Договор перевозки пассажира права и обязанности сторон

Договор перевозки пассажира права и обязанности сторон


Гражданский кодекс Российской Федерации — часть 2. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 14-ФЗ
(текст по состоянию на 19.03.2017 г.)

Общие положения о перевозке

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (статья 784 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (статья 785 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Договор перевозки пассажира

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
— перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
— провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
— сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (статья 786 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (статья 787 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Прямое смешанное сообщение

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (статья 788 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 789 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (статья 790 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (статья 791 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Сроки доставки груза, пассажира и багажа

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Примечание: Основная масса грузоперевозчиков, во-избежание штрафных санкций, старается указать в договоре максимально возможные (завышенные) сроки доставки груза и только небольшая часть профессионалов, ответственно относящихся к своему делу, указывают в договорах перевозки реальные сроки доставки грузов. Одной из таких компаний является транспортная компания ЮВМ-Групп, осуществляющая автомобильные и ж/д грузоперевозки в Ростов-на-Дону . ООО ЮВМ-Групп всегда в точности исполняет взятые на себя обязательства, доставляя грузы в точку назначения в установленные договором сроки.

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами (статья 793 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
— непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
— прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
— в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (статья 794 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату (статья 795 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Ответственность перевозчика
за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
— в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
— в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
— в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (статья 796 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (статья 797 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (статья 798 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Договоры между транспортными организациями

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).
Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами (статья 799 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (статья 800 Гражданского кодекса РФ часть 2).

Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира и багажа и по договору транспортной экспедиции

Обязанности экспедитора:

  • организовать перевозку груза определенным видом транспорта по маршруту, выбранному клиентом или им самим;
  • заключить договор перевозки груза от своего имени или от имени клиента;
  • обеспечить отправку и получение груза в согласованном месте и др.;
  • в качестве дополнительных обязанностей могут быть предусмотрены следующие: получение документов требующихся для экспорта или импорта груза; выполнение таможенных или иных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка груза; уплата пошлин, сборов и других расходов; хранение груза; получение груза в пункте назначения.

Основные обязанности клиента:

  • передача груза экспедитору и получение его;
  • возмещение расходов экспедитора;
  • предоставить экспедитору документы и другую информацию, необходимую экспедитору (о свойствах груза, об условиях его перевозка) (п. 1 ст. 804 Гражданского кодекса). В случае ее недостаточности – дополнить информацию по запросу экспедитора (п. 2 ст. 804 Гражданского кодекса), непредставление ее дает право экспедитору не приступать к исполнению своих обязанностей (п. 3 ст. 804 Гражданского кодекса);
  • обязан возместить экспедитору убытки, возникшие в связи с непредставлением необходимой информации (п. 4 ст. 804 Гражданского кодекса).

Содержание дополнительных обязанностей клиента определяется особенностями каждого договора экспедиции.

Договор перевозки пассажира права и обязанности сторон

В связи с тем, что договор перевозки пассажира является двусторонним, то у каждой из сторон есть права и обязанности, установленные действующим транспортным законодательством. В зависимости от вида транспорта эти права и обязанности могут быть различны. Рассмотрим основные из них.

Итак, перевозчик имеет право:

1. требовать внесения определенной платы пассажиром за перевозку. Плата за перевозку определяется тарифами, которые устанавливаются соответствующими департаментами на каждом виде транспорта отдельно. В широком понимании тариф — система ставок, определяющих размер оплаты различных услуг или за совершение определенных действий. Транспортный тариф – это система цен (ставок), по которой взимается плата за перевозки. [1] Транспортные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские.

