Коэффициенты территории для осаго 2019

Оглавление:

Коэффициент ОСАГО по регионам в 2018 году

Стоимость полиса «автогражданки» зависит от целого ряда переменных, основными из которых являются базовая ставка, территориальный коэффициент, КБМ и КСВ. Коэффициент КТ в ОСАГО что это? Каким образом регион проживания может повлиять на стоимость полиса для автомобиля и почему даже в соседних городах одного района цена на стоимость ОСАГО может значительно различаться? Как рассчитывается коэффициент территории ОСАГО? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Что такое коэффициент территории (КТ) в ОСАГО?

Территориальный коэффициент ОСАГО (КТ) — это один из показателей, который страховая компания учитывает при расчете конечной стоимости страхового полиса на автомобиль. Согласно статье 9 закона «Об ОСАГО» показатель напрямую зависит от места регистрации собственника транспортного средства, которое указано в паспорте гражданина или документах на авто (ПТС, свидетельстве о регистрации). Для юрлиц, владеющих тракторами, самоходными машинами, он устанавливается в зависимости от региона регистрации организации, указанного в учредительных документах. Убедиться в том, что данный параметр значительно влияет на итоговую цену полиса, довольно просто на следующем примере:

Пример зависимости стоимости полиса ОСАГО от региона оформления

Водитель на праве собственности владеет автомобилем мощностью в 110 л.с. При всех прочих равных факторах (возраст владельца машины старше 22 лет, а стаж вождения больше 3 лет, ранее ОСАГО не оформлялось) стоимость полиса жителя Москвы в зависимости от компании (а конкретно базового тарифа, который выберет страховщик) будет варьироваться от 8 236 до 9 883 рублей. Если бы данный водитель был зарегистрирован в Калининграде, то точно такая же страховка обошлась бы ему в сумму от 4 530 до 5 435 рублей. Разница более чем существенна.

Коэффициент территории, как и другие параметры, влияющие на расчет стоимости страховки автомобиля, регулируется рядом законодательных актов. Речь идет прежде всего об указе Центробанка России № 3384-У. В нем установлены базовые ставки страховых тарифов, в том числе и региональный КТ. Правила расчета и перечень применяемых множителей также утверждены статьями 8-9 закона «Об ОСАГО».

Кто определяет коэффициент ОСАГО?

Значение КТ устанавливается официальным документом Центробанка в результате глубокого анализа различных факторов. К таковым относятся следующие:

  • Общее число зарегистрированных транспортных средств на данной территории. По этой причине для маленьких городов КТ значительно ниже, чем для крупных мегаполисов, ведь загруженность дорог там гораздо ниже;
  • Средний показатель аварийности в регионе. Он устанавливается путем подсчета общего количества ДТП с участием транспортных средств, в том числе самоходных машин, в местности за определенный период;
  • Количество проходящих через территорию города крупных автомобильных магистралей. Особенно это касается небольших населенных пунктов;
  • Средний возраст водителей авто в городе, то есть лиц, имеющих право на управление какими-либо транспортными средствами.

Если внимательно изучить значения КТ по регионам РФ, то можно заметить, что помимо вышеперечисленных показателей его значение также зависит от общей финансовой политики государства в отношении территории. Если рассматривать такие города как Симферополь и Грозный, то их нельзя назвать маленькими и с низким уровнем аварийности на дорогах. Однако они имеют один из самых маленьких КТ — 0,6, что можно объяснить лишь особой экономической программой, применяемой к данным регионам.

Особенности применения КТ

Региональный коэффициент ОСАГО, как и прочие множители для расчета стоимости страхового полиса для авто, может как увеличивать цену на страховку, так и снижать ее. Первый случай возможен, когда коэффициент больше 1, второй — когда меньше 1. Если он равен 1, то расчетная стоимость меняться не будет при условии, что все прочие коэффициенты также равны 1. Но такое совпадение случается крайне редко.

