Экспертиза повреждений груза

Экспертиза повреждений груза

Для проведения этой экспертизы необходимо заключить договор заинтересованной стороны с экспертной организацией, а после этого при возникновении необходимости по факсу передавать заявку не позднее, чем за 12 часов до начала проведения экспертизы с указанием дня и времени начала экспертизы, объема партии, места проведения экспертизы.

При проведении этой экспертизы эксперт знакомится с товаросопроводительными документами, осматривает транспортное средство — его целостность, исправность, осматривает пломбирующие и запорные устройства, сличает фактические оттиски пломб с данными, указанными в сопроводительных документах.

После внешнего осмотра транспортного средства, эксперт дает согласие грузополучателю на вскрытие запорных устройств. В первую очередь эксперт обращает внимание на укладку груза внутри транспортного средства: высоту укладки, не имеется ли завалов груза и если это присутствует, выявить причину.

В процессе выгрузки, двумя компетентными представителями заказчика экспертизы в присутствии и под контролем эксперта осуществляется подсчет количества выгружаемого товара, выявляется продукция с дефектами внешнего вида.

После окончания выгрузки, эксперт подводит итог – определяет фактически выгруженное количество товара, в том числе с разбивкой по имеющимся дефектам и оформляет акт экспертизы на фирменном бланке.
Этот документ дает право грузополучателю на возмещение причиненного ущерба виновной стороной.

Итак, после заключения долгосрочного/на определенный срок договора и подачи заявки с указанием времени начала экспертизы, эксперт проводит экспертизу, составляет акт экспертизы и Вы, после оплаты счета за услуги, получаете документ независимой экспертной организации, который защитит Ваши имущественные интересы.

Экспертизы грузов, поврежденных при транспортировке

Экспертизы грузов, поврежденных при транспортировке, проводятся как по заявкам транспортных организаций, так и грузополучателей.

Эксперт определяет только размер ущерба в процентах, если груз уже выгружен и предъявлен на складе, но если эксперт присутствует при выгрузке товара из транспортного средства, то определяет еще и причину повреждения груза.

Заказчик экспертизы предъявляет эксперту кроме разовой заявки копию акта транспортной организации, констатирующего повреждение груза при транспортировке (коммерческого акта железной дороги, акта о несохранных перевозках автотранспортом, акта-извещения морского порта).

При проведении экспертиз по заявке грузополучателя, присутствие представителя транспортной организации необходимо, так как акт экспертизы без его подписи не может иметь претензионной силы. В случае неявки представителя перевозчика, эксперт отмечает факт неявки по вызову грузополучателя в акте экспертизы.

Повреждение товара при транспортировке происходит чаще всего вследствие нарушения упаковки, трения и ударов о внешние твердые предметы, подмочки. Но возможно и вследствие нарушения изготовителем технических условий контракта на упаковку или вследствие ее ненадежности.

Экспертиза выполнения условий договоров, контрактов

В этом виде экспертиз экспертная организация решает следующие задачи:

  • проверяет состояние транспортных и упаковочных средств;
  • проверяет уровень качества товаров;
  • отбирает образцы для лабораторных исследований;
  • проводит предотгрузочный контроль грузов;
  • проверяет соответствие поступившей партии условиям договора/контракта по количеству, качеству, упаковке, маркировке и др.

Предотгрузочная экспертиза товаров по количеству и качеству

Предотгрузочная экспертиза отправляемой партии товаров по количеству и/или качеству проводится перед началом отгрузки или при ее выполнении в месте отправки: склад, железнодорожная станция, автотерминал, аэропорт и т.п.

В зависимости от целей проведения экспертизы обозначенных Заказчиком проверяется в полном объеме или выборочно соответствие товара требованиям контракта/договора и товаросопроводительных документов по количеству и качеству. По желанию Заказчика может быть проверена упаковка и маркировка товара.

Перед началом экспертизы Заказчик в зависимости от ее цели предоставляет копии следующих документов:

Экспертизе подвергается только тот товар, который указан в заявке.