Пассажирские тарифы — часть общей системы розничных цен на продукцию личного потребления. Например, на железнодорожном транспорте они дифференцированы по видам сообщений (дальнее, пригородное), категориям поездов (скорые, пассажирские), типам вагонов (мягкие, жёсткие, купированные, общие и т. д.). Наиболее низкими являются абонементные пригородные транспортные пассажирские тарифы, которые покрывают лишь 20-30% расходов на перевозки. [2] Льготные тарифы сберегают пассажирам определенные денежные средства каждый год. Тарифы дальнего сообщения и разовые билеты для поездок в пригородном сообщении в целом обеспечивают необходимую рентабельность пассажирских перевозок. На морском транспорте тарифы дифференцированы по судам, классам кают и их расположению на судне. Широко применяется особый тариф для туристов. Примерно такие же принципы построения пассажирских тарифов на речном транспорте. На воздушном транспорте пассажирские тарифы, как и грузовые, дифференцированы по двум поясам. Существует 2 основных тарифных пояса: первый относится к районам, обеспеченным железнодорожным транспортом, второй — к отдалённым районам, в которых себестоимость перевозок по ряду причин выше. В среднем тарифы второго пояса на 70% выше первого . Тарифы на городском транспорте (метро, троллейбус, автобус, трамвай) подразделяются на единые (одноставочные) независимо от расстояния перевозки, и поучастковые.

Читайте так же:  Можно ли работающему человеку оформить ип

В основе пассажирских тарифов лежат издержки транспорта и цена производства, включающие прибыль. В современных условиях ослабление монопольного положения железных дорог и усиление конкуренции автомобильного и воздушного транспорта влияют на уровень тарнспортных тарифов, что относится в первую очередь к частным транспортным предприятиям. В ряде стран (Франции, ФРГ, Великобритании и др.), в которых транспорт является государственной собственностью, тарифы на перевозки многих массовых грузов убыточны. Дефицит железных дорог покрывается за счёт госбюджета.

Государственное регулирование тарифов сегодня осуществляется путем установления предельного (максимально допустимого) уровня тарифов на перевозки пассажиров. Основанием для пересмотра действующих предельных тарифов на перевозки пассажиров являются обращения органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров.

2. право требовать от пассажира соблюдения правил перевозки. Так, перевозчик имеет право отказать в перевозке, если:

— если это необходимо для обеспечения безопасности и здоровья пассажиров (в случае стихийных бедствий и т.п.);

— в связи с отказом пассажира выполнять требования правил, инструкций и указаний перевозчика;

— в связи с болезнью пассажира, если его состояние здоровья создает опасность для самого больного или окружающих;

— когда пассажир имеет неправильно оформленные документы;

— лицам, создающим опасность или могущим причинить вред другим лицам или их собственности;

— пассажиру, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

— пассажиру, действия которого нарушают установленные правила пользования воздушным транспортом;

— в иных случаях прямо предусмотренных транспортным законодательством (ст. 189 КТМ, ст. 54 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», ст. 11 Правил воздушных перевозок пассажиров, п. 2.20 Правил перевозки пассажиров железнодорожным транспортом).

В обязанности перевозчика входит:

— содержать транспортное средство в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать их своевременную подачу для посадки пассажиров и отправления;

— перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, указанного в проездном документе, предоставив место в транспортном средстве согласно с приобретенным проездным документом;

— обеспечить своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в транспортных средствах. Естественно, что понятие качества является оценочным и поэтому ссылаться на качество работы перевозчика можно только в случае совершения им грубого нарушения, в частности, задержки отправления транспортного средства на 3-4 часа.

Так, своевременность перевозки обеспечивается составленными и утвержденными графиками (расписаниями) движения транспортных средств. Следует отметить, что качество перевозок зависит от регулярности движения и своевременности доставки пассажиров. Кроме этого следует иметь в виду, что транспортное средство является источником повышенной опасности, и поэтому перевозчик несет ответственность за любой вред, причиненный здоровью и имуществу пассажира.

С. возвращался из Киева домой в Херсон. Поезд «Киев — Севастополь» прибыл на станцию Херсон в то утро с опозданием на 30 минут. На вокзале С. Должен был встретиться с Н., поезд которой по прибытии С. уже отправился.

Согласно гражданскому законодательству и Уставу железных дорог нарушение графика движения поездов является и нарушением договора между пассажиром и железной дорогой.

