Единовременные пособия в социальном обеспечении

Пособия по социальному обеспечению

Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий, выделенные по основанию для их предоставления (помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством).

1. пособие по временной нетрудоспособности;
2. пособие по беременности и родам;
3. пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
4. пособие при рождении ребенка;
5. пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
6. пособие на ребенка;
7. пособие на погребение;
8. пособие по безработице.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющим детей:

1. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

2. Обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
3. Излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
4. Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, соответствующего экономическим возможностям государства и соизмеримого, как правило, с прожиточным минимумом в стране. Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» предусмотрено, что впредь размеры пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются в твердых суммах. Размеры этих выплат в соответствии с законом устанавливаются ежегодно исходя из величины прожиточного минимума в целом по стране. Законами субъектов РФ могут устанавливаться более высокие их размеры за счет средств соответствующих бюджетов. Закон также установил, что с 1 января размеры социальных выплат определяются исходя из базовой суммы. В связи с этим во все иные законы и подзаконные акты были внесены изменения.

Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления:

1. по их целевому назначению:
• компенсация полностью или частично временно утраченного заработка (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице);
• оказание помощи в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка).
2. по продолжительности их выплаты:
• ежемесячные (пособие на ребенка);
• единовременные (пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка);
• периодические (на период временной нетрудоспособности).
3. в зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия:
• выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования;
• бюджетных ассигнований.
4. в зависимости от контингента граждан — получателей:
• пособия для всех (пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка);
• пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения (пособие по беременности и родам — для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу).

Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Есть «скрытые» пособия, они характерны для граждан, проходящих военную и некоторую иную службу. Граждане, проходящие такую службу, не обеспечиваются, например, пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины и пособиями по беременности и родам. За соответствующие периоды временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам за ними сохраняется в полном объеме установленное денежное довольствие. Для них, следовательно, сохраненное довольствие является соответствующим пособием.

Проверка налогов
Налоги ИП
Система налогов
Ставки налогов
Налог на имущество

Назад | | Вверх

Единовременные пособия в социальном обеспечении

Единовременное пособие – вид обеспечиваемой государством материальной помощи, оказываемой гражданам РФ, проживающим на территории РФ, военнослужащим и гражданскому персоналу воинских формирований РФ на территориях иностранных государств, иностранным гражданам и лицам без гражданства, в т. ч. беженцам, проживающим на территории РФ.

Согласно ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», могут назначаться: единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (50% минимального размера оплаты труда, установленного на день предоставления отпуска по беременности и родам); единовременные пособия при рождении (усыновлении) ребенка (10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный на день рождения ребенка).

Порядок назначения и выплаты государственных пособий, назначаемых на основании указанного Федерального закона, устанавливается Правительством РФ. Этот порядок обычно конкретизируется в ведомственных актах, напр., приказом ФПС РФ утверждена Инструкция о выплате единовременного пособия военнослужащим Пограничной службы Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, при их увольнении с военной службы; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Кроме того, законодательством РФ установлены и др. виды Е. п., напр., пособие на погребение, выходное пособие при увольнении и др.

ПОСОБИЯ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Комплексная цель модуля — определить и усвоить понятие и видовую дифференциацию пособий в праве социального обеспечения.

В результате изучения данного модуля студенты должны:

знать

  • • кому, в каких случаях и в каком размере могут быть предоставлены пособия по временной нетрудоспособности;
  • • правовое регулирование предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
  • • круг лиц, размеры, сроки выплаты пособия по безработице;
  • • размеры и порядок предоставления отдельных видов пособий;
  • • какие органы и в каком порядке должны предоставлять отдельные виды пособий;

уметь

  • • составить заявление на выплату различных видов пособий;
  • • составить жалобу или исковое заявление в связи с отказом от предоставления пособия или в связи с неправильным определением его размера;

владеть

навыками расчета суммы различных видов пособий для отдельных категорий получателей.

ПОСОБИЯ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Понятие и видовая дифференциация пособий в праве социального обеспечения

Пособие — это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

Как и пенсия, пособие представляет собой денежную выплату. Но у пособия есть ряд признаков, которые позволяют отличать его от пенсии и других видов выплат (компенсации, материальной помощи и т.д.). Среди этих признаков можно назвать следующие:

  • 1) срок выплаты. В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются временной помощью [1] ;
  • 2) целевое назначение выплаты. Цель пособия — полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок или компенсировать разовые дополнительные расходы. Пенсии же призваны быть основным и зачастую единственным постоянным источником средств к существованию;
  • 3) круг лиц, имеющих право на выплаты. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе пенсионеры [2] .