По результатам составляется акт экспертизы. Если при проведении работ по предотгрузочной экспертизе отправляемой партии товаров были проведены испытания образцов или лабораторные исследования, то в этом случае Заказчик наряду с актом экспертизы получает протоколы испытаний или лабораторных исследований.

Внимание! На сайте представлена лишь часть наших услуг.
Обо всех наших предложениях Вы можете узнать, связавшись с нами

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2010 г. по делу N А21-10385/2009 Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности как факта повреждения груза, так и размера ущерба, и обоснованно отказали в удовлетворении иска о взыскании ущерба, вызванного повреждением груза в процессе перевозки по договору перевозки грузов автомобильным транспортом

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июля 2010 г. по делу N А21-10385/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Нефедовой О.Ю., Шпачевой Т.В.,

рассмотрев 19.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТ плюс» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2009 (судья Гелеверя Т.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 (судьи Марченко Л.Н., Герасимова М.М., Масенкова И.В.) по делу N А21-10385/2009,

Общество с ограниченной ответственностью «СТ плюс» (далее — ООО «СТ плюс») обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Никотранс» (далее — ООО «Никотранс») о взыскании 40 000 руб. ущерба, вызванного повреждением груза в процессе перевозки по договору перевозки грузов автомобильным транспортом от 24.07.2009 N 32 (далее — Договор) и 396 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением суда первой инстанции от 17.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.03.2010, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе ООО «СТ плюс», ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 30.03.2010 и удовлетворить его исковые требования.

По мнению подателя жалобы, факт повреждения груза подтверждается актом приемки груза и актом об утилизации, размер ущерба — дополнительным соглашением N 3 к контракту от 26.05.2009 N 1, товарно-транспортной накладной N 000255, распиской грузополучателя в получении денежных средств.

При этом ООО «СТ плюс» утверждает, что опечатка в указании даты на акте утилизации не влияет на доказательственное значение данного документа.

Податель жалобы ссылается на то, что суды в нарушение требований статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не назначили экспертизу по имеющимся документам для определения размера ущерба.

ООО «СТ плюс» утверждает, что факт уплаты денежных средств в возмещение ущерба грузополучателю подтверждается распиской грузополучателя.

Податель жалобы указывает, что отсутствуют доказательства отсутствия вины перевозчика в повреждении груза.

По мнению ООО «СТ плюс», письмо от 28.09.2009 N 007 свидетельствует о признании долга ответчиком.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Никотранс» просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу ООО «СТ плюс» — без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассмотрена судом без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО «СТ плюс» (заказчик) и ООО «Никотранс» (перевозчик) 24.07.2009 заключили Договор, согласно которому перевозчик обязался перевозить грузы заказчика, а заказчик — оплачивать оказанные услуги.

На основании заявки заказчика от 14.07.2009 ООО «Никотранс» осуществило перевозку деревянной мебели для спальных комнат в разобранном виде по маршруту Италия — Россия (Калининградская область, поселок Янтарный) в адрес грузополучателя — общества с ограниченной ответственностью «Центр Инноваций».

Сославшись на то, что в процессе перевозки груз был поврежден, ООО «СТ плюс» обратилось в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций признали требования истца неправомерными и отказали в удовлетворении иска.

Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.

Статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Статьей 38 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта) установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных названным Федеральным законом.

Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 статьи 38 Устава автомобильного транспорта, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Устава автомобильного транспорта при обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке. Если при этом будет обнаружено повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактического повреждения (порчи) груза ( пункт 14 ).

Читайте так же:  Оспаривание мнимой сделки судебная практика

При необходимости проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашает экспертов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова экспертов в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о проведении экспертизы, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются лицом, заказавшим экспертизу, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) груза ( пункт 15 статьи 15 Устава автомобильного транспорта).

В соответствии со статьей 65 АПК РФ бремя доказывания требований по иску и возражений возложено на сторону, их заявляющую.