На следующий день С. С исковым заявлением обратился в Суворовский районный суд Херсона. Гражданин С. потребовал от территориального объединения Юго-западной и Одесской железных дорог возмещения ему морального ущерба, оценив его в 1000 гривень.

Юго-западная железная дорога, признавая, что 16 минут опоздания произошли по ее вине, в качестве оправдания выдвинула «форс-мажорные» обстоятельства: якобы в тот день на станции Кагарлык 28-й скорый задержали, чтобы пропустить состав, доставляющий гуманитарную помощь в Закарпатье. Одесская железная дорога ссылалась на то, что на станцию Мироновка (расположенную на стыке двух железных дорог) поезд № 28 пришел уже с опозданием на 16 минут, поэтому двигался по участку Одесской железной дороги, «выбившись» из графика.

Суд, рассмотрев в открытом заседании исковое заявление гражданина С., пришел к выводу, что его требования подлежат частичному удовлетворению.

И вот почему. «Согласно ст. 358 Гражданского кодекса Украины 1963 г. между истцом и ответчиками был заключен договор перевозки, условия которого изложены в проездном документе. Пассажир-истец оплатил услуги перевозки. В соответствии со ст. 12 Закона Украины «О транспорте» предприятие транспорта обязано обеспечить качественную и своевременную перевозку пассажира, а согласно ст. 13 указанного Закона наступает ответственность в случае ненадлежащего выполнения обязательств перед пассажирами.

Немалую роль при рассмотрении дела сыграл Устав железных дорог, 120-я статья которого четко предписывает: «Железные дороги должны обеспечивать движение всех пассажирских поездов строго по расписанию».
Свидетели, ехавшие в купе с С., подтвердили, что в связи с опозданием истец нервничал, переживал. Медицинская карточка подтвердила, что истец, приехав в Херсон, обратился в лечебное учреждение, где ему был установлен диагноз: сосудистая дистония, криз. С учетом всего этого суд обязал взыскать 200 гривень с двух железных дорог в пользу истца. [3]

— предоставлять пассажирам необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Указанная информация на станциях, на вокзалах, в самих транспортных средствах и в других местах обслуживания пассажиров предоставляется на украинском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.

Так, например, железная дорога обязана обеспечивать своевременной и достоверной информацией пользователей услуг железнодорожного транспорта, которым предоставляются следующие сведения:

а) перечень работ и услуг, их стоимость;

б) время отправления и прибытия поездов;

в) стоимость проезда пассажиров и провоза излишней ручной клади, а также перевозки грузов, багажа и грузобагажа;

г) работы и услуги при продаже проездных документов (билетов);

д) сроки продажи проездных документов (билетов);

е) предметы и вещи, запрещенные к перевозке в виде ручной клади, багажа и грузобагажа;

ж) предметы и вещи, запрещенные к хранению в виде ручной клади;

з) время работы билетных и багажных касс, товарных контор, камер хранения;

и) время прибытия на станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования;

к) расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, мест взвешивания ручной клади;

л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;

м) категории граждан, которым в соответствии с законодательством Украины предоставляются льготы и преимущества;

н) порядок обязательного и добровольного страхования;

о) сервисные услуги, входящие в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности;

п) наименование и юридический адрес железной дороги, которая уполномочена принимать претензии.

Указанная информация предоставляется на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей на украинском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.

Железная дорога обязана предоставлять по запросам пользователей услуг железнодорожного транспорта для ознакомления Правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.

Расписание движения пассажирских поездов, в том числе пригородных, указывается на афишах и в справочниках. Обо всех изменениях в расписании движения пассажирских поездов своевременно объявляется на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах (п. 11.3 Правил перевозки пассажиров железнодорожным транспортом).

Как видно из вышеизложенного, в отношении пассажирских перевозок на всех видах транспорта применяется система расписаний, однако перевозчик вправе переносить, при наличии уважительных причин, объявленные им сроки отправления. При отсутствии установленных сроков исполнения договора перевозки транспортировка должна быть выполнена в разумный срок, который должен определяться с учетом всех обстоятельств. [4]

— оформить выдачу билетов при наличии свободных мест в транспортном средстве до указанных пассажирами пунктов назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Украины льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. При этом льготы распространяются только на оплату стоимости проезда таких граждан.

