Имеет ли право турция закрыть босфор

Турция может закрыть Босфор для российских кораблей

Игорь Воронченко – командующий ВМС Украины – заявил, что Турция может закрыть Босфорский пролив для российских кораблей из-за инцидента в Керченском проливе.

По его словам, с такой просьбой киевские власти намерены обратиться к мировому сообществу. Он пояснил, что Турция имеет полное право закрыть Босфор для военных кораблей иных государств, находящихся в состоянии военного конфликта, передаёт «Газета.Ru».

«Мы будет ссылаться на нормы Конвенции Монтре о режиме Черноморских проливов от 1936 года», – отметил Воронченко.

Согласно этому документу, который восстанавливает суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы, отделяющими друг от друга Черное и Эгейское моря, торговые суда всех стран могут свободно проходить через проливы.

Однако, как напомнил командующий ВВС самостийной, для военных кораблей режим прохода отличается. Так, нечерноморские государства имеют ограничения в отличие от флотов стран, имеющих выход к Чёрному морю. Кроме того, Турция имеет право закрыть проход военных кораблей третьих стран, находящихся в конфликте между собой, даже если сама Турция не замешана в военных действиях.

«Россияне должны знать, каково нарушать нормы международного права», – резюмировал Воронченко.

Напомним, накануне президент России Владимир Путин и его турецкий коллега Турции Реджеп Эрдоган обсудили по телефону инцидент, к которому привела провокация со стороны кораблей ВМС Украины. По словам Эрдогана, в ходе беседы обсуждалась возможность посреднической роли Анкары при урегулировании инцидента в Керченском проливе.

Ранее внешнеполитическое ведомство Турции на своём официальном сайте опубликовало заявление, в котором призвало Москву и Киев избегать необдуманных шагов, которые могли бы привести к дестабилизации обстановки и обострению российско-украинских отношений.

Провокации в Керченском проливе 2 суток назад

Новости Политика

Турецкий политолог: Босфор для российских кораблей закрыть невозможно

«Закрыть России Босфор невозможно. Есть международная норма — Конвенция Монтрё 1936 года, там все четко и ясно написано. Турецкое государство учитывает эти нормы и действует в соответствии с ними», — заявил в прямом эфире программы «60 минут» политолог, профессор университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции Тогрул Исмаил.

Политолог отметил, что военные корабли не могут пройти через Босфор без предупреждения.

«Военные корабли имеют право пройти через Босфор, но для этого они должны заранее предупредить турецкое государство, даже если идет война, где Турция не участвует. Если эти корабли имеют прибрежную зону в Черноморском регионе, то за 8 дней. Если нет, то за 15 дней. Торговые же корабли имеют право проходить через Босфор и днем, и ночью беспрепятственно, даже в случае военной ситуации. Для них турецкое государство создает определенные направления, по которым они должны действовать»,- пояснил Тогрул Исмаил.

«Я думаю, что желание закрыть Босфор может высказать всякий. Но закон есть закон, существуют международные нормы. В нынешней ситуации это, конечно, невозможно и с юридической точки зрения тоже», — заключил он.

Украина хочет попросить мировое сообщество закрыть Босфорский пролив для российских кораблей. Об этом заявил командующий ВМС Украины Игорь Воронченко. Просьба связана с инцидентом в Черном море.

В Совете Федерации заявили, что никаких оснований для исполнения этой просьбы нет. Турция может закрыть Босфор только в случае войны, причем для всех сторон.

«Конвенция о режиме проливов», больше известная под названием Конвенция Монтрё, была подписана 20 июля 1936 года по итогам конференции по пересмотру режима черноморских проливов, проходившей с 22 июня по 21 июля 1936 года в швейцарском городе Монтрё.

В конференции приняли участие представители СССР, Великобритании, Австралии, Франции, Турции, Болгарии, Греции, Румынии, Югославии, Японии. Документ заменил собой Лозаннскую конвенцию 1923 года.

