязанность отправителя застраховать груз за свой счет, при оформлении страховки он понесет расходы, на которых покупатель не настаивал и которые ему не будут компенсированы. Кроме того, вне зависимости от страхового случая страховщик будет требовать большое количество документов, подтверждающих права на груз, а также сам факт наступления страхового случая.

В то же время при заключении договора страхования отправитель груза не перекладывает ответственность за груз на других, а скорее делит эту ответственность со страховой компанией. Ведь случись что с незастрахованным грузом, вся ответственность ляжет на отправителя. А если груз пострадает в результате наступления страхового случая, то потери должна будет компенсировать страховая организация. Более того, партнеру, предъявившему претензии, всегда можно предоставить страховой полис или договор страхования и заверить его, что компенсация будет им получена. Для упрощения отношений между страховой компанией, отправителем и получателем груза при оформлении страховки целесообразно указывать получателя груза в качестве выгодоприобретателя по договору страхования. Это позволит сократить цепочку участников правоотношений и направить компенсацию сразу получателю груза.

Читайте так же:  Договор с условием оплаты аккредитивом

Разумеется, страховщики, с одной стороны, всегда надеются, что ничего не случится, с другой – не хотят просто так расставаться со своими деньгами. Именно поэтому они наделены правом проверки всех обстоятельств наступления страхового случая (см. врезку «Проверка клиента» на стр. 49). Фактически это способ защиты их интересов. Ведь клиенты бывают разные. Тщательные проверки специальными отделами страховой компании всех обстоятельств наступления страховых случаев стали нормой во всем мире.

О темных мыслях клиентов сотрудникам страховых компаний заранее узнать невозможно. Именно поэтому эти организации так тщательно изучают обстоятельства наступления страховых случаев. Ведь ничто не мешает клиенту застраховать ценный груз на крупную сумму, а затем заменить его на менее ценный. При этом по документам он будет проходить как дорогой груз. После этого останется только «помочь» наступлению такого страхового случая, который позволит скрыть подмену.

В том случае, если перевозчик и получатель в сговоре, они просто поделят полученные деньги пополам. А если это просто перемещение груза (товара) его собственником, то все достанется ему одному. Однако действующее законодательство оценит подобные действия не иначе как мошенничество (ст. 159 УК РФ). Уголовную ответственность понесет то лицо, которое отдавало распоряжения и подписывало документы (руководитель организации, заместитель и пр.).

КОГДА РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО

Предположим, руководитель компании решил заключить договор страхования. На что ему необходимо обратить внимание? Прежде всего следует уточнить, имеет ли организация, предлагающая вам заключить договор страхования, соответствующую лицензию. Хотя случаи работы нелегальных страховых организаций довольно редки, подобная проверка не будет лишней. Организация не имеет права заключать договор страхования, если у нее нет лицензии или в ней не указан соответствующий вид страхования. Если с лицензией все в порядке, можно переходить к договору.

Законодательством установлено, что договор страхования должен определять объект страхования, страховые случаи, срок действия договора, сумму страховки. При определении объекта страхования сложностей, как правило, не возникает. Однако при страховании перевозимого груза необходимо будет указать его наименование, количество, маршрут и длительность перевозки. Все это может повлиять на условия страхования.

Рассмотрим пример. Фирма N заключила договор поставки с фирмой Т, причем N как отправитель застраховала груз в страховой компании С. В договоре был определен маршрут перевозки, количество груза, страховые риски. Судно потерпело крушение. Отправитель груза направил страховой компании заявление о возмещении ущерба по условиям договора страхования. Страховая компания отказалась выплатить возмещение, мотивируя это тем, что судно отклонилось от заявленного маршрута, не сообщив об этом страховой компании. Кроме того, как выяснилось при проверке документов на груз, судно перевозило несколько больше груза, чем это было оговорено в договоре страхования. Договором было предусмотрено, что при изменении условий перевозки отправитель груза обязан заранее известить о них страховую компанию. Поскольку изменение маршрута не было связано с чрезвычайными обстоятельствами, отправитель имел возможность известить страховщика о произошедших изменениях. В договоре указано, что, если страхователь не уведомил страховщика об изменении условий перевозки, ущерб компенсироваться не будет. В результате отправитель не только не получил страховку, но еще и должен был компенсировать убытки получателя груза.