— принять от пассажира багаж для перевозки к пункту назначения, указанного в проездном документе, или находящимся по маршруту следования пассажира.

Багаж — вещи, предметы, которые пассажир берет с собой или сдает для перевозки в порядке, установленном соответствующими транспортными организациями. Более полное понятие багажа дают нам Правила воздушных перевозок пассажиров: «Багаж – это такие предметы и иная личная собственность пассажира, которые являются необходимыми для личного пользования, комфорта или обеспечения удобств в связи с его поездкой. Если иное не определено, то багаж включает в себя зарегистрированный багаж и ручную поклажу (незарегистрированный багаж) пассажира» (ст. 1 указанных Правил).

Каждый из транспортных уставов (кодексов) устанавливает свои специальные требования к багажу. Так, например, Правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в п 4.1. указывают, что к перевозке багажом принимаются вещи пассажира, упакованные в закрытые чемоданы, небольшие ящики, фанерные коробки, а также корзины или паки, перевязанные железной лентой или веревкой. Масса отдельного места не должна быть более 75 кг, а длина более трех метров, при условии, что погрузка багажа в багажный вагон может провозиться без трудностей.

Перевозчик не обязан (может отказаться) брать под свой контроль и нести ответственность за товары или предметы, которые он отказался принимать в качестве багажа (п 12.2 Правил воздушных перевозок пассажиров).

— осуществить обязательное страхование пассажира согласно действующему законодательству. О данной обязанности перевозчика нами более подробно будет сказано ниже.

В зависимости от вида транспорта права и обязанности перевозчиком могут варьироваться. Например, на автомобильном транспорте шофер (кондуктор) обязан отправлять автобус от остановки только в закрытыми дверями, после высадки и посадки пассажиров, четко и правильно объявлять остановки, а при изменении маршрута следования автобуса объявлять об этом на каждом остановочном пункте. Переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости для данного типа автобусов не допускается (п. 31 Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта). Согласно ч. 4 ст. 189 КТМ перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки, место посадки или высадки пассажира, если такие действия будут необходимы вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в порту отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других событий и явлений, не зависящих от перевозчика и делающих невозможным исполнения договора морской перевозки пассажира.

[1] Транспортное право Украины / Сост. В.В. Сунцов, — X.: Фирма «Консум», 1998. — С. 274.

[2] Система пассажирских тарифов на транспорте СССР и пути ее совершенствования / Под ред. Чупрова А.И. — М., 1969. – С. 42.

Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и багажа

Права сторон договора перевозки пассажира и багажа

Стороны рассматриваемого договора — перевозчик и пассажир. Появление третьего участника правоотношения, подобного грузополучателю при перевозке груза, в отношениях, связанных с перевозкой пассажира, исключено, однако данное положение не исключает права третьих лиц, не участвовавших в договоре, предъявить в случае гибели пассажира претензию к перевозчику.

Перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявший на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения. Деятельность, состоящая в перевозках пассажиров внутренним водным транспортом, подлежит лицензированию.

Пассажиром является физическое лицо, заказывающее посредством заключения договора пассажирской перевозки транспортную услугу (деятельность по перемещению этого физического лица и его багажа), либо лицо, в пользу которого заключен данный договор, т.е. лицо, не заказывающее, но лишь использующее указанную услугу. Определение категории «пассажир» содержится в актах транспортного законодательства. Например, согласно ст. 3 КВВТ пассажир — это лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира.

Специфика правового статуса перевозчика и пассажира проявляется в том, что они имеют два вида прав и несут два вида обязанностей — предусмотренные в транспортном законодательстве и в законодательстве о защите прав потребителей. Рассмотрим права и обязанности сторон договора перевозки. Права, предоставленные пассажиру, могут быть связаны с одним из следующих обстоятельств:

а) заключением и исполнением договора перевозки;

б) изменением первоначально заключенного договора;

в) отказом от исполнения договора.