Ключевыми положениями Конвенции являются права Турции на закрытие проливов в военное время. В случае участия Турции в войне, а также, если она сочтет, что она находится под непосредственной угрозой войны, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.

Украина попросит Турцию закрыть пролив Босфор для кораблей России

Украина обратится к властям Турции с просьбой закрыть пролив Босфор для российских военных кораблей, заявил в четверг командующий Военно-морскими силами Украины Игорь Воронченко. Запрос связан с захватом Россией украинских военных кораблей в Керченском проливе – в Киеве считают его актом агрессии.

Президент Украины Петр Порошенко в интервью германской газете Bild заявил, что Украина призывает страны НАТО направить боевые корабли в Азовское море. По словам Порошенко, цель действий России – вслед за Крымом и Донбассом попытаться оторвать от Украины ещё один кусок территории. «Единственный язык, который понимает Путин, – это солидарность западного мира», – сказал Порошенко.

Правовой режим проливов Босфор и Дарданеллы, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, регулируется конвенцией Монтрё.

  • В ней указано, что Турция обязана пропускать через проливы военные корабли черноморских государств. Российские корабли Черноморского флота, участвующие в кампании в Сирии, неоднократно в последнее время проходили через проливы.
  • При этом для военных кораблей нечерноморских держав (то есть всех стран НАТО, кроме Турции, Болгарии и Румынии) введены существенные ограничения для прохода проливов. Общий тоннаж этих кораблей не должен превышать 30 тысяч тонн (то есть в проливы, например, согласно конвенции не может зайти американский авианосец типа «Нимиц»), а находиться в акватории Чёрного моря они могут не более 21 дня.
  • В конвенции указано, что Турция имеет право закрывать проливы для судов любой воюющей державы во время войны. Официально объявленной войны с участием России сейчас нет.
  • Кроме того, Турция может закрыть проливы, если посчитает, что ей самой угрожает агрессия.

Президент Турции Реджеп Эрдоган в четверг заявил, что Турция может сыграть роль посредника между Киевом и Москвой в связи с последним инцидентом. В среду Эрдоган говорил по телефону как с Петром Порошенко, так и с Владимиром Путиным. Он заявил, что обсудит обострение ситуации в Керченском проливе с Путиным в Аргентине, где оба лидера примут участие в саммите «Большой двадцатки».

Анкара ведет опасную игру, которая фактически означает объявление России войны

Турецкие власти препятствуют проходу российских судов через Босфор. СМИ сообщают о том, что на проходе через пролив скопились десятки кораблей, идущих под флагом РФ. Российские суда вынуждены перемещаться зигзагами и кругами, ожидая разрешения зайти в пролив. Однако, по неподтвержденной информации, корабли ВМФ РФ Турция пока пропускает без задержек.

На данный момент официальные комментарии сложившейся ситуации отсутствуют. После инцидента с Су-24 турецкие СМИ писали, что Анкара может закрыть для России Босфор. За несколько дней до начала фактической блокады береговая охрана Турции начала учения в Мраморном море, которое связано через Босфор с Черным морем и через Дарданеллы с Эгейским морем.

26 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил надежду, что, несмотря на охлаждение отношений, Анкара не станет чинить препятствий российским кораблям. «Мы, конечно, рассчитываем на незыблемость норм свободы судоходства через черноморские проливы», — сказал представитель Кремля.

Мечта российских императоров

Босфор и Дарданеллы с момента становления Российской империи имеют огромное значение для нашего государства. Постоянные войны с Османской империей, присоединение в XVIII веке черноморских земель и поддержка национально-освободительного движения на Балканах преследовали, по сути, одну цель: получение контроля над проливами.

Мечта российских императоров могла бы воплотиться в реальность, если бы не противодействие Великобритании и Франции. Лондон и Париж оказывали Великой Порте серьезную военную помощь и не гнушались открыто воевать против наших армии и флота. Расстановка сил изменилась после перехода Турции в стан союзниц Германии в начале XX века. Петербург заключил союзническое соглашение с Парижем и Лондоном, а в 1914 году включился в борьбу за Босфор и Дарданеллы.