Классификация пособий и методы определения их размеров

Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям: по целевому назначению пособия; по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические); по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.

Виды пособий по их целевому назначению’.

  • 1) пособия, компенсирующие заработок (полностью или частично), который утрачен по уважительной причине по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Как правило, размер этих пособий привязан к размеру утраченного заработка и выплата их продолжается в течение всего периода, пока утрачен заработок;
  • 2) пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь для покрытия разовых дополнительных расходов — при рождении ребенка, на погребение. Размеры этих пособий не зависят от того, имеется ли у получателя заработок или иной доход и каков его размер. Такие пособия по сроку их выплаты являются единовременными;
  • 3) пособия, которые должны обеспечить средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода — пособие по безработице. Размер этого пособия и сроки его выплаты могут быть различны в зависимости от конкретного получателя пособия.

Виды пособий по срокам выплаты:

  • 1) единовременные пособия — женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, на погребение, беженцам, вынужденным переселенцам;
  • 2) ежемесячные пособия — по уходу за ребенком до полутора лет, по безработице;
  • 3) пособия периодические (которые выплачиваются в течение определенного периода) — по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Виды пособий по источникам выплат:

  • 1) пособия, выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней;
  • 2) пособия, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования;
  • 3) пособия, выплачиваемые за счет средств государственного ПФР.

Необходимо отметить, что некоторые виды пособий могут выплачиваться различным категориям получателей из различных источников. Так, пособие на погребение может быть выплачено за счет средств ПФР, Фонда социального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ [3] .

Таким образом, по источникам выплат все пособия делятся па две группы: пособия по государственному социальному страхованию (из государственных внебюджетных социальных фондов) и пособия по государственному социальному обеспечению (из бюджетов всех уровней).

Виды пособий по кругу лиц, которые могут их получать:

  • 1) пособия гражданам, имеющим детей;
  • 2) пособия безработным;
  • 3) пособия временно нетрудоспособным;
  • 4) пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • 5) пособия вынужденным переселенцам;
  • 6) пособия беженцам;
  • 7) пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;
  • 8) пособия для граждан из числа детей-сирот;
  • 9) другие пособия отдельным категориям граждан.

Методы определения размеров пособий.

Действующее законодательство не содержит единого порядка определения размеров пособий и предусматривает для этого несколько способов.

1. Определение размеров пособий исходя из твердой денежной суммы. Таким образом определяются, как правило, размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.) — единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на погребение и др.

В качестве базовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).

При этом минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат устанавливались ежегодно федеральным законом. Так, на 2001 г. базовая сумма для определения социальных выплат была установлена в размере 100 руб. в месяц [4] , а с 1 января 2007 г. размеры отдельных видов пособий были увеличены в два- три раза [5] . Однако и при таком способе определения размеров пособий их размеры никак не привязаны к прожиточному минимуму.

2. Определение размера пособия исходя из заработка получателя пособия. Таким способом определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению призваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработок получателя этого пособия. К числу таких пособий относятся: пособие но временной нетрудоспособности, которое устанавливается в размере от 60 до 100% среднего заработка получателя пособия; пособие по беременности и родам, которое назначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии) женщины на время ее отпуска по беременности и родам; пособие по уходу за ребенком до полутора лет для работающих граждан; пособие по безработице для отдельных категорий безработных граждан, назначаемое в размере от 75 до 45% заработка получателя пособия.

  • [1] См.: Кобзева С. И. Понятие пособий и их классификация // Право социального обеспечения / под рeд. К. Н. Гусова. С. 282.
  • [2] См.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Указ. соч. С. 383.
  • [3] См.: ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 Л» 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
  • [4] См.: ст. 3 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ.
  • [5] См.: Федеральный закон от 05.12.2006 № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».

право соц. обеспечения. Московская финансовоюридическая академия согласовано

14. Единовременные пособия в социальном обеспечении.

Разовые правоотношения по единовременным пособиям:

а) в случае рождения ребенка; б) на погребение; в) нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения;

г) по другим единовременным пособиям, предусмотренным специальным законодательством.