В общем виде права пассажира устанавливаются нормами главы 40 ГК РФ.

Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе:

— провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места;

— делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на десять суток;

— продлевать срок действия проездного билета в случае болезни в пути следования и в случае непредоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда;

— выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет;

— возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты (вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда);

— переоформить проездной билет для выезда в первом отходящем поезде, в котором будут свободные места;

— продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.

Особого внимания заслуживает вопрос о праве пассажира перевозить ручную кладь в пределах установленных норм. Правовой режим ручной клади и вещей, которые пассажир сдает по багажной квитанции, различен. Основное отличие состоит в том, что ручная кладь во время перевозки остается во владении пассажира и следует вместе с ним. На перевозчика не возлагается каких-либо специальных обязанностей в связи с обеспечением сохранности ручной клади в пути следования, поскольку забота об этом лежит на самом пассажире (исключение составляют перевозки воздушным транспортом). Как отмечает В.В. Витрянский, об ответственности перевозчика за несохранность ручной клади в процессе перевозки (в пути следования), видимо, можно говорить лишь в том случае, когда ее утрата или повреждение имели место в силу незаконных действий работников соответствующей транспортной организации либо явились результатом аварии.

Читайте так же:  Регистрация ооо учредительный договор

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, т.е. вправе расторгнуть его в одностороннем порядке. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. Если пассажир отказался от договора морской перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок, отмена рейса и т.п.), ему возвращаются плата за проезд и за провоз багажа (ст. 183 КТМ).

На железнодорожном транспорте пассажир вправе:

— не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;

— менее чем за восемь, но не позднее, чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;

— менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира, а также при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железнодорожного перевозчика.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за проследованное им расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железнодорожного перевозчика, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от перевозчика, — вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ).

Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира

Содержанием договора перевозки пассажира и багажа являются права и обязанности его сторон.

Права пассажира по договору перевозки. В соответствии с ч. 3 ст. 786 ГК пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  • – перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • – провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
  • – сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Транспортные уставы и кодексы предусматривают следующий порядок осуществления перечисленных прав:

  • – пассажир имеет право при сдаче багажа к перевозке объявить его ценность с уплатой установленного сбора (ст. 22 УАТ);
  • – приобрести билет на любой маршрут в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (ст. 24 УАТ).

Пассажир имеет право перевозить с собой:

  • – на морском и воздушном транспорте бесплатно одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (ст. 181 КТМ, ст. 106 ВК);
  • – на автомобильном транспорте бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, а в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы (ст. 21 УАТ);
  • – на железнодорожном и внутреннем водном транспорте провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом (ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ);
  • – перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (п. 2 ст. 181 КТМ), а также ручную кладь (ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ). Так, на речном транспорте установлено, что ручной кладью могут быть легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более чем 1,8 м или суммарной длиной по периметру не более чем 2,6 м, общий вес которых составляет не более чем 36 кг и на скоростных судах – не более чем 20 кг (ст. 100 КВВТ). Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;
  • – в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет 25% стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, или получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 25% их стоимости (ст. 23 УАТ);
  • – в случае возврата билета в кассу не позднее, чем за два часа до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 5% их стоимости или в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 15% их стоимости (ст. 23 УАТ);
  • в железнодорожные кассы дальнего следования не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается (ст. 83 УЖТ);
  • – продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а при невозможности продолжения поездки получить стоимость проезда за непроследованное расстояние (ст. 100 КВВТ, 83 УЖТ, 23 УАТ);
  • – делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки (ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ);
  • – до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна отказаться от договора перевозки, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за не пройденную судном часть пути (ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ).

Пассажир имеет право вернуть билет в кассу до отправления транспортного средства в рейс и получить обратно полную стоимость проезда и уплаченный им сбор за предварительную продажу в следующих случаях: опоздания отправления против расписания более чем на один час (на автомобильном транспорте – два часа); предоставления пассажиру места в транспортном средстве менее высокого класса, чем тот, на который ему продан билет; непредоставления пассажиру указанного в билете места (ст. 23 УАТ, ст. 100 КВВТ, ст. 83 УЖТ).