Грузовладелец нуждается в большом объеме самой разной информации еще до обращения к конкретной компании-страхователю. Однако провести анализ рынка страховых услуг и получить ответы на интересующие вопросы бывает сложно. Создается впечатление, что страховщики умалчивают о некоторых важных моментах. На поднятую читателями «ЛОГИСТИК&система» тему дает разъяснения руководитель отдела страхования грузов ОАО «Страховая компания “Отечество”» Екатерина Мусихина

– Каким образом можно получить статистику выплаты компенсаций по тем или иным страховым случаям в каждой компании? Предоставляют ли страховщики такую статистику по запросу клиента?

– В общем случае страховые компании гордятся произведенными крупными выплатами, поэтому информацию об урегулированных убытках всегда можно найти на сайтах самих страховых компаний или на лентах страховых новостей. Получить подобную информацию можно, позвонив в офис страховой компании. Но при этом следует помнить, что страховые компании не вправе разглашать ставшие им известными сведения о страхователях, поэтому грузовладелец может получить информацию о характере страхового случая в размере ущерба без ссылки на определенного клиента.

– Допустим, грузовладелец страхует груз. Наступил страховой случай, оговоренный в договоре. Однако перевозчик нарушил сроки доставки, а это – повод отказать в страховом возмещении. Может ли грузовладелец рассчитывать на компенсацию и с чьей стороны? Как в этом случае поступать грузовладельцу?

– В случае если груз по каким-либо причинам (кроме наступления страхового случая) не может быть вовремя доставлен грузополучателю, необходимо сделать соответствующее заявление в страховую компанию с тем, чтобы продлить срок действия страхового полиса. В общем случае это не влечет за собой увеличение страховой премии.

Если же такое заявление не было сделано своевременно, то страховая компания действительно имеет право отказать в выплате страхового возмещения. В практике СК «Отечество» такие ситуации были: в этих случаях юристы компании помогали представлять интересы грузовладельца в судебных инстанциях и весьма удачно.

С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции перевозчики дорожат хорошими отношениями со своими клиентами, поэтому подобные ситуации стараются решить сами. Не следует забывать, что несомненным конкурентным преимуществом перевозчиков является наличие договора страхования их ответственности за качество предоставляемых услуг. Такой договор предоставляет грузовладельцу защиту в рассматриваемых ситуациях.

– Часто ли грузовладельцы и страховые компании по-разному оценивают стоимость груза?

– Иногда при принятии риска на страхование страховая компания может усомниться в заявленной сумме. В этом случае она вправе потребовать от клиента документы, подтверждающие стоимость груза, или произвести предстраховую экспертизу с привлечением независимого эксперта, имеющего специальную лицензию.

– Как можно наиболее быстро и полно изучить условия страхования какого-либо типа товара на рынке страхования?

– Условия страхования подробно изложены в правилах страхования. При их изучении рекомендуем обязательно обратить внимание на исключения из страхового покрытия и условия выплаты страхового возмещения

Кроме того, страхователь обязан известить страховщика об особых свойствах груза, влияющих на его сохранность. В противном случае страховщик может отказать в выплате страховки. Страховка также не будет выплачена, если маршрут и время перевозки, указанные в договоре, не совпадут с реальными данными. Страховые случаи могут определяться сторонами для каждого конкретного договора отдельно. Причем многие страховщики предлагают своим клиентам общий перечень рисков и список дополнительных рисков. В том случае, если клиент просит учесть при оформлении страховки дополнительные риски, стоимость услуг страховщика возрастет (увеличатся страховые взносы). Однако такое «расширенное» страхование гарантирует защищенность груза в большей степени. Срок страхования будет напрямую зависеть от длительности перевозки. Сумма же страховки будет определяться исходя из стоимости груза. Причем если вы не согласны с оценкой, ее можно оспорить. Однако, как правило, оценка груза производится на основании документов, прилагаемых к нему. Так что если содержимое контейнера совпадает с содержанием документов, стоимость будет оценена верно.

КАЖДОМУ СЛУЧАЮ – СВОЯ СТРАХОВКА

Само по себе заключение договора страхования вовсе не означает, что о грузе можно перестать заботиться. Об этом следует помнить еще до подписания договора. Ведь если грузу будет причинен ущерб по вине отправителя или получателя, они могут не получить компенсацию – это еще один способ защиты страховщиком своих прав.