Из В.11 Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Пособие — это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок (пособие по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) или дополняющая его при повышенных расходах (пособия при рождении ребенка, на погребение, семьям, имеющим детей до 16- летнего возраста, и др.), производимая из гос. и муницип. средств, фондов гос. социального страхования, занятости и других в размере и порядке, установленных законодательством.

Система гос. пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные соц.-экономическими преобраз-ми в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах обществ. жизни – в экономике, политике, соц. структуре общ-ва.

В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии). Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ежемесячное пособие на ребенка; пособие по безработице;

единовр. пособие мед. работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служеб. обязанностей;

единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;

единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы без права на пенсию;

единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы;

социальное пособие на погребение.

Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

* по целевому назначению пособия (пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и пособия, предоставляемые как доп. материальная помощь);

* по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические);

* по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.
1. Единовр. пособие мед. работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служеб. Обязанностей является новым видом пособий в системе социального обеспечения и регулируется ФЗ « О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г.

Гос. единовременное пособие назначается следующим категориям:

работникам предприятий, учреждений и организаций гос. и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ (далее — работники), в случае заражения ВИЧ при исполнении своих служебных обязанностей;

работникам в случае устан-я инвалидности, причиной которой явилось заражение ВИЧ при исполнении своих служебных обязанностей;

членам семей работников, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей ВИЧ и умерших от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции.

Факт заражения ВИЧ-инфекцией, а также причина заражения и его связь с исполнением работником служебных обязанностей устанавливаются специализированным лечебно-профилактическим учреждением гос. или муниципальной системы здравоохранения, занимающимся вопросами ВИЧ-инфекции совместно с центром гос. санитарно-эпидемиологического надзора. Право на получение пособия дает работа в определенных предприятиях, учреждениях и организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Для получения пособия необходимо подпадать под перечень категорий работников предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, которые осуществляют диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных или работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеющих право на получение гос. единовременных пособий в случае заражения ВИЧ при исполнении своих служебных обязанностей. Данный перечень включает следующие категории: руководители учреждений и подразделений, врачи, средний, младший медицинский персонал, научные сотрудники, лаборанты, препараторы.

Государственные единовременные пособия устанавливаются в следующих размерах:

в случае выявления у работников указанных категорий заражения ВИЧ при исполнении своих служебных обязанностей (без установления инвалидности) — 100 МРОТ, установленных федеральным законом на день осуществления выплаты пособия;

в случае заражения работников ВИЧ при исполнении своих служебных обязанностей, повлекшего установление инвалидности: инвалиду I группы — 250 МРОТ, инвалиду II группы — 200 МРОТ, инвалиду III группы— 150 МРОТ;

каждому члену семьи работников, заразившихся при исполнении своих служеб. Обяз-тей ВИЧ и умерших от связанных с развитием ВИЧ-инфекции заболев-й, — 300 МРОТ. Круг чл. семьи, имеющих право на пособие, опред-ся в соотв. со ст. 50 и 51 З-на РФ «О гос. пенсиях в РФ».

Документы представляются заявителем лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность заявителя, либо через представителя, уполномоченного на это в порядке, установленном законодательством РФ.

Датой подачи заявления считается день представления документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате гос. единовременного пособия. Заявление и прилагаемые к нему документы формируются в дело с составлением описи. Заявителю выдается расписка с перечислением полученных от него документов.

Орган здравоохранения субъекта РФ в течение месяца со дня поступления документов принимает решение о выплате гос. единовременного пособия или об отказе в его выплате.

В случае принятия решения об отказе в выплате указанного пособия орган здравоохр-я субъекта РФ в 2-недельный срок сообщает

заявителю о принятом решении в письм. форме с обязат. указанием причин отказа. Заявитель вправе обжаловать это решение в судеб. порядке.

Выплата гос. единовременного пособия производится органом здравоохранения субъекта РФ по месту жительства заявителя в месячный срок со дня подачи заявления за счет средств федерального бюджета.

Гос. единовременные пособия, выплаченные гражданам в соотв. с представленными ими документами с неверными сведениями, а также в результате сокрытия ими данных, влияющих на назначение пособия, подлежат возмещению указанными гражданами, а при отказе от добровольного возмещения — взыскиваются в судебном порядке.
2. Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения.

ФЗ от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлены правовые основы гос. политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ.

