Федеральный закон о высшем образовании 2019

С 1 января 2019 года заказчиками целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования смогут стать индивидуальные предприниматели

Подписан Закон, направленный на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Поправками, в частности:

понятие «целевой прием» заменено понятием «целевое обучение» и определено как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования;

установлено, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или ИП;

скорректированы существенные условия договора о целевом обучении (например, исключены обязательство заказчика о организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству, включено обязательство по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором);

пересмотрены штрафные санкции в случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор, а также в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и/или осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет;

предусмотрены особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования. Установлено, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который входит в перечень органов и организаций, установленный данным Федеральным законом. При этом данный перечень дополнен, в том числе организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и некоторыми другими;

Правительство РФ наделено правом устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов РФ, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, действие его норм не распространяется на отношения по целевому обучению, возникшие до его вступления в силу.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения”

Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Внести в статью 43.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4234) следующие изменения:

1) в пункте 1 слова «договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, заключаемых» заменить словами «договора о целевом обучении, заключаемого»;

2) в пункте 3 слова «договора о целевом приеме и (или)» исключить.

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 50, ст. 7337; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 1, ст. 62; 2017, N 31, ст. 4824; 2018, N 1, ст. 7) следующие изменения:

1) в пункте 3 части 4 статьи 24 слова «договором о целевом приеме или» исключить;

2) в пункте 12 части 1 статьи 44 слова «договоров о целевом приеме и» исключить;

3) в части 2 статьи 61 слова «договора о целевом приеме или» исключить.

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 27, ст. 4160; 2017, N 18, ст. 2670; 2018, N 27, ст. 3945) следующие изменения:

1) в части 3 статьи 53 слова «договора о целевом приеме и» исключить;

2) статью 56 изложить в следующей редакции:

«Статья 56. Целевое обучение

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.»;

3) в части 4 статьи 68 третье предложение изложить в следующей редакции: «В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.»;

Читайте так же:  Претензия о возврате денежных средств интернет магазин

4) в части 3 статьи 70 слова «в том числе целевой прием» заменить словами «в том числе прием на целевое обучение»;

5) дополнить статьей 71.1 следующего содержания:

«Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

1. Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:

1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;

3) государственными корпорациями;

4) государственными компаниями;

5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части;

9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.

3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:

1) Правительством Российской Федерации — за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

5. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

6. В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.»;

6) в части 5 статьи 100 слова «вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в порядке, утвержденном в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона» заменить словами «осуществляют прием на целевое обучение в пределах установленных контрольных цифр приема в порядке, установленном в соответствии со статьей 71.1 настоящего Федерального закона».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Действие положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Закон РФ «Об образовании» РФ 2018 года (273-ФЗ РФ редакция 2018)

Закон РФ «Об образовании» — N 273-ФЗ — регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.(29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)

Федеральный закон о высшем образовании 2019

С.А. Ратовская
Консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Договор целевого обучения

Федеральным законом от 03.08.2018 № 337-ФЗ (далее – Закон № 337-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Новая редакция Закона № 273-ФЗ вступает в силу с 1 января 2019 года. На договоры о целевом приеме и целевом обучении, заключенные до этой даты, новая редакция не распространяется.
Ранее статьей 53 Закона № 273-ФЗ предусматривалось, что в случае приема гражданина на целевое обучение изданию распорядительного акта о приеме предшествовало заключение договора о целевом приеме (между образовательным учреждением и гражданином) и договора о целевом обучении (между заказчиком обучения и гражданином). Согласно новой редакции договор о целевом приеме с 1 января 2019 года не заключается.
При этом согласно ч. 1 ст. 56 Закона № 273-ФЗ гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – заказчик целевого обучения). Напомним, что до 1 января 2019 года заказчиком целевого обучения могут быть органы власти, государственные (муниципальные) учреждения, унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании или хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.
Существенными условиями договора о целевом обучении являются обязательства заказчика целевого обучения и гражданина.
Обязательства заказчика целевого обучения:

Статья 108 Заключительные положения

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

1) среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;

2) начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

3) среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

4) высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;

5) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;

6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

2. Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования — образовательным программам дошкольного образования;

2) основные общеобразовательные программы начального общего образования — образовательным программам начального общего образования;

3) основные общеобразовательные программы основного общего образования — образовательным программам основного общего образования;

4) основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования — образовательным программам среднего общего образования;

5) основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

6) основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена;

7) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата) — программам бакалавриата;

8) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) — программам подготовки специалистов;

9) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры) — программам магистратуры;

10) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

Читайте так же:  Перерасчет как правильно пишется

11) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре — программам ординатуры;

12) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки — программам ассистентуры-стажировки;

13) образовательные программы профессиональной подготовки — программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

14) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительным общеобразовательным программам;

15) дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств — дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;

16) дополнительные профессиональные образовательные программы — дополнительным профессиональным программам.

3. Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение. Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года.

5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего:

1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;

2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;

3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;

4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;

5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;

6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»;

7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

6. При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года.