При осуществлении железнодорожных перевозок при проезде в поездах дальнего следования пассажир в соответствии со ст. 83 УЖТ вправе также:

  • – занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории;
  • – продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета);
  • – при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;
  • – возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12 ч либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно.

Статья 84 УЖТ устанавливает, что при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан предоставить ему при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда. Следует учитывать, что пассажир имеет право занять место в транспортном средстве соответствующей категории, даже если оно не указано в билете. Приобретение билета без указания в нем места не свидетельствует о том, что пассажир поставлен в менее выгодное положение по сравнению с теми, кто приобрел билет с указанным в нем местом. На это в своем решении от 29.10.2003 № ГКПИ2003-1139 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 2 пункта 34 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года № 30» обратил внимание Верховный Суд РФ, который, в частности, указал, что анализ ст. 426, п. 2 ст. 784 ГК, а также положений ст. 82, 83, 84 УЖТ не позволяет сделать вывод о том, что перевозчик во всех случаях продажи проездных документов (билетов) обязан указывать в них номер места в вагоне. Такой вывод не следует и из содержания правил оказания услуг по перевозке пассажиров, в соответствии с п. 15 которых порядок и сроки продажи проездных документов (билетов) определяются исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта. Правила оказания услуг не содержат нормы, закрепляющей в качестве обязательного условия перевозки пассажира, садящегося в поезд на промежуточной станции, указание в проездном документе (билете) конкретного места в вагоне. Условия обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте определяются категорийностью вагона, а не номером места в этом вагоне. При посадке в поезд на промежуточной станции пассажир занимает место в вагоне, указанное ему проводником. При этом данному пассажиру предоставляется тот же комплекс услуг, что и пассажирам, купившим билеты на станциях формирования или оборота поезда.

Обязанности пассажира и перевозчика. Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира.

Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. За несвоевременную подачу транспортных средств перевозчик несет материальную ответственность. Следует отметить, что перевозчик обязан бесплатно обеспечить своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов (судов, автобусов и т.п.), а также иной необходимой информацией (ст. 85 УЖТ, п. 2 ст. 99 КВВТ, ст. 19 УАТ). Например, в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 72, перевозчики должны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке, а при необходимости – на других языках: фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (юридический адрес); перечень работ и услуг, их стоимость; расписание движения судов; стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа; сроки продажи билетов; порядок возврата билетов; перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза; время работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения; схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений и т.п.

Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ (ст. 82 УЖТ), в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете или путевке место (ст. 99 КВВТ). При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа. Так, на железнодорожном транспорте к перевозке багажом на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимается не более 200 кг. Пассажир имеет право предъявить для перевозки багаж с объявленной ценностью, за что взимается дополнительный сбор. Продовольственные и скоропортящиеся грузы перевозятся в качестве багажа без объявления ценности (ст. 86 УЖТ). Перевозчик не имеет права перегружать либо переадресовывать багаж в пути следования (ст. 87 УЖТ). Целостность и сохранность ручной клади обеспечиваются пассажиром (ст. 88 УЖТ).

По поводу правовой природы обязательства по перевозке багажа в литературе существуют различные мнения. Например, Г. Б. Астановский полагает, «что для реализации пассажиром своего права на перевозку багажа необходимо заключение с железной дорогой специального договора перевозки багажа, который является дополнительным (акцессорным) по отношению к договору перевозки пассажира. Поэтому договор перевозки пассажира всегда предшествует договору перевозки багажа» [1] . В. В. Витрянский, напротив, считает, что факультативное обязательство перевозчика по доставке багажа вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке багажа [2] . Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, отметим, что точка зрения В. В. Витрянского нам представляется более обоснованной, поскольку в большей степени сообразуется с положениями ст. 786 ГК, которая формулирует обязанность по доставке багажа в рамках договора перевозки пассажира.

