Договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом в современных условиях (Андреев В.К.)

Дата размещения статьи: 03.09.2017

Перевозка грузов, пассажиров и багажа занимает важное место как в развитии рыночной экономики России, так и в удовлетворении потребностей граждан в перемещении. Правила о морских перевозках относятся, пожалуй, к одним из древних правовых норм.
О.Н. Садиков в ГК РФ наряду с другими обширными группами однородных взаимосвязанных отношений, именуемых подотраслями, выделяет транспортное право . В 50 — 70-х годах прошлого века в СССР активно обсуждался вопрос о транспортном праве как комплексной отрасли, а представители морского права рассматривали его как самостоятельную отрасль права наряду с гражданским и административным .
———————————
См.: Гражданское право Российской Федерации. Том 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. С. 16.
См., например: Мешера В.М. Место морского права в системе морского права // Вестник Ленинградского университета. 1956. N 5. Серия экономики, философии и права. Вып. 1. С. 98 — 100.

Учитывая важность координации всех видов транспорта с точки зрения снижения расходов в народном хозяйстве СССР, учеными-транспортниками предпринимались попытки создать единый Кодекс или Устав транспорта СССР, где на единой основе регулировались бы отношения всех видов транспорта с клиентурой и между собой. В 1969 году Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, Институтом государства и права Академии Наук СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом советского законодательства Министерства юстиции СССР был подготовлен проект Основ транспортного законодательства Союза ССР и союзных республик .
———————————
См.: Андреев В.К. Транспортное право: Учебное пособие. Калинин. 1977. С. 6.

В 1982 — 1984 годах Институтом государства и права Академии Наук СССР (автор статьи был участником рабочей группы) совместно с рядом академических институтов был подготовлен проект Основ транспортного законодательства Союза СССР и союзных республик, который так и не дошел до законодательной проработки. Главное препятствие состояло и состоит в том, что организационные и технологические особенности перемещения грузов различными видами транспорта не позволяют согласовать единые правила, прежде всего, в прямом смешанном сообщении, о чем свидетельствует непринятие закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, предусмотренного ст. 788 ГК РФ. Если раньше можно было объяснить несогласованность межотраслевых проблем наличием разных транспортных министерств, стоящих во главе соответствующих отраслей перевозочной деятельности, то теперь в России одно министерство транспорта, которое никакими хозяйственными функциями не обременено, а призвано прежде всего заниматься нормативно-правовым регулированием перевозочной деятельности.
Представляется, что в современных условиях глава 40 ГК РФ (перевозка) как раз служит теми основами транспортного законодательства, которые ранее и разрабатывались.
Общие условия перевозок грузов определяются транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если ГК РФ, Уставом железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ РФ), иными законами и изданными в соответствии с ними правилами не установлено иное. В Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что железнодорожный транспорт общего пользования предназначен для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ и услуг, связанных с такими перевозками. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции РФ и ГК РФ и состоит из упомянутого Закона, УЖТ РФ и других федеральных законов. Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента РФ, актами Правительства РФ, а также актами федеральных органов исполнительной власти. Так, Министерство транспорта РФ разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, которые представляют собой нормативные правовые акты, содержащие нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей и грузополучателей (ч. II ст. 3 УЖТ РФ).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. ст. 170.
СЗ РФ. 2003. N 2. ст. 169.

Нормы главы 40 ГК РФ являются своего рода основами транспортного законодательства РФ, а в транспортных уставах и кодексах они получают конкретизацию в зависимости от экономико-технологических особенностей осуществления перевозок грузов тем или иным видом транспорта, т.е. специфики перевозочного процесса и операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.
Так, в связи с демонополизацией грузоперевозочного процесса на железнодорожном транспорте, когда появились операторы железнодорожного состава, контейнеров, в функции которых входят услуги по предоставлению вагонов (контейнеров) юридическим или физическим лицам для перевозки железнодорожным транспортом, договор перевозки грузов, предусмотренный ст. 785 ГК РФ, был дополнен в УЖТ РФ указанием на то, что перевозчику вверяется для доставки и не принадлежащий им порожний грузовой вагон. Раньше, когда все грузовые вагоны, за исключением вагонов для перевозки опасных грузов, находились в ведении железной дороги на всей ее сети, вагоны под погрузку направлялись путем административного регулирования. Ныне ситуация изменилась, и грузоотправитель (отправитель), являясь физическим или юридическим лицом, по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона (подчеркнуто — В.А.) и указывается в перевозочном документе (абз. 5 ст. 2 УЖТ РФ).
Для перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку, в которой указывается количество вагонов и тонн, железнодорожная станция назначения. Перевозчик рассматривает эту заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направляет эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю. Заявки на перевозки порожних грузовых вагонов не предоставляются (ст. 11 УЖТ РФ).
Для осуществления перевозок порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожних грузовых вагонов.
В транспортной железнодорожной накладной, подтверждающей заключение договора перевозки порожнего грузового вагона, указывается наименование его владельца.
Грузоотправитель подает заявление о переадресовке порожнего грузового вагона, а в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, заявление может подаваться владельцем порожнего грузового вагона (ч. 2 ст. 31 УЖТ).
Внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 503-ФЗ и другие изменения, связанные с операциями по перемещению и нахождению порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, а также указание названного Закона на то, что оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров услуги по их предоставлению оказывает юридическим или физическим лицам, а не перевозчику, как было ранее, принципиально меняет роль договора перевозки конкретного груза на железнодорожном транспорте. Он, вопреки мнению В.В. Витрянского, действительно становится ядром транспортных обязательств , поскольку нет долгосрочного договора об организации между перевозчиком и грузовладельцем (ст. 798 ГК РФ), конкретный вверенный груз доставляется перевозчиком в вагонах (контейнерах), предоставленных оператором, как правило, независимым от перевозчика юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
———————————
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспорта. М., 2011. С. 407.