В подтверждение факта повреждения груза и размера ущерба истец представил следующие документы:

акт приемки груза от 27.07.2009, подписанный доставившим груз водителем и представителями грузополучателя; согласно акту при приемке груза было обнаружено нарушение упаковки и повреждение части изделий от влаги (разбухание, трещины);

приложение к акту приемки груза (без номера и даты), составленное представителями только грузополучателя, без участия перевозчика и третьих лиц, в котором зафиксировано, что на изделиях из подмоченных коробок обнаружена вода и в дальнейшем, при высыхании, возможна деформация изделий; бракованные упаковки и ряд изделий, имеющих деформацию от влаги.

составленный грузополучателем в одностороннем порядке акт от 20.08.2008, согласно которому некачественная мебель была утилизирована.

В силу статей 67 , 68 , 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями названных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к следующим выводам:

акт приемки груза от 27.07.2009 не содержит подробного описания количества, ассортимента поврежденных изделий, описания характера и размера имеющихся повреждений и дефектов, не установлен процент потери качества изделий; экспертиза поврежденного груза не проводилась;

акт без номера и даты, являющийся приложением к акту приемки, составлен грузополучателем в одностороннем порядке, без участия перевозчика, поэтому в силу вышеуказанных норм не является обязательным для перевозчика; акт не содержит сведений, позволяющих сделать вывод о том, что поврежденные изделия потеряли качество на 100%;

акт утилизации груза не может быть признан в качестве надлежащего доказательства, поскольку составлен 20.08.2008, то есть за год до доставки грузополучателю груза.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности как факта повреждения груза, так и размера ущерба, и обоснованно отказали в удовлетворении иска.

В соответствии с подпунктом 2.4.2 Договора перевозчик обязался нести ответственность за сохранность в пути всех перевозимых по договору грузов на условиях Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956).

Согласно пункту 1 статьи 25 названной Конвенции в случае повреждения груза перевозчик оплачивает сумму, соответствующую обесцениванию груза, рассчитываемую по стоимости груза, установленной в соответствии с требованиями пунктов 1 , 2 и 4 статьи 23 Конвенции.

Поскольку согласно материалам дела сумма, на которую уменьшилась стоимость груза, в установленном порядке не определена, несостоятельны ссылки подателя жалобы на дополнительное соглашение N 3 к контракту от 26.05.2009 N 1, товарно-транспортную накладную N 000255, в которых указана полная стоимость груза.

Ссылка истца на запись на претензии от 30.07.2009 N 30/07/09 о получении 40 000 руб. также несостоятельна, поскольку данная отметка не свидетельствует о перечислении указанной суммы на счет грузополучателя и опять же не подтверждает стоимость ухудшений груза.

Дополнительно представленный истцом в суд кассационной инстанции расходный кассовый ордер не может быть принят во внимание, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ кассационная инстанция не принимает и не оценивает новые доказательства по делу, которые не исследовались судами первой и апелляционной инстанций.

Кроме того, расходный ордер подтверждает выдачу денежных средств, но не уплату их контрагенту.

Статьей 82 АПК РФ предусмотрено назначение экспертизы для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. При этом арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Ходатайств о назначении экспертизы стороны не заявляли, оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе суды не усмотрели.

В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При таких обстоятельствах ссылка подателя жалобы на то, что суды не назначили экспертизу, несостоятельна.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 , 287 (пункт 1 части 1) , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А21-10385/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТ плюс» — без удовлетворения.

Экспертиза повреждений груза: цели и порядок проведения

Транспортная компания на время грузоперевозки несет ответственность за груз по нескольким параметрам – это и доставка, и хранение, и погрузка.

В момент, когда получатель принимает груз, ответственность перевозчика аннулируется. Но если на момент передачи на товарах были обнаружены повреждения, понадобится специальная экспертиза, которая позволяет установить, когда и при каких обстоятельствах они были получены.

Этот процесс поможет не только установить виновника происшествия, но и определить обстоятельства, при которых возникли повреждения – возможно, это случилось из-за внешних обстоятельств, не зависящих от сторон, участвующих в перевозке. Соответственно, в этом случае ответственность не будет накладываться ни на заказчика, ни на перевозчика.

Проведение экспертизы поручается обычно независимым специалистам, но в отдельных случаях этим занимаются представители обеих сторон.