Читайте так же:  Дизайнер учебное пособие

Еще в Проекте Гражданского уложения 1914 г. (ст. 1998) отмечалось, что перевозчик обязан прилагать крайнюю заботливость о безопасной перевозке пассажиров и отвечает за всякий вред, происшедший от недостатка необходимых для исполнения принятой на себя перевозки знаний и опытности [3] .

Современные транспортные уставы и кодексы также содержат положения, направленные на заботу о жизни и здоровье пассажиров. Согласно Федеральному закону от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» ст. 935 ГК возлагает на перевозчика обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами. Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на пассажира (п. 2 ст. 935 ГК).

Статья 936 ГК в редакции Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ предусматривает осуществление обязательного страхования путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. В п. 2 данной статьи сказано, что обязательное страхование осуществляется за счет страхователя.

Одновременно поправками, внесенными Федеральным законом от 14.06.2012 № 78-ФЗ в КоАП, значительно повышена ответственность перевозчика за несоблюдение требований законодательства РФ об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. В ст. 11.31, введенной названным Федеральным законом, сказано, что осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб. Непредоставление перевозчиком пассажирам в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, информации о страховщике и о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

В соответствии со ст. 103.1 КВВТ, введенной Федеральным законом от 14.06.2012 № 78-ФЗ, ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира внутреннего водного транспорта определяется международными договорами РФ либо, если КВВТ или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в соответствии с гражданским законодательством. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ. Размер указанной компенсации не может превышать 2 млн руб.

В случае если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, иному находящемуся при этом пассажире имуществу, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится на борту судна, периоды посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир доставляется водным путем с берега на судно или наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира (п. 5 ст. 103.1 КВВТ).

Обязанностью воздушного перевозчика является обязательное страхование своей ответственности перед пассажиром, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам.

Здесь обращает на себя внимание то, что ст. 133 ВК в редакции Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ предписывает страховать не жизнь и здоровье пассажира, а ответственность перевозчика за наступление страхового случая. Перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за причинение при воздушной перевозке пассажира вреда его жизни или здоровью, а также его багажу и находящимся при этом пассажире вещам в соответствии с федеральным законом. В данном случае речь идет о возмещении перевозчику страховой компанией затрат, которые уже возникли у перевозчика в связи с выплатой страховой суммы пассажиру. Пассажир в таких отношениях не участвует.

Пункт 1 ст. 117 ВК в редакции Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ предусматривает, что ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами РФ либо, если ВК или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

На железнодорожном транспорте наряду с обязательным страхованием может производиться добровольное страхование пассажира и багажа по правилам гл. 40 ГК и УЖТ.

Согласно ст. 113 УЖТ (в редакции Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ) ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами РФ либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда. Размер компенсации определяется исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ, и не может превышать 2 млн руб. В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади пассажира, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в поезде, период посадки пассажира в вагон и период высадки пассажира из вагона.

В пути следования перевозчик обязан обеспечить пассажиру соответствующий его проездному билету уровень сервиса. Так, в соответствии с приказом Минтранса России от 09.07.2007 № 89 «О Порядке предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности» информация об услугах, стоимость которых включается в стоимость проезда, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности, бесплатно доводится перевозчиком до сведения пассажиров через СМИ при оформлении проездных документов (билетов) и в вагонах повышенной комфортности с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников. Предоставление питания пассажирам в вагонах повышенной комфортности осуществляется в соответствии с технологическими процессами предоставления гарантированного питания пассажирам в вагонах повышенной комфортности, определяемыми перевозчиком для каждого пассажирского поезда индивидуально с учетом графика его движения и продолжительности нахождения пассажиров в пути следования. Состав, количество и виды рационов питания, включаемых в комплекс услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах повышенной комфортности, определяется перевозчиком. Предоставление печатной продукции пассажирам в вагонах повышенной комфортности осуществляется проводниками пассажирских вагонов с доставкой комплектов печатных изданий к местам размещения пассажиров в вагонах повышенной комфортности. Состав комплектов печатной продукции, рекомендуемый для включения в комплекс услуг, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности, определяется перевозчиком. Ежедневные газеты, включаемые в комплект печатной продукции в вагонах повышенной комфортности, заменяются ежедневно.