При расчете используется КТ того региона, в котором зарегистрирован или временно прописан собственник автомобиля. В некоторых ситуациях значение коэффициента региона по месту регистрации гораздо выше, чем значение коэффициента региона по месту эксплуатации автомобиля, поэтому автовладелец просит зарегистрировать авто родственников или знакомых, проживающих в субъекте РФ с низким КТ. Это позволяет купить полис ОСАГО по сниженной цене, но в дальнейшем может обернуться проблемами (если родственник умрет, автомобилем нельзя будет пользоваться до вступления в права наследства и т.п.). Многие юрлица регистрируют свои организации в регионах, чтобы не переплачивать за страховку на машину, трактор или иное ТС предприятия.

Таблица коэффициентов территории ОСАГО

Указ Центробанка № 3604-У, опубликованный в марте 2015 года, внес некоторые изменения в значение территориальных КТ. Они коснулись большей части регионов: где-то данный показатель увеличился, а где-то, наоборот, снизился. Наибольший рост (почти 25%) наблюдался в Мордовии и Камчатском крае. Причина повышения коэффициента была связана с убыточностью сферы страхования машин в данных регионах. В Камчатском крае согласно исследованию Центробанка РФ потери страховых компаний в 2014 году составили 243,47%. Ниже представлена таблица территориальных коэффициентов ОСАГО в 2018 году. Полную таблицу с перечислением всех городов и населенных пунктов, для которых установлены значения коэффициентов ОСАГО можно скачать по ссылке.

Реформа ОСАГО: что изменится в автостраховании в 2019 году

Какие недостатки были у старой системы ОСАГО и как их собираются исправить — собрали в одном материале всю информацию о грядущих изменениях.

Читайте так же:  Платят ли транспортный налог пенсионеры в самаре

ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности. Водители знают, что выезжать на дорогу без ОСАГО нельзя. Смысл этого полиса в том, что, если по вашей вине произойдёт авария, вам не нужно будет платить за ущерб пострадавшему: его покроет страховая компания, у которой вы купили полис.

Как рассчитывается стоимость полиса по старым правилам

Сейчас страховые компании устанавливают базовый тариф (ТБ) по ОСАГО для всех жителей одного города. Затем на цену полиса влияют разные коэффициенты. Формула для расчёта ОСАГО на настоящий момент выглядит так.

ОСАГО = ТБ × КБМ × КТ × КМ × КВС × КО × КС × КН

  • КБМ — коэффициент бонус-малус. КБМ водителя-новичка равен единице. Если в прошлом у водителя были аварии, коэффициент поднимается, и наоборот: за аккуратную езду полагаются бонусы. Если водитель год не оформляет полис ОСАГО, коэффициент снова возвращается к единице.
  • КТ — коэффициент территории. Устанавливается для каждого населённого пункта. Например, в Москве КТ равен 2, в Московской области — 1,7, а в соседней Калужской области — уже 0,9.
  • КМ — коэффициент мощности. Чем больше лошадиных сил, тем выше стоимость страховки. Сейчас при мощности машины от 120 лошадиных сил тариф вырастает на 40%, более 150 лошадиных сил — на 60%.
  • КВС — коэффициент возраста и стажа. КВС для новичков младше 22 или со стажем вождения менее трёх лет составляет 1,8, а для более опытных водителей — единицу.
  • КО — коэффициент ограничений. Если управлять машиной будет неограниченное количество водителей, страховка обойдётся дороже.
  • КС — коэффициент периода использования. При годовой страховке коэффициент равен единице.
  • КН — коэффициент нарушений. Учитывает грубые нарушения закона. Например, езду в пьяном виде или побег с места ДТП.

Какие недостатки у этой системы

ОСАГО — обязательное страхование, а потому очень распространённое. В 2017-м на него пришлось ОСАГО. Действия Банка России по стабилизации ситуации 17,4% всех страховых премий. В то же время более 80% жалоб на страховщиков касались именно ОСАГО.

Оценка водителей слишком общая

Водители города отличаются не только стажем и мощностью автомобиля. Кто-то сутками работает на машине, а кто-то ездит раз в неделю за продуктами. Кроме того, место регистрации лишь косвенно влияет на риск аварии, особенно с учётом того, что автомобиль можно поставить на учёт в любом регионе. Сейчас водители с одинаковым трафиком и аварийностью платят разные суммы за полис только потому, что формально они относятся к разным областям. При этом не учитывается ни реальная плотность движения, ни состояние дорог.