Груз может быть поврежден по вине перевозчика во многих ситуациях – халатность при погрузке, нарушения в процессе доставки и несоответствие условий хранения норме. Последнее условие обычно характерно для скоропортящихся товаров – продуктов питания, цветов. Ущерб может быть нанесен и вследствие форс-мажорных обстоятельств, и из-за ненадежной фиксации грузов в кузове автомобиля.

Если груз был поврежден до передачи его транспортной компании или после получения грузополучателем, то ответственность целиком и полностью несет заказчик. Ответственность грузоперевозчика за сохранность груза наступает с момента, как только он получает этот груз от заказчика. Несомненно, по всем правилам грузоперевозок товар должен быть доставлен в том виде, в котором он был принят от грузоотправителя.

Проведение экспертизы повреждения груза, кто должен ее проводить?

Транспортная компания повредила груз при перевозке. Имеют ли они право требовать от заказчика(физ.лица) перевозки проведение экспертизы степени повреждения груза или обязаны сами её провести?

Ответы юристов (1)

Уточните вид транспорта.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

15. При необходимости проведения экспертизы для
определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза
грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе
перевозчик приглашает экспертов в соответствующей области. Результаты
экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова экспертов в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о проведении экспертизы, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза.
Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются лицом,
заказавшим экспертизу, с последующим отнесением расходов на лицо,
виновное в недостаче, повреждении (порче) груза.

Уточнение клиента

Какой федеральный закон в приоритете: 259 или 83, при проведении экспертизы степени повреждения груза?

перевозчик ссылается на п.3 ст.12 №83-ФЗ пытаясь свалить обязанность проведения экспертизы степени повреждения груза на грузополучателя.

Грузополучатель предлагает перевозчику груза, в случае несогласия с требованием грузополучателя о полном возмещении стоимости груза, проведение экспертизы организовать самостоятельно на основании ст.15 №259-ФЗ.

22 Марта 2017, 17:41

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

На основании каких документов рассчитывается ущерб при утрате груза?

При перевозке груза произошло его хищение. Комплект сопроводительных документов состоял из

1. Товарно-транспортной накладной

2. Товарной накладной.

По договору перевозки между грузовладельцем и перевозчиком, ущерб должен быть компенсирован на основании суммы из товарно-транспортной накладной, что и требует грузовладелец. Но, в товарной накладной и счет-фактуре сумма значительно меньше.

На основании каких сопроводительных документов должен определяться ущерб, если имеются расхождения между ними?

Ответы юристов (12)

Но, в товарной накладной и счет-фактуре сумма значительно меньше.

Если есть расхождение между данными товарно-транспортной накладной и счетом-фактурой, а также обычной накладной, то скорее всего это расхождение на стоимость услуг по самой перевозке. Данная стоимость включается в отдельный раздел ТТН.

Читайте так же:  Получить кадастровый паспорт на дом с привязкой его к земельному участку

Так как речь идет именно о возмещении стоимости товара, то нужно брать ее без стоимости доставки. То есть вычитайте из ТТН стоимость перевозки. И эта стоимость должна быть равна сумме в товарной накладной или в счете-фактуре.

Уточнение клиента

К сожалению суммы разнятся очень сильно:

В товарной накладной и счет-фактуре — примерно 900 000руб.

В товарно-транспортной — 1 700 000 руб.

Стоимость перевозки 15 000руб

06 Июля 2017, 11:45

Есть вопрос к юристу?

Добрый день, Евгений. Проблема в том, что ст. 796 ГК РФ установлен порядок определения суммы возмещаемой перевозчиком, поэтому это не только Вашим договором урегулирован такой порядок. Соответственно, стоимость будет определяться по документам, представленным продавцом имущества и именно эта стоимость как я понимаю и указана в накладной. Согласно ГК РФ:

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Приоритет отдается Договору, Вы можете его прикрепить?

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

С уважением! Г.А. Кураев

Уважаемый Евгений! Здравствуйте! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег:

так, а зачем ТН, когда ТТН?

И в чем и почему причина расхождения в стоимости?