Ст. 18 Закона закрепляет право граждан на соц. защиту при возникновении поствакциональных осложнений, в частности, граждане имеют право на получение гос. единовр. пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности.

Выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций производятся за счет средств федер. бюджета органами соц. защиты населения в порядке, установленном Правительством РФ.

При возникновении поствакционального осложнения гражданин имеет право на получение гос. единовр. пособия в размере 100 МРОТ. Перечень поствакциональных осложнений, дающих право гражданам на получение гос. единовр. пособий, утверждается Правительством РФ.

В случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакц. осложнения, право на получение гос. единовр. пособия в размере 300 МРОТ, имеют члены его семьи. Круг членов семьи, имеющих право на получение указанного пособия, определяется в соотв. со ст. 50 и 51 Закона РФ «О гос. пенсиях в РФ».
3. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом.

Во исполнение Указа Президента РФ « О мерах по усилению борьбы с терроризмом»1 от 7 марта 1996 г. и в целях обеспечения соц. защиты лиц, привлекаемых к выполнению спец. задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, 22 января 1997 г. было принято постановление Правительства РФ «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению спец. задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом», которым закреплялось, что лицам, привлекавшимся с их согласия к выполнению спец. задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и не входящих в круг их служеб. обязанностей, в случаях получения ими ранений или признания их инвалидами выплачивается единовр. денеж. пособие в следующих размерах:

а) в случае установления до истечения одного года со дня окончания их участия в выполнении спец. задач инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в период и в связи с выполнением специальных задач:

инвалиду I группы — 75 МРОТ; инвалиду II группы — 50 МРОТ; инвалиду III группы — 25 МРОТ;

б) в случае получения тяжелого ранения ( контузии, травмы, увечья) — 10 МРОТ; легкого ранения (контузии, травмы, увечья) — 5 МРОТ.

Размер единовр. денежного пособия определяется исходя из установленного ФЗ МРОТ на день наступления соответствующего события.

25 июля 1998 г. принят ФЗ «О борьбе с терроризмом», которым определена правовая и соц. защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом. В соответствии со ст. 19 Закона защите подлежат:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федер. органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, непосредственно участвующие ( участвовавшие) в борьбе с терроризмом;

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе гос. органам, осуществляющим борьбу с преступностью, в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности и минимизации ее последствий;

3) члены семей лиц, перечисленных выше, если необх-ть в обеспечении их защиты вызвана участием перечисл-х лиц в борьбе с терроризмом.

Соц. защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

В случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртерр. операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 1000 МРОТ, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего.

В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федер. бюджета выплачивается единовр. пособие в размере 500 МРОТ.

В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртерр. операции получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 100 МРОТ.
4. Единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы.

ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. введено новое ежемесячное социальное пособие. Этим же законом предусмотрено единовременное пособие гражданам, уволенным с военной службы после прохождения военной службы по призыву. Размер пособия установлен в сумме 1 МРОТ, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — 5 МРОТ.
5. Социальное пособие на погребение.

На терр. РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление б/пл

участка земли для погребения тела или праха в соответствии с законодательством. В настоящее время действует ФЗ от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле». Этот Закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает опред. гарантии.

Указанный Закон предусматривает выплату соц. единовр. пособия на погребение. Он также устанавливает гарантированный перечень 4 видов услуг на погребение, к-рые предоставляются гражданам бесплатно (супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обяз-ть осущ-ть погребение умершего):

1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и др. предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Перечисленные услуги по погребению оказываются спец. службой по вопросам похоронного дела, которая может наделяться органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:

— Пенсионного фонда РФ — на погребение умерших пенсионеров;

— ФСС РФ — на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

— бюджетов субъектов РФ — в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Гражданам, получившим перечисленные выше услуги, социальное пособие на погребение не выплачивается.

В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществлять погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг по погребению, но не > 10 МРОТ, а с 1 января 2000 г. — не превышающем 1000 руб.

Выплата соц. пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

— органом, в котором умерший получал пенсию;

— организацией, в которой работал умерший, либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;

— органом соц. защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращениеза ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Выплата

социального пособия на погребение производится соответственно за счет ПФ РФ, ФСС РФ, бюджетов субъектов РФ.