Читайте так же:  Субсидия целевой характер

Октябрьская революция 1917 года и односторонний выход России из Первой мировой войны похоронили надежду на проливы. Последняя попытка получить контроль над Босфором и Дарданеллами была предпринята советским руководством на финальном этапе Второй мировой войны и в послевоенный период. Сталинские дипломаты требовали отмены Конвенции Монтре 1936 года и предоставления СССР военно-морской базы в проливах.

Решить вопрос в пользу Советского Союза на волне эйфории от победы над нацистской Германией и ее сателлитами не удалось. Планы Москвы окончательно похоронило вступление Турции в НАТО в феврале 1952 года. Вместо советских военных баз на турецкой территории появились американские. Находясь под колпаком США, Турция получила возможность игнорировать любые претензии Москвы.

Обходной маневр

Спустя 300 лет вопрос проливов и покровительства Турции со стороны иностранных держав вновь становится головной болью для руководства нашего государства. Единственное, на что сейчас может уповать Россия при защите своих интересов, помимо военной силы, — это уже упомянутая Конвенция Монтре 1936 года, которая гарантирует особые права черноморским государствам.

Документ признает право свободного прохода торговых судов всех стран через проливы. При условии предварительного уведомления турецких властей черноморская страна также может проводить через Босфор и Дарданеллы любые военные корабли. Ограничения действуют только для флотов нечерноморских государств.

Анкара не может запретить проход военных кораблей воюющей державы даже в условиях военного времени. Совсем другие правила действуют, если Турция участвует в войне или считает себя «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности». В такой ситуации Турция обладает правом закрыть проливы для любых судов.

Как поясняют юристы, закрытие Босфора для военных судов возможно лишь в случае официального объявления войны или прямой военной угрозы. На первый взгляд, Конвенция Монтре кажется справедливой и удовлетворяет интересы всех заинтересованных сторон. Документ обеспечивает свободу судоходства, предоставляет гарантии черноморским странам и одновременно не затрагивает суверенитет Турции.

Однако турецкие власти предусмотрели в национальном законодательстве ряд норм, позволяющих не выполнять отдельные пункты конвенции. В 1994 году Турция в одностороннем порядке закрепила Регламент судоходства в проливах. Документ позволяет ограничивать передвижение иностранных судов через проливы в мирное время под предлогом различных мероприятий, например технических работ или силовых операций.

Таким образом, на практике турецкое руководство вольно делать все, что ему вздумается. Прикрывать провокации члена НАТО будет Вашингтон. Накануне постоянный представитель США при НАТО Дуглас Льют заявил, что не видит никаких проблем с проливами. По его словам, Турция не намерена ограничивать судоходство через Босфор и серьезно относится к своим международным обязательствам.

С Москвой шутки плохи

Ограничение на проход российских торговых судов и военных кораблей будет вполне логичной контрмерой Анкары в ответ на экономические санкции, которые 28 ноября ввел президент РФ Владимир Путин. Препятствуя прохождению российских кораблей, Турция нанесет урон отечественному бизнесу и осложнит проведение военной операции в Сирии.

Через Босфор и Дарданеллы идут не только торговые караваны, но и корабли ВМФ, которые занимаются снабжением и прикрытием российской авиагруппы. Летом 2015 года Москва начала наращивать военное присутствие в Средиземном море: сейчас боевое дежурство несет ракетный крейсер «Москва», за которым наблюдают турецкие подводные лодки «Долунай» и «Буракреис».

Действия Анкары могут сорвать плановую ротацию группировки ВМФ и ухудшить положение российских ВКС, которым придется рассчитывать только на ресурсы транспортной авиации. Самый негативный сценарий для нашей страны — это военная провокация против российских кораблей в Средиземном море. Как писала «Русская планета», турецкий флот значительно мощнее российского ЧМФ.