История аварий легко обнуляется

Достаточно 12 месяцев не быть вписанным в полис ОСАГО — например, ездить по страховке без ограничений — и КБМ снова вернётся к единице. При этом сгорают бонусы аккуратных водителей и аннулируется история аварийных.

Коэффициент мощности устарел

Машины мощностью 100 лошадиных сил раньше считались практически гоночными, и их страхование было дороже. Сейчас это стандартная мощность автомобилей, а для владельцев всё ещё действует повышенный тариф. При этом чёткой связи между мощностью автомобиля и аварийностью не было выявлено.

В чём суть реформы

Систему обязательного страхования хотят сделать более справедливой: рассчитывать стоимость ОСАГО не по усреднённым цифрам, а индивидуально для каждого водителя. Для этого Центральный банк и Минфин подготовили комплекс мер, которые будут проводиться поэтапно.

По итогам реформ будут отменены устаревшие или несправедливые коэффициенты. Вместо этого, страховые компании смогут вводить собственные коэффициенты для оценки водителей. Например, учитывать семейное положение или использование телематических устройств, которые отслеживают частоту езды и стиль вождения.

Чтобы повысить ответственность страховщиков за продажу полисов ОСАГО, ЦБ РФ планирует вести государственный реестр надёжных страховых агентов. На сайте Центробанка водители смогут увидеть, каким агентам можно доверять. Узнать стоимость полиса у разных страховщиков можно будет через индивидуальные калькуляторы на сайтах компаний.

Что именно изменится в ОСАГО

Учёт прошлых аварий и бонусов за безаварийность будет вестись более справедливо и понятно, перестанут учитываться коэффициенты мощности и территории, стаж и страховая история водителя будут рассматриваться более детально, а сам полис можно будет сделать на один день или на 2–3 года.

Расчёт коэффициента бонус-малуса (КБМ)

Коэффициент будет назначаться водителю 1 апреля каждого года. Сколько бы договоров ОСАГО автовладелец ни заключал, коэффициент не изменится. В следующее 1 апреля будет проверяться наличие или отсутствие выплат по авариям за прошлый год и назначаться новый коэффициент.

Отмена коэффициента территории (КТ)

Каждому водителю будет предложена собственная базовая ставка. Страховые компании смогут учитывать реальную ситуацию в городе и особенности вождения каждого человека. При этом, если водитель будет не согласен с оценкой одной компании, он сможет обратиться в другую — такая конкуренция заставит страховых агентов предоставлять справедливые и выгодные условия.

Отмена коэффициента мощности (КМ)

Помимо того что под повышенный тариф попадает слишком большое количество автомобилей, Минфин сообщает Минфин предлагает изменить учет региональных коэффициентов в ОСАГО , что по статистике МВД нет связи между мощностью автомобиля и количеством ДТП, поэтому КМ учитываться не будет.

Детальная классификация водителей по стажу

В новой системе стаж водителей станет более важным фактором. Например, водители с опытом вождения более 14 лет будут получать самый низкий коэффициент и платить за страховку меньше. Вместо текущих четырёх категорий будут введены 58.

Возможность сделать договор на любой срок

Владельцы автомобилей смогут заключить страховой договор на любое необходимое время — даже на один день. Это станет выходом в ситуациях, когда нужно ехать прямо сейчас, если машина используется всего несколько месяцев в году или когда старый полис истекает перед продажей.

Когда изменения вступят в силу

Законопроект находится в разработке, а сама реформа пройдёт в два этапа.

Первый этап. Банк России упростит и сделает более понятной и прозрачной систему присвоения КБМ, введёт более детальную градацию водителей по возрасту и стажу и расширит тарифный коридор на 20 процентов вниз и вверх. Указание Банка России уже утверждено и направлено на регистрацию в Минюст, оно вступит в силу через 10 дней после официальной публикации.

Читайте так же:  Приказ 140 дсп-2006 мвд рф

Второй этап. Будет принят законопроект, который разрешит страховым компаниям устанавливать индивидуальные базовые тарифы. Банк России по-прежнему будет назначать минимальные и максимальные значения тарифного коридора и контролировать прибыли страховщиков.

Кому выгодна эта реформа

По новой тарификации страховые компаниям смогут понизить цену полиса для опытных и аккуратных водителей и поднять для аварийных. Это значит, что те, кто соблюдает правила, не будут переплачивать за любителей полихачить.

Глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс говорит РСА: реформа ОСАГО поднимет цену для агрессивных водителей и снизит для аккуратных , что 80% российских водителей ездят аккуратно, поэтому полис станет дороже лишь для тех 20%, которые водят агрессивно и часто нарушают правила.

Коэффициенты ОСАГО в 2019-м году

Начиная с 2019-го года, в России последовательно начинается реализация мероприятий, направленных на либерализацию рынка ОСАГО. Реализуется данный механизм в числе прочего через изменение величины основных коэффициентов, используемых при расчете стоимости страховки. Основной целью автором реформирования выступает придание «автогражданке» большей степени гибкости.

Базовая ставка по ОСАГО

В Центробанке принято решение в 2019-м году исходить из иных предельно допустимых сумм базовой ставки. В зависимости от типа страхуемого транспортного средства она составляет:

  • Транспорт «А» и «М»: 694-1.407 рублей.
  • Транспорт «В»: для граждан 2.746-4.942 рубля; для организаций 2.058-2.911 рублей, для авто, используемых в качестве такси 4.110-7.399 рублей.
  • Транспорт «С»: для авто до 16 тонн 2.807-5.053 рубля; у более тяжелых машин 4.227-7.609 рубля.
  • Транспорт «D» (автобусы): для авто вместимостью до 16 человек 2.246-4.044 рубля; для более вместительных автобусов 2.807-5.053 рубля, для маршруток 4.110-7.399.
  • Транспорт Tb (троллейбусы): 2.246-4.044 рубля.
  • Транспорт Tm (трамваи): 1.401-2.521 рубль.
  • Для тракторной, строительной и иной специальной техники: 899-1.895 рублей.

Коэффициент КБМ

Так называемый «бонус-малус» является коэффициентом, позволяющим в 2019-м году изменять стоимость страхования ОСАГО в зависимости аккуратности вождения. За каждый год без аварий автовладельцу предоставляется скидка в размере 5%. Максимально ее можно нарастить до 50%, то есть минимальная величина коэффициента составляет 0,5. За аварийность предусматривается увеличение коэффициента до максимального значения 2,45. Данные по КБМ на 2019-й год представлены в таблице ниже.

Территориальный коэффициент

Величина территориального коэффициента при расчете ОСАГО 2019 определяется уровнем аварийности в конкретном регионе страны. Основным критерием для определения в каждом конкретном случае определяется адресом регистрации (прописки) для граждан, выступающих страхователями авто.

Для организаций «домашним» регионом признается субъект, указанный в официальном юридическом адресе компании. В случае, если страхователь не обладает российской регистрацией, в отношении него в 2019-м году будет применяться единый коэффициент, равный 1,7.

Коэффициент возраста и стажа (КВС)

Один из важнейших параметров, определяющих ценник на ОСАГО в 2019-м году. Необходимо отметить, что в следующем году вступает в силу новая возрастная градация, предусматривающая наличие сразу 50 вариантов сочетания возраста и опыта водителей. Соответственно коэффициент может варьироваться в пределах 0,96-1,87. Меньше всех приходится платить опытным автомобилистам со стажем от 10 лет (возраст старше 30 лет), а больше всем молодежи до 21 года, обладающей правами до 2-х лет.

Минфин предлагает отказаться от коэффициента мощности автомобиля в цене полиса ОСАГО с сентября 2019 года, от коэффициента территории — с сентября 2020 года

28 сентября 2018 г. 14:16

Министерство финансов продолжает совершенствовать систему ОСАГО. Подготовленные ведомством поправки к закону о страховании автогражданской ответственности устанавливают сроки отмены двух ключевых коэффициентов в ОСАГО — мощности и территории преимущественного использования автомобиля. Первый должен исчезнуть из расчетов страховщиков через год — в сентябре 2019-го года, второй — в сентябре 2020-го. Вместе с тем Минфин оставляет страховщикам возможность управлять ценой полиса: поправки дают компаниям право в зависимости от «профиля» водителя увеличивать или снижать стоимость страховки на 30-40%.