Гос. фонд занятости населения РФ обязан возместить ПФ РФ расходы, связанные с выплатой соц. пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости. Это правило имеет место тогда, когда смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости.

15. Компенсационные выплаты по социальному обеспечению.

30. Понятие и виды компенсационных выплат.
Компенсация по социальному обеспечению — это выплата социально-обеспечительного характера как помощь

  • при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста или
  • ребенком-инвалидом до 14- летнего возраста, а также
  • работникам, находящимся в вынужденных неоплачиваемых отпусках из-за остановки производства, и
  • гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, беженцам, вынужденным переселенцам.

Это новый вид соц. выплат, появившийся лишь с началом так называемой перестройки и развалом СССР. Эти компенсации надо отличать от компенсаций по трудовому праву повышенных расходов при командировках, переезде для работы в другую местность. Они, как правило,

выплачиваются или в твердых размерах, или в процентах к минимальной оплате труда.

Система денежных выплат гражданам с целью их соц/ поддержки непрерывно расширяется и в настоящее время включает не только пособия, но и новые виды выплат, дополняющих систему пособий. Это компенсационные выплаты, адресованные пока узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.
Нормативная база, регулирующая компенсационные выплаты, сформировалась в последние годы и включает следующие виды:

1. В целях матер. поддержки работников, находящихся в отпусках без сохранения з/платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации, действующим законодательством установлены компенсационные выплаты за счет средств Гос. фонда занятости населения РФ, выделяемых органами по вопросам занятости и по месту нахождения орг-ции на безвозмездной или возвратной основе.

Усл-я предоставления и размеры компенсац-х выплат установлены Положением о порядке и усл-ях предоставления компенсац-х выплат работникам, нах-ся в отпусках без сохранения з/платы в связи с вынужденным врем. прекращением работы организаций, утвержденным приказом Федеральной службы занятости РФ от 6 марта 1995 г.2 Указанные компенсационные выплаты применяются как чрезвычайная краткосрочная мера материальной помощи работникам.
2. Компенсационные выплаты матерям (или др. родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и орг-циями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, назначаются в соответствии с Указом Президента РФ «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» от 30 мая 1994 г. № 1110 1 и Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 12062.

Ежемес. компенсац-е выплаты установлены в размере 50% МРОТ. Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемес. компенсац-х выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком. Решение о назначении компенсационной выплаты принимается администрацией организации либо руководителем воинского формирования по месту работы (службы) обращающегося за ней.
3. Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г., постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. предусмотрены также ежемес. компенсац. выплаты студентам образовательных учреждений высшего и учащимся среднего проф. образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантурах при образовательных учреждениях высшего проф. образования и научно-исследовательских учреждениях, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям.

Ежемес. компенсац-е выплаты установлены в размере 50% МРОТ. Для обучающихся в р-нах и местностях, где установлены районные коэф-ты к з/плате, размер ежемес-х компенсац-х выплат опред-ся с применением этих коэф-тов независимо от места фактич. пребывания получателя в период академ. отпуска.
4. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, назначаются и выплачиваются в соотв. с названными выше Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г., постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г.

Компенсационные выплаты устанавливаются в размере 50% МРОТ. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер этих выплат определяется с применением коэффициентов. Назначение и выплата ежемесячной компенсации производятся по месту службы лица рядового или начальствующего состава органов внутренних дел на основании его личного заявления.
5. Согласно п.4 ст.10 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также в

период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе, выплачивается ежемесячное пособие в размере установленного законодательством РФ МРОТ. В местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов.

Выплата пособий произв-ся за счет средств Мин-ва обороны РФ, иных федер. органов исполнит. власти, в к-рых з-нами РФ предусмотрена военная служба.
6. Впервые компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, были введены постановлением Совета Министров РСФСР «О выплате компенсации в связи с реформой розничных цен неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» от 28 августа 1991 г. № 446. – 60% МРОТ.

Компенсац. выплаты производятся к пенсиям граждан, за к-рыми осущ-ся уход, и устанавливаются неработающему трудоспособному лицу, к-рое фактически осущ-т уход за нетрудоспособными гражданами, независимо от их родственных отношений и совместного проживания.
7. Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 « О приемной семье».

На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемес. денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей.
8. Компенсационные выплаты вынужденным переселенцам предусмотрены постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» от 16 июня 1997 г. № 7242.