В данной ситуации противник России обладает тактическим преимуществом, но Москва ввела в действие 51-ю статью Устава ООН, гарантирующую право на самооборону. С этой целью РФ может применить имеющийся у нее арсенал ударных средств, перед которым будут бессильны турецкие вооруженные силы. Эрдоган и его заокеанские покровители должны понимать последствия возможного закрытия Босфора. Поведение, идущее вразрез конвенции Монтре, будет означать объявление войны России.

Когда турецкая подлодка.

Некоторые аналитики заговорили о том, что в ответ Турция может закрыть для наших военных кораблей и судов проход из Черного в Средиземное море и обратно. Масла в огонь подлили стартовавшие в конце прошлой недели учения береговой охраны Турции в Мраморном море. Кое-кто поспешил назвать это тренировкой по блокированию российского судоходства в проливной зоне. А вчерашнее известие, что судно ВМФ России «Яуза» во время прохождения Дарданелл в районе города Чанаккале встретило идущую встречным курсом в надводном положении турецкую подлодку, некоторые иностранные СМИ интерпретировали чуть ли ни как прелюдию к морскому инциденту.

К информационной атаке тут же подключился Киев. 30 ноября украинский Центр транспортных стратегий сообщил, что суда под российским флагом у входа в Босфор ходят зигзагами и кругами, в то время как корабли и транспорты других стран пересекают пролив без задержек. Дескать, все, ребята, началось.

К таким явно провокационным сообщениями в Кремле и в военном ведомстве РФ относятся достаточно скептически. Напомним, что 28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал апокалиптическим сценарием возможность перекрытия Турцией Черноморских проливов для наших судов. В то же время Песков признал: степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Встречу в Дарданеллах российского военного транспорта с турецкой подлодкой наши генералы вообще не посчитали нужным комментировать. Информированные источники «РГ» в минобороны утверждают, что никакого инцидента в проливе не было. Судно шло своим ходом, лодка — своим. Более того, «Яузу», как того требуют международные протоколы, в проливе сопровождал катер береговой охраны Турции.

Что же касается якобы имевшей место задержки российских судов у Босфора, то, по мнению наших экспертов, если такой факт и имел место, то он вряд ли свидетельствует о злом умысле Анкары. Дело в том, что о своих маршрутах через проливы судовладельцы обязаны заранее оповещать турецкие власти. Те составляют график пересечения, и суда выстраиваются в очередь. Задержки действительно бывают, например, из-за большого скопления морского транспорта или когда проливы закрывают по погодным условиям. Хотя стопроцентно исключать провокационные действия Турции в отношении наших кораблей и судов с учетом нынешней ситуации, конечно, нельзя.

Здесь важно иметь в виду юридическую сторону вопроса. Еще в 1936 году конвенция Монтрё установила суверенитет Турции над Босфором и Дарданеллами, а также ограничила нахождение в Черном море военных кораблей нечерноморских государств. Их общий тоннаж не должен превышать 30 тысяч тонн, а срок их пребывания ограничен 21 сутками. На страны, имеющие выход к Черному морю, к которым относится и Россия, эти ограничения не распространяются. «Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для российских кораблей и судов, направляющихся в Сирию, — это будет нарушением международного права и конвенции Монтре в частности, а ведь ее подписало большинство государств мира на тот период времени», — прокомментировал РИА Новости ситуацию с проливами бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко. Он напомнил, что даже в период Второй мировой войны Турция, несмотря на давление со стороны Германии, соблюдала нейтралитет и не закрывала Босфор и Дарданеллы. Поэтому, уверен адмирал, и сейчас нет оснований полагать, что проливы будут перекрыты.