О новой версии поправок к закону об ОСАГО сообщило 27-го сентября информационное агентство «Интерфакс». Источник агентства рассказал, что представители Министерства финансов и Центробанка провели совещание, на котором обсудили предложение министерства отказаться при расчете цены полиса от двух коэффициентов — мощности автомобиля (КМ) и территории его преимущественного использования (КТ). При этом Центробанк высказал опасение, что резкий отказ, например, от территориального коэффициента даст негативный эффект для населения ряда регионов с низким значением этого показателя и для автовладельцев, живущих в небольших городах.

По итогам этого обсуждения появились поправки, которые описывают процесс отмены коэффициентов. Как следует из текста проекта (есть в распоряжении «Коммерсанта»), Минфин предлагает убрать КМ уже через год — с 1-го сентября 2019-го.

Напомним: в зависимости от мощности автомобиля коэффициент может колебаться от 0,6 (для машин с двигателем до 50 л.с.) до 1,6 (свыше 150 л.с). Этот коэффициент считается «социальным»: он был принят для расчета тарифов для того, чтобы дать скидку малообеспеченным автовладельцам.

Коэффициент территории, в свою очередь, предлагают отменить с 1-го сентября 2020-го года. Сейчас этот коэффициент зависит от регистрации автомобиля в конкретном регионе и составляет от 0,6 (Крым, Симферополь и др.) до 2 (Москва, Сургут, Челябинск и пр).

Как говорится в пояснительной записке к подготовленному законопроекту, «в целях сглаживания эффекта от исключения указанных коэффициентов» страховщики получают возможность с 1-го сентября 2019-го года снижать минимальную базовую ставку тарифа, установленного Центробанком, на 30% и увеличивать максимальный тариф также на 30%. Через два года страховщики смогут сдвигать эти пороги уже на 40%.

«Максимальные отклонения в 30 и 40 процентов являются оценкой влияния отмены каждого из указанных коэффициентов страховых тарифов и призваны не допустить компенсации недооценки страхового риска у одной категории страхователей за счет страховых премий, уплаченных другой категорией страхователей», — сказано в записке к проекту.

Читайте так же:  Долгосрочный договор аренды жилья

При этом поправки устанавливают верхний предел всех таких надбавокне более трехкратного максимального значения базовой ставки тарифа. Как пояснила изданию «Коммерсантъ» заместитель главы департамента финансовой политики Министерства финансов Вера Балакирева, «эти поправки делают реформу ОСАГО поэтапной».

Вера Балакирева также обращает внимание на то, что ЦБ будет контролировать тарифообразование страховщиков ОСАГО. Как следует из проекта, «в целях своевременного выявления рисков применения страховщиками актуарно (экономически) необоснованных страховых тарифов Банк России осуществляет мониторинг деятельности страховщиков по обязательному страхованию с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих уровень убыточности осуществления обязательного страхования». Если регулятор выявит факты снижения уровня убыточности ниже минимального размера, компания получит предписание о необходимости ввести обоснованные тарифы.

Страховое лобби новый этап реформы ОСАГО поддерживает. Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, «это движение в правильном направлении, мы поддерживаем этот тренд».

Напомним: еще до введения описанных новшеств автовладельцев ждет тарифная реформа: расширение тарифного коридора ОСАГО на 20% вверх и вниз, реформа коэффициентов аварийности (коэффициент бонус-малус) и возраста и стажа водителя. Центробанк обещает запустить эти изменения уже осенью, в ноябре.

Территориальный коэффициент КТ ОСАГО в 2019 году

Одной из особенностей ценообразования ОСАГО является применение территориального коэффициента, в результате чего стоимость страховки идентичного автомобиля в различных регионах страны может различаться.

С целью исключения в 2019-м году проблем с применением территориального коэффициента, в Центробанке выпустили разъяснения по его использованию. В частности регионом страхования для граждан принимается субъект федерации, на территории которого постоянно зарегистрирован владелец автомобиля. Для организаций при оформлении ОСАГО в 2019-м году должен использоваться регион, к которому относится юридический адрес компании или предприятия, выступающего владельцем страхуемого транспорта.

Для клиентов страховых компаний, не обладающих пропиской в нашей стране, предложено применение единого коэффициента, увеличивающего стоимость будущего полиса в 1,7 раза. Аналогичный коэффициент применяется и для иностранных компаний, действующих в России.