Естественно, цена здесь смотрится по ТН/ТТН.

И по счетам- фактуры, в чем там разница (НДС) или что?

Уточнение клиента

Груз перевозился от грузовладельца к дистрибьютору (покупателю)

Я выступал перевозчиком.

06 Июля 2017, 11:49

Уважаемый Евгений! В дополнение: по уму надо смотреть как сам договор (что точно по нему), сверять ТН/ТТН, счета — фактуры.

В любом случае, по возмещению ущерба: или Вы находите общий язык или это делает суд.

При перевозке в любом случае предпочтение будет отдано ТТН (ч.1 ст.8

федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»)

Уточнение клиента

По договору перевозки ущерб я должен оплатить по ТТН.

Но, стоимость, которую получил бы отправитель груза при благополучном исходе была согласно товарной накладной и счет-фактуре (на основании этих документов была бы оплата). Или я не прав?

06 Июля 2017, 11:56

В товарной накладной и счет-фактуре — примерно 900 000руб. В товарно-транспортной — 1 700 000 руб. Стоимость перевозки 15 000руб

Ну если так оценили груз для перевозки, значит и нужно возмещать по ТТН. Та стоимость, по которой грузовладелец приобрел ее у продавца здесь не имеет значения. Но перевозчик может оспорить эту стоимость в соответствии с положения ст.796 ГК РФ и возмещать владельцу груза только его фактические затраты, которые как раз будут определяться по ТН.

Как я понимаю, водитель принял груз на основании транспортных накладных и товарно-транспортных накладных водитель-экспедитор принял груз к перевозке, что подтверждается подписью водителя в указанных документах? Правильно?

Статья 796 ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Необходимо разобраться почему расходятся данные в ТН и ТТН.

Но при наличии спора в суде, вы вправе доказывать свою позицию о том, что стоимость скажем меньше, а в случае спора ходатайствовать о проведении экспертизы о стоимости товара.

Не соглашусь с коллегой.

Ну если так оценили груз для перевозки, значит и нужно возмещать по ТТН. Та стоимость, по которой грузовладелец приобрел ее у продавца здесь не имеет значения.

Стоимость товара имеет значения. Необходимо будет доказывать, что действительная стоимость указана в ТТН.

Воробьева Зоя Викторовна

Уточнение клиента

водитель принял груз на основании транспортных накладных и товарно-транспортных накладных водитель-экспедитор принял груз к перевозке, что подтверждается подписью водителя в указанных документах. Все правильно

06 Июля 2017, 11:57

Уважаемый Евгений! Доброго еще раз! В дополнение:

счета- фактуры составляются на основе ТН/ТТН (см. постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137

(ред. от 25.05.2017)
«О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»)

Вот в этом и проблема, что у Вас именно перевозка, где основа ТТН.

И я так понял, что Вам не и не «с руки». Но свое мнение я выразил.

А почему так решили? Такие расхождения по ТН/ТТН?

Уточнение клиента

Расхождения между ТТН иТН большие : 1700 000 и 900 00

В ттн просто увеличена стоимость товара

06 Июля 2017, 12:05

В соответствии с абз. 2 п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ N 272 от 15 апреля 2011 года) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее — Транспортная накладная).

Читайте так же:  Приказ о порядке выдачи мыла

В соответствии с п. 8 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта), установлено, что стоимость грузаопределяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Если документы противоречат друг другу, то необходимо доказывать исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

На основании каких сопроводительных документов должен определяться ущерб, если имеются расхождения между ними?

Соответствующий порядок определения ущерба, предусмотрен правилами перевозки грузов, утвержденными постановлением Правительства РФ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 апреля 2011 года N 272

VII. Порядок составления актов и оформления претензий

79. Акт составляется в следующих случаях:

в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;

80. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом.

При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток.

В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.

81. Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.

82. Акт содержит:

а) дату и место составления акта;

б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;

в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;

д) подписи участвующих в составлении акта сторон.

83. В случае, указанном в подпункте «г» пункта 82 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.

84. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.

85. Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах.

Исправления в составленном акте не допускаются.

86. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.

87. Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Федерального закона.