Предоставление пассажирам наборов предметов санитарно- гигиенического назначения осуществляется проводниками пассажирских вагонов повышенной комфортности с соблюдением санитарных норм и правил. Набор предметов санитарно-гигиенического назначения, предоставляемый пассажирам в вагонах повышенной комфортности, определяется перевозчиком.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», в вагонах с местами для лежания на весь путь следования выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) и за отдельную плату (за исключением вагонов повышенной комфортности) – комплект постельного белья. По желанию пассажира проводник вагона может заменить в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату. Проводники вагонов обязаны доставлять комплекты постельного белья на места пассажиров, а также подготавливают постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми. При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда.

За 30 мин до прибытия пассажира на станцию назначения или пересадки проводник вагона убирает постельное белье. Проводники вагонов с местами для лежания, с четырехместными купе и с двухместными купе (СВ) в поездах всех категорий, а также вагонов с местами для сидения в скорых поездах не менее трех раз в день обеспечивают пассажиров по их просьбе чаем по установленной цене, в фирменных поездах пассажиры обеспечиваются чаем по их просьбе в любое время суток. Пассажиры поездов дальнего и местного следования должны быть обеспечены охлажденной кипяченой питьевой водой.

В поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажиру, имеющему право бесплатного проезда или проезда со скидкой, в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы. Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, устанавливается Министерством транспорта РФ, а состав комплекса услуг определяется перевозчиком. В поезде дальнего следования пассажир за отдельную плату обеспечивается питанием в вагоне- ресторане (вагоне-кафе) при наличии его в составе указанного поезда. Порядок организации работы вагона-ресторана (вагона-кафе) определяется перевозчиком.

Проводники вагонов обязаны предупредить пассажиров о подходе поезда к станции их назначения или пересадки не позднее чем за 30 мин. В случае проезда пассажиром станции назначения, указанной в проездном документе (билете), составляется акт за подписью начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, проводника вагона и пассажира. Этот акт дает пассажиру право возвратиться до станции назначения бесплатно.

Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 792 ГК). Транспортные уставы и кодексы устанавливают, что пассажирские перевозки должны осуществляться по расписанию (ст. 80 УЖТ, п. 1 ст. 95 КВВТ, ст. 19 УАТ). Большое влияние на исчисление сроков доставки оказывает правильность определения моментов ее начала и окончания. Так, на морском транспорте перевозка пассажира включает в себя период его доставки водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира. Время доставки каютного багажа начинает исчисляться с момента, когда каютный багаж принят к перевозке на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении (ст. 182 КТМ). На железнодорожном транспорте срокам доставки багажа посвящен целый ряд правовых норм. В соответствии со ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым он отправлен, до станции назначения. Даты отправления и прибытия указываются перевозчиком в перевозочных документах. Багаж выдается на станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездного документа (билета) под роспись. Его выдача осуществляется в течение всего времени, когда станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа, грузобагажа. На станции назначения прибывшие багаж, грузобагаж хранятся бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. Расходы перевозчика, связанные с хранением багажа сверх указанного срока, возмещаются пассажиром, получателем (ст. 90 УЖТ). Багаж выдается на станции назначения после внесения всех причитающихся перевозчику платежей. В случае уклонения пассажира, получателя багажа от внесения этих платежей перевозчик вправе удержать багаж и реализовать его. На автомобильном транспорте принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию (ст. 22 УАТ).

Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажаего провоза (ст. 82 УЖТ). Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования – на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ, ст. 24 УАТ).

  • [1]Астановский Г. Б. Комментарий к уставу железных дорог СССР / Г. Б. Астановский, Н. П. Бурса, В. Т. Смирнов. М., 1986. С. 279.
  • [2] См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. С. 324.
  • [3] См.: Кодификация российского гражданского права / редкол.: С. С. Алексеев [и др.]. Екатеринбург, 2003. С. 530.