Компенсационная выплата в виде единовременного денежного пособия, выплачиваемого каждому члену семьи, устанавливается для:

— лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и прибывших с ним членов семьи, не достигших 18- летнего возраста, — в размере 1 МРОТ, установленного федеральным законом;

— малообеспеченных лиц (одиноких пенсионеров, одиноких инвалидов, семей, состоящих только из пенсионеров и/или инвалидов, одинокого родителя (заменяющего его лица) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетной семьи с тремя детьми и более в возрасте до 18 лет из числа указанных лиц — в размере 1,5 МРОТ.

Выплата пособий производится за счет средств федер. бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий федер. миграц. программы.
9. Компенсационные выплаты беженцам предусмотрены ФЗ «О беженцах» от 28 июня 1997 г.

Лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании его беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение единоврем. денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ, но не ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
10. Компенсационные выплаты на питание обучающихся в гос., муницип. общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального проф. и среднего проф. образования — это денежные выплаты, предназначенные для частичной компенсации удорожания стоимости питания.

Источником финансирования являются как федеральный бюджет, так и региональные бюджеты (1,5% из средств федерального бюджета и 1,5% за счет средств соответствующих региональных бюджетов).
11. Отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов выплачивается денеж. компенсация расходов на санаторно-курортное лечение, на бензин или другие виды топлива, ремонт, ТО трансп. средств и на зап. части к ним, а также на трансп. обслуживание в соотв. с постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 701, утвердившим «Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежной компенсации расходов на санаторно-курортное лечение» и «Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, ТО трансп. средств и на зап. части к ним, а также на трансп. обслуживание». Данные нормативные акты приняты на основании ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» и определяют условия назначения, выплаты и источники финансирования денежных компенсаций. Размеры денежной компенсации устанавливаются субъектами РФ, но не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.
12. Отдельные категории инвалидов имеют право на компенсацию денежных расходов:

— на бензин или другие виды топлива, ремонт, ТО трансп. средств и на запасные части к ним;

— на трансп. обслуживание вместо получения трансп. средства по желанию инвалидов, имеющих мед. показания на его бесплатное получение.

Размеры денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание устанавливаются субъектами РФ.

В случае смерти инвалида назначенные компенсации не выплачиваются. Суммы компенсаций, излишне выплаченные инвалиду вследствие его злоупотребления, могут быть удержаны по решению органов, назначивших их.

16. Порядок признания граждан безработными и назначение им пособия по безработице.

Одной из гарантий социальной поддержки безработных является выплата пособия по безработице. Это пособие является новым видом соц. обеспечения. Оно установлено в нашей стране Законом РФ от 19 апреля 1991 г. « О занятости населения в РФ»

По действующему законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ).

Безработным также может быть признан инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней3.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Безработными не могут быть признаны граждане в следующих случаях:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости, за выслугу лет;

3) отказавшиеся в теч. 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска работы от 2 вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения проф. подготовки или предложенной работы, включая работу временного характера.

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органом службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через

месяц для решения вопроса о признании их безработными.

Лицам, которые признаны безработными в установленном законом порядке, выплачивается пособие по безработице, которое для них является основным источником средств существования.

Определение размеров пособия по безработице производится следующим образом.

1. Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в % отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

1) в первые три месяца безработицы — в размере 75% их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

2) в следующие четыре месяца — в размере 60%;

3) в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не выше уровня з/пл, исчисленной в субъекте РФ в установленном порядке, и не ниже 20% величины прожиточного минимума. При этом минимальный размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 руб.

2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, но не ниже 100 руб. (с 1.01.2001 г.).

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия по безработице увеличивается на 10% величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц,

В соответствии с решением или приговором суда с пособия по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба я др.). Однако размер этих удержаний не может быть более половины получаемого пособия по безработице.

Пособие по безработице выплачивается только гражданам, признанным в законном порядке безработными, с первого дня признания их безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодателем.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств фонда занятости не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц.

На уровне субъектов РФ органы гос. власти и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособия, а также предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Действующим законодательством (ст. 35 Закона о занятости) предусмотрены случаи, когда выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена, либо снижен его размер.

17. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (общая характеристика).

24 июля 1998 г. был принят ФЗ «Об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний».