При выборе страховщика нужно всесторонне изучить рынок страхования. Можно, например, попытаться выяснить статистику заключения договоров страхования грузов по определенным направлениям перевозки. Также желательно уточнить примерные условия страхования конкретной группы товаров. Здесь опять следует напомнить про специальные свойства страхуемого груза. Если вы, например, перевозите уголь, то правила его перевозки не будут предусматривать и десятой доли тех мер предосторожности, которые должны соблюдаться при перевозке вина. А при заключении договора страхования эту специфику учитывать придется. Ведь если речь идет о хорошем вине, неправильная транспортировка способна его уничтожить. Только вот если факт порчи вина не будет прямо связан с неправильной транспортировкой или какими-либо еще страховыми случаями, в выплате компенсации будет отказано. Также следует понимать, что если по договору страхования груз будет застрахован от пожара, то убытки от кражи или утопления груза компенсироваться не будут.

Рассмотрим пример. В дополнение к договору перевозки был заключен договор страхования, определен перечень страховых случаев. От страхования дополнительных рисков отправитель отказался. В частности, страховщик предложил отправителю застраховать груз, перевозимый морским транспортом, от ущерба, причиняемого сыростью, а также от смыва за борт. При перевозке судно пострадало. Груз смыло за борт. Его удалось спасти, однако он серьезно пострадал. Отправитель груза обратился в страховую компанию с просьбой компенсировать ущерб, причиненный не только грузу, но и судну, мотивируя это тем, что между ним и страховщиком заключен договор. Однако страховая компания в компенсировании ущерба отказала, сославшись на то, что судно было застраховано у другого страховщика, а груз не был застрахован от смыва. Таким образом, страховщик не обязан компенсировать понесенный отправителем ущерб.

Ориентироваться на статистику наступления страховых случаев не стоит – тут все слишком непредсказуемо. А вот посмотреть статистику выплаты компенсации при наступлении страхового случая смысл имеет (если вам удастся ее найти). Довольно часто условия страхования изложены в правилах страхования. Это не противоречит законодательству. Однако такие правила применяются сторонами, если это прямо определено в договоре. Правила следует изучать с особой тщательностью. Именно там страховщики указывают последовательность действий при наступлении страхового случая: какие документы необходимо оформить, что и когда надо направить страховщику и т. д. Особое внимание следует уделить срокам представления документов в страховую организацию после наступления страхового случая. Также в правилах указываются случаи, в которых страховое возмещение не будет выплачиваться. К этому разделу нужно отнестись внимательно. Кроме того, в правилах страхования нередко даются определения тех или иных терминов. И до заключения договора нелишним будет уточнить, насколько эти определения соответствуют вашей ситуации. Для ознакомления с правилами страхования не обязательно заключать договор: у большинства страховых организаций все правила размещены на сайтах.

Уже при подписании договора особое внимание следует обратить на полномочия лица, подписывающего договор от страховщика. Если он действует по доверенности, следует уточнить его полномочия, попросив копию доверенности. При этом следует учитывать, что доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть совершена в нотариальной форме.

Страховщик тоже страхуется

При страховании груза нужно быть готовым к тому, что страховщик попросит представить ему документы, подтверждающие права отправителя на груз, включая договор перевозки, накладные и иные документы, касающиеся перевозки груза. Также могут потребоваться документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих документы от имени организации, такие как устав, приказ о назначении, выписка из ЕГРЮЛ и пр. Все документы лучше представить в копиях, заверенных либо нотариусом, либо самой организацией. Ни в коем случае нельзя представлять страховщику оригиналы документов.

Если страховщик сообщает своим клиентам о том, что все риски перестрахованы, это служит дополнительной гарантией соблюдения интересов как страхователя, так и страховщика. Также внимательно следует изучить раздел о правах и обязанностях сторон. Не следует легкомысленно относиться к обязанности извещать страховщика о всех изменениях, связанных с перевозкой груза. Например, если вы меняете маршрут, об этом необходимо сообщить страховщику. Дело в том, что риски, связанные с имуществом, оцениваются по совокупности факторов. В том числе и в зависимости от маршрута перевозки: одни маршруты опасны в большей степени, другие – в меньшей. Так что при страховании страховщик будет ориентироваться на определенный маршрут, и если его изменят, не уведомив его, он может потом отказать в выплате страхового возмещения