Лихач с надбавкой

Такой механизм заложен в законопроекте, который подготовил минфин. Согласно проекту с 1 сентября 2019 года из расчета стоимости обязательной страховки должен исчезнуть коэффициент мощности. Сегодня он составляет от 0,6 для транспорта с двигателем до 50 лошадиных сил, до 1,6 для машин, мощность которых перевалила за 150 л. с.

Основная функция этого коэффициента — социальная: он был принят для того, чтобы снизить стоимость на ОСАГО для малообеспеченных автовладельцев. По мнению авторов законопроекта, сама по себе мощность автомобиля не влияет на риск попадания в ДТП. Страховщик, с которым автовладелец заключил договор, оплачивает ремонт чужой машины, мощность двигателя которой может быть любой.

С переходом на справедливый персонализированный тариф отказ от коэффициента на мощность станет возможным, если законопроект будет принят.

Через пару лет, то есть с 1 января 2020 года, должен быть отменен и территориальный коэффициент. Сейчас для разных территорий его значение составляет от 0,6 до 2.

Предполагается, что страховые компании смогут использовать расширенный тарифный коридор для этих целей. С 1 сентября 2019 года его предлагается расширить на 30 процентов как вверх, так и вниз. А с 1 сентября 2020 года — на 40 процентов вверх и вниз от базового тарифа.

В пояснительной записке говорится, что максимальные отклонения в 30 и 40 процентов — это оценка влияния отмены каждого из указанных коэффициентов страховых тарифов. Грубо говоря, аккуратный владелец мощной машины не будет доплачивать за аварийщика на машине с двигателем менее 50 л.с.

Поправки также предполагают, что страховщики смогут использовать коэффициент «нарушения ПДД» и «коэффициент страховщика». Первый будет применяться по отношению к злостным нарушителям правил дорожного движения. То есть тем, кто пересек две сплошные, превысил скорость более чем на 60 км/ч, проехал на красный сигнал светофора, сел за руль пьяным. То есть за те нарушения, по которым может быть принято решение о лишении водителя прав.

Второй коэффициент даст страховщику возможность установить индивидуальную скидку для конкретного водителя.

Банк России подчеркивает, что важно отменять коэффициенты постепенно, поскольку резкий отказ, например, от территориального коэффициента негативно скажется на ряде регионов с низким показателем и на жителях небольших городов. Рассматривать их отмену можно только в привязке к полной индивидуализации тарифа, говорят в Российском союзе автостраховщиков. Отмене коэффициентов будет предшествовать тарифная реформа, которая, как ожидается, состоится уже этой осенью. Центральный Банк предлагает расширение тарифного коридора на 20 процентов вверх и вниз, изменение в системе расчета коэффициента бонус-малус, который предоставляет скидку за безаварийную езду. А также увеличение количества сегментов по возрасту и стажу водителей с ныне действующих 4 до 50.

Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков

Мы активно поддерживаем реформу ОСАГО и шаги ЦБ и минфина в этом направлении. В текущей ситуации система расчета стоимости полиса не учитывает индивидуальных рисков каждого водителя. Происходит дотирование одних сегментов другими, и это исключает возможность установления справедливой цены.

Сергей Смирнов, юрист, автоэксперт

Пока страховая компания не может предложить индивидуальный тариф автовладельцу в тех регионах, где больше аварийность или процветает мошенничество, а значит, и выше риск наступления страхового случая, все страхователи так и будут платить усредненную повышенную цену. И те, кто водят аккуратно, и те, кто постоянно попадают в аварии. А когда тариф станет индивидуальным, коэффициенты естественным образом отпадут.

Территориальный коэффициент ОСАГО КТ

Новости по теме

Привязывать полис ОСАГО не только к машине, но и к водителю предложили депутаты ЛДПР.

Подготовленные Минфином поправки к закону об ОСАГО получили отрицательные оценки экспертов государственно-правового управления президента.

Благодаря новой версии мобильного приложения IngoMobile клиенты компании «Ингосстрах» могут оформить ДТП и получить выплаты по полису Каско.

Коэффициент территории (КТ) ОСАГО это одна из базовых переменных, которая используется для расчет а стоимости полиса ОСАГО .

Территориальный коффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, определяется по месту регистрации собственника транспортного средства.