Обязат. соц. страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний является видом соц. страхования и предусматривает:

  • обеспечение соц. защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении проф. риска;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию;
  • обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В соответствии с данным законом все работодатели (юр. или физ. лица), использующие труд наемных работников (по трудовым или гражданско-правовым договорам), обязаны осуществлять страхование работников от несчастных случаев и проф. заболеваний и уплачивать доп. страховые взносы в ФСС РФ.

Размеры страховых взносов тарифов устанавливаются дифференцирование по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска определяется ФСС РФ в соответствии с Правилами отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска.

Правила предусматривают 14 классов проф. риска — (к 1 классу (наименее рисковому) отнесены управление, здравоохранение, народное образование и др.; к 14 классу — (наибольшая степень риска) — отнесена добыча угля подземным способом.

Размеры страховых тарифов установлены ФЗ от 2 января 2000 г. «О страховых тарифах на обязательное соц. страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний на 2000 г.» дифференцировано по группам отраслей от 0,2 по 1 классу до 10,7 по 14 классу.

Общероссийские общественные организации инвалидов, а также некоторые другие организации, в которых работают инвалиды, уплачивают страховые взносы в меньшем размере.

Порядок уплаты страховых взносов и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 184.

Статья 8 настоящего ФЗ устанавливает перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляется в виде

* пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании;

* в виде единовр., ежемес. страх. выплат застрахов-му лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;

* в виде оплаты доп. расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его мед., соц. и проф. реабилитацию, включая расходы на: доп. мед. помощь (сверх предусмотренной по обязательному мед. числе на доп. питание и приобретение лекарств;

* посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

* санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска), на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания, протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному лицу для трудовой деятельности и в быту;

* обеспечение спец. транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

* профессиональное обучение ( переобучение).

Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или уходе.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ об этом виде социального страхования.
ПОЛОЖЕНИЕ О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

4. Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Под хроническим проф. заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

5. Профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем.

6. Работник имеет право на личное участие в расследовании возникшего у него профессионального заболевания. По его требованию в расследовании может принимать участие его доверенное лицо.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 октября 2000 г. N 789 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

2. Установить, что критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

2. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты проф/ трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и соц. развития РФ.

3. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

6. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

18. Пенсионное законодательство РФ (общая характеристика).

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин ( семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:

а) по старости; б) за выслугу лет; в) по инвалидности; г) по случаю потери кормильца; д) по поводу социальной пенсии.
Пенсионное обеспечение являетеся основным видом соц. обеспечения нетрудоспособных граждан. В соотв. со ст. 8 ФЗ «Об основах обязательного соц. страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца являются одним из видов страхового обеспечения работающих граждан по обязательному соц. страхованию.

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительной проф. деятельностью.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан осуществляется различными нормативными актами» предусматривающими конкретные основания, условия и размеры пенсий.

Основным нормативным актом, устанавливающим основания и условия назначения и выплаты государственных пенсий, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. Данным Законом предусмотрены два вида пенсий трудовые и социальные.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Социальная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней)

Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане РФ, но и проживающие в РФ граждане других союзных республик, иностранные одновременно право на различные гос. граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено Законом или Договором.
Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. предусматривает, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.

Пенсионное обеспечение некоторых категорий граждан (военнослужащих, прокурорских работников, сотрудников таможенной службы, государственных служащих, судей, депутатов Государственной Думы и др.) регулируется специальными нормативными актами.

19. Правила исчисления общего, специального и трудового (страхового) стажа.

26. Правила подсчета и подтверждения трудового стажа. См.В.19
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной

деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой.

Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.

Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность ( вредность, тяжесть, опасность и пр.).

В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:

а) общий трудовой стаж; б) специальный трудовой стаж; в) непрерывный трудовой стаж; г) страховой стаж.
Как правило, общий, специальный и непрерывный трудовой стаж исчисляются по фактической продолжительности за исключением специальных правил исчисления общего трудового стажа и выслуги лет.

Порядок исчисления непрерывного трудового стажа, а также допустимая продолжительность перерывов в труд. деятельности определяются Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по гос. соц. страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 52.

По общему правилу, непрерывный трудовой стаж сохраняется при переходе с одной работы на другую при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца если иное не установлено правилами или другими нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил 3 недель (21 календарный день).


20. Понятие и виды трудовых пенсий.