При особом желании Анкара может найти «лазейки» в этом документе. Так, статья 20 конвенции гласит, что во время войны, в которой участвует Турция, проход военных кораблей через проливы зависит исключительно от усмотрения турецкого правительства. А в статье 21 говорится, что это же ограничение возможно в ситуации, когда Турция считает себя, цитируем, «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности». Но и здесь не все так просто. Наличие этой самой ситуации представителям официальной Анкары придется доказывать в ООН. Очень сомнительно, чтобы Организация Объединенных Наций при столь взрывоопасной обстановке на Ближнем Востоке согласилась признать потенциальным агрессором против Турции, например, Сирию. И уже тем более — Россию. А значит, закрыть для нас Черноморские проливы Анкара сможет в единственном случае: откровенно наплевав на международное право.

Читайте так же:  Договор аренды наследника

Михаил Войтенко, эксперт по морскому судоходству, главный редактор издания «Морской бюллетень»:

— Некоторые трудности, которые возникли у наших судов, — скорее всего, это предупреждение, такой тонкий намек со стороны Турции на возможные последствия дальнейшего ухудшения отношений между Турцией и Россией.

При этом юридически турки ничего не нарушают. Анкара пользуется законным правом усилить досмотр на границе. Поскольку есть там такой Центр контроля судов в проливе Босфор, который полностью контролирует все судоходное движение. Если этот центр говорит какому-то судну, которое подошло со стороны Черного моря, стой и жди, пока мы тебя пропустим, то судно будет стоять и ждать. И никуда оно не денется, поскольку не имеет права идти в Босфор без разрешения этого трафик-контроля. Это как в авиации.

При этом чем руководствуется этот центр, останавливая судно, — это сугубо его дело. Он всегда может сказать, что не пускал российские суда определенное время в пролив по соображениям безопасности мореплавания.

На все же претензии турецкие власти скажут, что они тут ни при чем. Якобы у Центра контроля движения свои требования к безопасности мореплавания, он их строго выполняет, вот и все, объяснят они. Вдобавок Турция может апеллировать к тому, что только тормозит российские суда, а не закрывает им проход через проливы.

Чтобы доказать, что это не так и что это предвзято, понадобится очень много времени.

Киев просит Турцию закрыть Босфор для России

Президент Украины Петр Порошенко аж из штанов выпрыгивает, пытаясь раздуть вселенский шум вокруг разыгранной по его же указанию провокации в Керченском проливе.

Например, немецкой газете Bild он заявил: » Германия принадлежит к нашим самым близким союзникам, и мы надеемся, что сейчас государства в НАТО готовы направить военные корабли в Азовское море, чтобы поддержать Украину».

Но случился облом.

«Германия отклонила призывы Киева ввести новые санкции против России и отправить немецкие военные корабли в Черное море, заявил пресс-секретарь немецкого правительства Штеффен Зайберт. А представитель немецкого МИД добавил: «Санкции — не водопроводный кран, который открывают и закрывают по надобности». Точнее — по желанию Киева.

Теперь ждем, чем ответит Турция . Потому что командующий ВМС Украины Игорь Воронченко сделал Анкаре такое предложение:

— В связи с нормами конвенции Монтре (правила судоходства в Босфор ском проливе, — ред.), а именно — ее 19-й пунктом, будем пытаться просить закрыть пролив Босфор в Турции для российских кораблей, чтобы россияне знали, как нарушать нормы международного права.

Тут украинский адмирал, конечно, сам себе язык отдавил. Ведь 19-й пункт конвенции Монтре ясно говорит, что Турция имеет право закрыть Босфор для кораблей страны, участвующей в войне. Но Россия ни в какой войне не участвует. А вот Украина — только что объявила военное положение! Значит, Босфор надо закрывать для кораблей Украины.

К тому же у Турции с Россией наладились весьма выгодные отношения. Анкара щедро «кормится» российским транзитом». Через Босфор и Дарданеллы в год проходит более 60 млн тонн нефти из России, а также зерно, сталь, стройматериалы. Только лоцманским сопровождением судов Турция на каждом корабле зарабатывает до 1000 долларов. И турки хорошо понимают: в случае закрытия проливов Россия может пойти на контрсанкции — остановить ввоз турецких продуктов или чартеры на турецкие курорты. Да и сделка с С-400 может пойти под откос.