9.1. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации, ранее выданного реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

10. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

11. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

12. Положения части 3 статьи 88 настоящего Федерального закона не распространяются на образовательные отношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

13. До 1 января 2014 года:

1) органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют:

а) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций;

2) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют:

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, указанных в пункте 1 настоящей части и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

14. До 1 января 2019 года предусмотренное статьей 71 настоящего Федерального закона право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

16. Особенности правового регулирования отношений в сфере образования со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливаются Федеральным законом «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Документ утратил силу с 1 сентября 2013 года
в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ » Об образовании в Российской Федерации «.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закрепляет принципы государственной политики в сфере высшего и послевузовского образования, регулирует правовые отношения и устанавливает структуру систем высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон регламентирует вопросы деятельности высших учебных заведений и субъектов научной и учебной деятельности в сфере послевузовского образования.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантирует гражданам Российской Федерации получение бесплатного высшего и послевузовского образования на конкурсной основе в соответствии с государственными образовательными стандартами и требованиями, а также гарантирует право выбора образовательного учреждения, направления, специальности и формы обучения.

Федеральный закон предусматривает совершенствование системы высшего образования путем использования достижений науки и техники в учебном процессе, путем проведения исследований и экспериментальных разработок высшими учебными заведениями, путем создания на базе вузов научных и исследовательских лабораторий. Лица, получившие законченное высшее образование, получают документы государственного образца с официальной символикой Российской Федерации, утвержденным Федеральным органом исполнительной власти.

Читайте так же:  Приказ 777 от 01092010

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Краткий обзор последних изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

В августе 2018 года был подписан ряд федеральных законов, которыми внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения направлены на совершенствование целевого обучения, улучшения организации бесплатной перевозки обучающихся, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 329-ФЗ внесены изменения в статью 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Указанные изменения были подготовлены и приняты в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан» (далее — Постановление Конституционного Суда).

Постановлением Конституционного Суда было установлено, что часть 2 статьи 40 Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 130 (часть 1) и 133 в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она возлагает на муниципальный район или городской округ — учредителя образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе или городском округе, организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно за счет средств своего бюджета — без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации соответствующих расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором проживают обучающиеся, — если необходимость их зачисления в данную образовательную организацию обусловлена тем, что на территории муниципального района или городского округа, где проживают эти лица, возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательных организаций существенно затруднена или не может быть обеспечена.

В связи с этим обязанность организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, была возложена на муниципальный район или городской округ, на территории которого существенно затруднена или не может быть обеспечена территориальная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» предусматривает внесение изменений в Федеральный закон, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и установление особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.

Статья 56 Федерального закона теперь излагается в новой редакции, посвященной исключительно целевому обучению. Понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение и определяется как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования. С учетом этого Федеральный закон дополнен новой статьей 71.1, устанавливающей положения по приему на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Перечень заказчиков целевого обучения расширен за счёт категории индивидуальных предпринимателей.

В число существенных условий договора о целевом обучении включено обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении, что призвано обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления гражданина из образовательной организации ранее завершения срока освоения основной образовательной программы.

Также введена новая норма об установлении в договоре о целевом обучении срока осуществления трудовой деятельности в организации, определенной указанным договором, но не менее 3 лет, и срока трудоустройства в эту организацию.

При определении размера штрафных санкций за неисполнение условий договора о целевом обучении новая редакция Федерального закона ограничивается возмещением заказчику целевого обучения в полном объеме расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не взимая двукратного штрафа, как это было в ранее действующей редакции. Соответствующая мера призвана повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан.

При этом ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина устанавливается не как в предыдущей редакции Федерального закона — двукратно размеру мер социальной поддержки, а уже в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Такой расчет компенсации является более целесообразным, учитывая большую вариативность мер социальной поддержки и возникновение ответственности именно в отношении вопросов трудоустройства.

Новой статьей 71.1 устанавливается, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который относится к определенным категориям. Перечень указанных категорий дополняется по сравнению с перечнем, установленным Федеральным законом, такими категориями, как:

организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;

акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

дочерние хозяйственные общества государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

Прием на целевое обучение осуществляется по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и в пределах квоты, которая устанавливается с учетом потребностей экономики Российской Федерации в квалифицированных кадрах.

Правительство Российской Федерации также наделяется правом устанавливать указанную квоту по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Учитывая установленное частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации право гражданина на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, законодательные изменения направлены на закрепление возможности приема в рамках установленной квоты только по тем специальностям и направлениям подготовки, которые реально востребованы экономикой субъектов Российской Федерации и где имеющийся дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно.

К ответственности, возникающей в случае неисполнения обязательств в рамках договора целевого обучения, при использовании механизма приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджета дополнительно предусматривается штраф в размере расходов на обучение гражданина соответствующего бюджета, за счет средств которых обучается гражданин, в случае соответствующего неисполнения обязательств гражданином или заказчиком целевого обучения. Штраф направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.

Таким образом, новые меры устанавливают ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого израсходованы на обучение гражданина.

Рассматриваемые изменения вступают в силу с 1 января 2019 года и не будут распространяться на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2019 года.

3 августа 2018 года был подписан ещё один федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Указанный закон направлен на урегулирование вопросов обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.

Изменения направлены на установление законодательной позиции, которая заключается в том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации, а право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Кроме того, учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).

Рассматриваемые изменения призваны сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике.

Автор: Селиверстова Ольга Игоревна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.