88. Претензия содержит:

а) дату и место составления;

б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;

в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;

г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;

е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);

ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись.

89. Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой — остается у лица, подавшего претензию.

Т.е. можно провести экспертизу утраты груза, но при этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

Вопрос Помогите разобраться с пунктом 83 Постановления «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Речь идет о проведении экспертизы в случае утраты или повреждения груза. Из контекста данной статьи я понимаю, что такая экспертиза должна быть в любом случае.
С другой стороны, если стороны договора согласовали в акте размер недостачи без привлечения эксперта, то факты изложенные в акте не будут являться доказательствами?

Ответ

В качестве доказательств допускаются письменные доказательства, в том числе акты (ст.64, 75 АПК РФ), в связи с чем, составленный сторонами договора акт, в котором согласован размер недостачи, может выступать в качестве доказательства соответствующих обстоятельств.

Отсутствие приложенной к акту экспертизы не влечет признание указанного акта недействительным.

Однако, учитывая тот факт, что нарушено требование о приложении результатов проведения экспертизы для определения размера фактической недостачи, суд может критически оценить указанный акт при отсутствии иных доказательств размера фактической недостачи груза. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации «Статья 64. Доказательства

1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

2. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства,* объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Статья 71. Оценка доказательств

1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.*

3. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

4. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

5. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Статья 75. Письменные доказательства

1. Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты,* справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа». 2. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

«Статья 38. Акты 1. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров».

3. Постановление ФАС СЗО от 18.04.2012 № А56-24430/2011 «При обнаружении недостачи ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» (грузополучателем) с участием водителя — предпринимателя Иванова В.Н. составлены акты о расхождениях/повреждениях от 15.10.2010, которые не содержат подробного описания количества, ассортимента поврежденного товара, описания характера и размера имеющихся повреждений и дефектов, не установлена стоимость утраты груза; экспертиза поврежденного груза не проводилась.

О количестве и стоимости недостачи товара ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» сообщило ООО «ОМЕГАТРАК» только в претензии от 18.10.2010.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что истец не доказал наличия совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков».

4. Постановление 2 ААС от 22.05.2015 № А31-10369/2014 «По мнению ответчика, обжалуемый судебный акт принят в отсутствие надлежащего извещения ИП Мишенева А.В. о времени и месте судебного заседания.

Претензия истца ответчиком не получена.

Вина ответчика в не сохранности груза отсутствует, поскольку в имеющихся обстоятельствах отсутствовала возможность предвидеть и предотвратить обстоятельства, связанные с хищением неизвестными лицами части груза.

Представленная в материалы дела транспортная накладная не отвечает установленной законом форме.

Акт от 23.12.2013 составлен без участия ИП Мишенева А.В., о времени и месте составления акта ответчик не извещался.

В нарушение требований законодательства экспертиза определения размера недостачи не проводилась.*

Факт частичной утраты груза подтвержден представленным в материалы дела коммерческим актом от 23.12.2013, который подписан водителем без возражений.

Согласного данного акта автомобиль прибыл на склад со вскрытой пломбой, по факту выгрузки обнаружена недостача.

В акте указаны номера отсутствующих и поврежденных грузовых мест, результат их перерасчета и сумма недостачи.

Водитель возражений по акту не заявил.* Сумма недостачи (в сторону уменьшения) уточнена истцом в акте № 2 от 23.12.2014.

Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на отсутствие вины исполнителя в причинении ущерба, в обоснование чего указывает, что по факту утраты части груза возбуждено уголовное дело.

Вместе с тем, данное обстоятельство, вопреки доводам ответчика, не освобождает его от обязательства по возмещению истцу причиненных убытков в связи с частичной утратой принятого к перевозке ответчиком груза по договору.

По смыслу статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Наличие данных обстоятельств ответчиком не подтверждено.

Ответчик является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую, то есть на свой страх и риск, деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от выполнения в данном случае транспортных услуг.

При данных обстоятельствах требования истца о взыскании убытков в связи с ненадлежащей перевозкой груза заявлены правомерно и подлежат удовлетворению».*