Ну, а что Америка ? Дональд Трамп в газете New York Post поинтересовался, предупреждал ли Киев Москву о проходе кораблей через Керченский пролив? «Вопрос – было ли предупреждение? Они (украинские корабли, – ред.) дали им (России, – ред.) знать, что они проходят? Потому что у них есть система, я полагаю. И она раньше работала». И тут Украине крыть нечем. Предупреждения не было.

Наверняка Путин в Аргентине расскажет Трампу, как украинские корабли шли напролом и их пришлось задержать.

5 наивных вопросов: Провокация в Керченском проливе

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как российские погранцы украинских моряков уговаривали границу не нарушать

Известный украинский блогер Анатолий Шарий опубликовал почти 20-минутную запись переговоров между российскими пограничниками и украинскими моряками во время «керченского противостояния» 25 ноября. Из этой записи совершенно очевидно, что береговая охрана долго и тщетно пыталась буквально упросить нарушителей госграницы по-хорошему покинуть наши территориальные воды (подробности).

В ТЕМУ

Путин — об инциденте в Керченском проливе: Если бы наши пограничники действовали иначе, их всех нужно было бы отдать под суд!

Владимир Путин, отвечая на форуме «Россия зовет!» на вопросы из зала, прокомментировал инцидент в Керченском проливе.

— Это провокация, безусловно, — заявил президент. — Провокация, которая организована действующей властью в преддверии президентских выборов на Украине в марте следующего года. Рейтинг действующего президента находится, по-моему, где-то на пятой строчке. Есть шансы не войти даже во второй тур и поэтому нужно что-то делать, чтобы ситуацию обострить и создать непреодолимые препятствия для его конкурентов, прежде всего из оппозиции (подробности).

КСТАТИ

Россия не нарушает международное право в Керченском проливе: Развенчиваем мифы украинской пропаганды

Одновременно с провокацией в Черном море Киев начал информационную кампанию, в которой обвинил Москву в нарушении норм международного законодательства (подробности).

Экс-депутат Рады Олег Царев: Порошенко встретит Новый год на родине украинского национализма

Бывший кандидат в президенты Украины рассказал «Комсомолке», почему нынешний лидер незалежной отметит приход Года Свиньи на родине, а не на Мальдивах

Россия под Новый год запретила импорт ряда товаров из Украины: под санкции попали и прокладки, и шоколадки

Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев

Порошенко расширил «прилегающую зону Украины» в Черном море

Петр Алексеевич навострился решать проблемы, подписывая бумаги

В Крыму ответили министру обороны Украины, который пообещал сотню проходов ВМСУ через Керченский пролив

Глава минобороны соседнего государства Степан Полторак считает Азовское море «частью Украины»

Сил и средств достаточно: Крымские пограничники готовы отразить любые провокации в Керченском проливе

Проверки судов продолжаются

Лолита Милявская об интервью украинскому видеоканалу: Я всегда говорю: «Крым — мой!»

Популярная певица не понимает, почему из ее детских ощущений о Крыме сделали политический скандал

Политолог: Украина надеется пострелять во время второго «похода через Керченский пролив»

Ростислав Ищенко уверен, что президенту Порошенко жизненно необходима новая провокация

В «серой зоне» Донбасса увидели призрак Перемоги*

Киевские власти снова похваляются «прыжками жабы»

«Россия так и не напала»: на Украине отменяется военное положение

Порошенко не добился переноса президентских выборов

Порошенко передаст резиденцию Януковича Константинопольскому патриархату вместе с монастырями

Всего Киев отдает Стамбулу 11 храмов и монастырей

Times: За Украину на Донбассе воюют чеченцы из ИГИЛ*

Британские журналисты встретились с террористами под Мариуполем

Эдуард Басурин: Украинские силовики хотят применить химоружие на своей территории, а потом свалить это на ДНР и Россию