Пенсионное обеспечение являетеся основным видом соц. обеспечения нетрудоспособных граждан. В соотв. со ст. 8 ФЗ «Об основах обязательного соц. страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца являются одним из видов страхового обеспечения работающих граждан по обязательному соц. страхованию.

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительной проф. деятельностью.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан осуществляется различными нормативными актами» предусматривающими конкретные основания, условия и размеры пенсий.

Основным нормативным актом, устанавливающим основания и условия назначения и выплаты государственных пенсий, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. Данным Законом предусмотрены два вида пенсий трудовые и социальные.

К трудовым пенсиям, назначаемый в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью засчитываемой в трудовой стаж, относятся следующие четыре вида пенсий

1). по старости; 2). по инвалидности; 3). по случаю потери кормильца; 4). за выслугу лет.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Социальная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней)

Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане РФ, но и проживающие в РФ граждане других союзных республик, иностранные одновременно право на различные гос. граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено Законом или Договором.

21. Пенсии федеральным государственным служащим.

ФЗ «Об основах гос. службы РФ» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ устанавливается право гос. служащих на пенсию за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти гос. служащего в связи с исполнением должностных обязанностей. Условия, порядок назначения и выплаты пенсии должны быть определены ФЗ.

В настоящее время такой закон не принят и пенсионное обеспечение гос. служащих, т.е. назначение и выплата пенсии за выслугу лет, осуществляется на основании Указа Президента РФ «О некоторых соц. гарантиях лиц, замещающих гос. должности РФ и должности федеральных гос. служащих» от 16 августа 1995 г. № 854. Указ предусматривает ежемес. доплаты к гос. пенсиям для лиц, замещавших гос. должности. Поскольку Указом предусмотрена доплата к пенсии, следовательно, гос. служащие должны иметь право на назначение какой-либо гос. пенсии (либо по Закону от 20 ноября 1990 г., либо право на досрочную пенсию по Закону РФ «О занятости населения в РФи» от 19 апреля 1991 г.). Условия назначения и размер ежемесячной доплаты зависят от гос. должности и продолжительности стажа работы на гос. должностях.

Гос. служащие, замещавшие гос. должности РФ на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федер. бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в т.ч. досрочно), за исключением случаев

прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату в таком размере, чтобы сумма гос. пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении гос. должности РФ от одного года до трех лет — 55%, свыше трех лет — 75% их месячного денежного вознаграждения.

Гос. служащие, замещавшие гос. должности федеральной гос. службы и гос. должности федеральных гос. служащих, имеют право на ежемесячную доплату при наличии стажа гос. службы не менее 15 лет, при увольнении с федер. гос. службы по следующим основаниям:

* ликвидация федеральных органов государственной власти, а также сокращение штата федеральных государственных служащих;

* увольнение с должностей в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

* достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной службы;

* обнаружившееся несоотв-е замещаемой должности федер. службы вследствие сост-я здоровья, препятствующего продолжению гос. службы;

* увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Ежемесячная доплата в этих случаях устанавливается в таком размере, чтобы сумма гос. пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45% месячного денежного содержания. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) федер. гос. служащего за каждый полный год стажа гос. службы свыше 15 лет. При этом сумма гос. пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75% месячного денежного содержания.

Стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к гос. пенсии, определяется постановлением Правительства РФ от 31 января 1996 г. № 83 «О реализации Указа Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 » О некоторых соц. гарантиях лиц, замещающих гос. должности РФ и должности федер. гос. служащих».

Размер ежемесячной доплаты исчисляется по выбору обратившихся лиц исходя из их месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев федеральной гос. службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на государственную пенсию по старости.

Размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата, не должен превышать 1,8 должностного оклада.

Размер ежемесячной доплаты к гос. пенсии не может быть ниже установленного законодательством РФ минимального размера

государственной пенсии по старости.

Ежемесячная доплата к гос. пенсии не устанавливается лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федер. службы, которым в соответствии с законодательством РФ назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение либо в соответствии с законодательством субъектов РФ установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.

Выплата ежемесячной доплаты приостанавливается при замещении лицом государственной должности.

Материальное обеспечение судей, пребывающих в отставке, а также членов их семей регулируется специальным законодательством. Законом РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 закрепляется право судей, пребывающих в отставке, на ежемес. пожизн. содержание.

Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют:

Читайте так же:  Как оформить временную регистрацию в москве гражданам рф