Представитель командования народной милиции Донецкой республики — в эфире Радио «Комсомольская правда» [аудио]

Главный разведчик и главный пограничник Украины попали под российские санкции

Во втором санкционном пакете — 245 граждан Украины

«Крымчане могут спать спокойно»: Аксенов ответил на возможные провокации со стороны Украины

Раньше в незалежной пригрозили повторным вхождением кораблей в Керченский пролив

Где Порошенко снова нападет на Украину

Какие провокации могут готовить власти в Киеве, чтоб оправдать и продлить военное положение [подкаст]

Читайте так же:  Госпошлина при перепланировке квартиры

Известный дизайнер Артемий Лебедев: Как из россиян на Украине делают «врагов народа»

Популярный блогер пожаловался в соцсетях, как после поездки в Киев на него обрушилась волна травли и призывов к расправе

Возрастная категория сайта 18+

Контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и невыученные уроки истории

Илья Ремесло, юрист, для МИА «Россия сегодня»

После того, как Турция сбила российский бомбардировщик в Сирии, отношения между двумя странами резко накалились. В этой ситуации ключевое значение приобретает вопрос контроля над Черноморскими проливами (которые последовательно соединяют Черное море с Мраморным, а Мраморное – с Эгейским, обеспечивая выход в Средиземноморье).

Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, «правила морского судоходства через Черноморские проливы регулируются международным правом – конвенцией Монтре – и здесь мы, конечно, рассчитываем на незыблемость норм свободы судоходства через Черноморские проливы».

Выясним, каким образом Конвенция Монтре регулирует права России, Турции и других держав в отношении проливов. А для начала кратко расскажем о роли проливов в историческом контексте.

Геополитический центр Европы

Вопрос Черноморских проливов во все времена являлся важнейшим направлением российской внешней политики, в котором России традиционно противостояли западные державы и Турция. Начиная с XIX века постоянно предпринимались попытки урегулировать порядок пользования проливами мировыми державами, с переменным успехом для каждой из сторон.

Основным бенефициаром от подобной ситуации оставалась Великобритания, которая, не являясь черноморской державой, тем не менее выстраивала свои геополитические интересы в регионе – во многом за счет Турции и остальных черноморских держав. Что касается России, то она последовательно защищала не только свои интересы, но и суверенитет Турции (в частности, на Лозаннской конференции 1922 года, когда само существование турецкого государства было под вопросом).

В 1936 году статус проливов был наконец урегулирован Конвенцией Монтре, которая восстановила суверенитет Турции над Черноморскими проливами, а также гарантировала особые права черноморских государств в части использования проливов. Таким образом была отвергнута британская идея уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, получив под таким предлогом значительное военное преимущество.

Рассмотрим основные положения Конвенции Монтре, касающиеся регулирования прохода через проливы торговых и военных судов черноморских и иных держав в мирное и военное время.

Статья 2 Конвенции признает право свободного прохода торговых судов всех стран через проливы как в мирное, так и в военное время. При этом статья 6 Конвенции содержит условие, что, если Турция сочтет себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, право свободного прохода также сохраняется — но с условием, что суда должны входить в проливы днем, а проход должен будет совершаться по пути, указываемому турецкими властями.

Военные корабли и право Турции на закрытие проливов

Черноморские державы вправе проводить через проливы в мирное время (при условии предварительного уведомления властей Турции) любые свои военные корабли.

Для военных кораблей нечерноморских держав Конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход через проливы мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, которые могут находиться в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 000 тонн. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не может превышать 30 000 тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 000 тонн в случае увеличения численности ВМФ черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.

Ключевыми положениями Конвенции являются права Турции на закрытие проливов в военное время.

Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. В случае если Турция участвует в войне, а также если она посчитает себя «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности», ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Таким образом, Турция имеет право закрыть проливы только в случае официального объявления ей войны (со всеми вытекающими последствиями), либо в случае прямой военной угрозы.

Например, согласно Военной доктрине РФ, военная опасность — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. Таким образом, очевидно, что ключевое понятие – это непосредственность военной угрозы: она должна быть явно выражена и не может носить гипотетический характер.

Следует также отметить, что необоснованное закрытие проливов, согласно статье 21 Конвенции, может быть отменено Советом Лиги Наций (в настоящее время его функции переданы ООН), если он большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны, и если большинство стран, подписавших Конвенцию, с этим согласятся.

Как Турция «поправила» Конвенцию национальным законодательством

Однако следует также учитывать разницу между нормой и практикой ее применения турецкими властями. А в отношении Черноморских проливов она весьма неоднозначна.

В национальном праве самой Турции существует множество норм, осложняющих использование норм Конвенции. Например, в 1982 году Турция решила в одностороннем порядке распространить внутренний регламент порта Стамбул на проливы, что дало бы право закрывать их в мирное время. От этой идеи она была вынуждена отказаться только под прямым давлением СССР и других государств.

В 1994 году Турция ввела в действие Регламент судоходства в проливах – также в одностороннем порядке. Данный документ содержит множество лазеек, позволяющих Турции нарушать права других держав на судоходство, обосновывая это проводимыми в проливах работами, полицейскими операциями и прочими сомнительными обстоятельствами. Неоднократно указывалось, что данные положения явно не соответствуют Конвенции Монтре, что было полностью проигнорировано турецкими властями.

Таким образом, строго юридически Турция не имеет право перекрыть России доступ в проливы, однако на практике вполне может создать множество проблем в реализации данного права.

Игнорируют нормы Конвенции и США, систематически нарушающие сроки пребывания своих кораблей в Черном море. Так, 5 февраля 2014 года в связи с событиями в Крыму в Черное море вошел фрегат ВМС США «Тейлор», на 11 суток превысив допустимый срок нахождения в акватории.

Конвенция Монтре и жертва, ставшая хищником

Очевидно, что в настоящее время эффективность ряда норм Конвенции вызывает вопросы.

Подводные камни Конвенции Монтре видел Советский Союз, который после окончания Великой Отечественной войны стремился гарантировать свою безопасность в Черном море – учитывая враждебную позицию Турции, готовившей «удар в спину», пока СССР сражался с нацистской Германией.

На Потсдамской конференции, которая решала вопросы послевоенного мироустройства, Молотов заявил, что «СССР не может считать правильной Конвенцию, заключенную в Монтре», потребовав ее пересмотра и предоставления СССР военно-морской базы в проливах и возвращение Советскому Союзу территорий в Армении и Грузии. Как говорил тогда Сталин, Турция, поддерживаемая Англией, «держит за горло большое государство и не дает ему прохода».

В последующем СССР продолжал отстаивать жесткую позицию по проливам, выдвинув требования к Турции об исключительном контроле проливов черноморскими державами. Претензии к Турции были сняты только после смерти Сталина, который не успел реализовать свои черноморские планы.

Западные историки любят говорить, что якобы именно «враждебные» действия СССР повлекли вступление Турции (ставшей «жертвой давления») в НАТО.

Однако, как мы видим из дальнейшего развития событий, «жертва» за короткое время превратилась в хищника, почувствовавшего вкус крови.

Была осуществлена беспрецедентная агрессия в отношении Греции и Кипра, лишившегося значительной части своей территории – за что Турция не понесла никакого наказания и даже отказалась выполнять решение ЕСПЧ о компенсациях изгнанным жителям Кипра. Турция стала забывать о многих ранее принятых на себя международных обязательствах, претендуя на восстановление «имперского» статуса, игнорируя интересы других стран и допуская военную агрессию.

История наглядно показывает, что подобные притязания заканчиваются плачевно. Это следует помнить и в связи с законным правом России пользоваться проливами, оплаченным кровью наших солдат. России есть чем поддержать выполнение Конвенции Монтре, защитив тем самым свои важнейшие геополитические интересы.