В главе 40 ГК РФ предусмотрена общая для всех видов перевозки обязанность подать отправителю груза под погрузку транспортные средства (вагоны, суда, автомобили и т.п.) и предусмотрена ответственность за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом или иным договором) (ст. 791, 794 ГК РФ). Ныне основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за полное или частичное невыполнение принятой заявки является не только непредставление для перевозки предусмотренного принятой заявкой количества груза, но и отсутствие не принадлежащих перевозчику и предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами (ст. 94 УЖТ РФ).
А.А. Ананьева допускает неточность, называя грузоотправителем владельца порожнего вагона, представившего последний под перевозку . Как уже указывалось выше, грузоотправитель выступает от имени владельца порожнего вагона.
———————————
См.: Ананьева А.А. Система нормативных юридических конструкций гражданско-правовых договоров оперативного управления транспортной деятельностью. Саратов, 2015. С. 199.

Демонополизация парка грузовых вагонов, контейнеров свидетельствует о том, что услуги по предоставлению последних для перевозок железнодорожным транспортом операторами не входят в круг операций, выполняемых по договору транспортной экспедиции, поскольку подача вагонов (контейнеров) под погрузку — элемент договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Вряд ли можно согласиться с мнением В.В. Витрянского, что в случаях, когда в силу п. 2 ст. 801 ГК РФ обязанности экспедитора выполняются перевозчиком (ОАО «РЖД»), налицо смешанный договор, сочетающий обязательства как по перевозке груза, так и по транспортной экспедиции . Из п. 2 ст. 791 ГК РФ следует, что погрузка (выгрузка) груза может осуществляться транспортной организацией в порядке, предусмотренном договором, что не позволяет квалифицировать последний как договор транспортной экспедиции. В данном случае вверенный груз охватывает с момента погрузки его в вагон и, следовательно, эта операция рассматривается как неотъемлемый элемент договора перевозки грузов. Представляется, что нет необходимости сочетать функции экспедиции и перевозки в одном договоре, поскольку перевозчик не может выступать от имени грузоотправителя. В условиях, когда вагоны (контейнеры) предоставляются оператором железнодорожного подвижного состава.
———————————
См.: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Указ. соч. С. 684.

Читайте так же:  Нотариус шепилова валентина миновна

М.И. Брагинским было высказано мнение, что ввиду нескольких сотен видов договоров услуг ГК РФ выбрал для регулирования договоров, имеющих предметом возмездное оказание услуг, следующую конструкцию. Договоры, опосредующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы (п. 2 ст. 779 ГК РФ). В то же время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава (39) ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Эта глава включает пять статей, которые распространяют свое действие в равной степени на любой договор оказания услуг, отличающийся тремя разовыми признаками: предмет договора составляют услуги (1), предоставляемые за плату (2), и при том ему не нашлось места среди особо выделенных в ГК РФ типов (видов) договоров (3) .
———————————
См.: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Указ. соч. С. 220.

Однако выделенные в ГК РФ типы договоров, в свою очередь, подразделяются на виды, которые обладают значительными особенностями, содержащимися в специальном, например, транспортном законодательстве. Как уже было показано, законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте не сводится только к осуществлению перевозок, но регламентирует и другие вопросы. В частности, особенности управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, установленные Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ, в котором предусмотрено создание единого хозяйствующего субъекта — открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного Правительством РФ от 18 сентября 2013 г. в Постановлении N 585.
Включение в осуществление перевозочного процесса операторов железнодорожного подвижного состава и других владельцев вагонов и контейнеров, которые оказывают физическим или юридическим лицам услуги по предоставлению вагонов, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом, ставит вопрос, распространяются ли на него нормы главы 39 ГК РФ или нормы УЖТ РФ и иного транспортного законодательства. Как было показано, на него распространяются нормы УЖТ РФ и изданные в его развитие правила перевозок. Следовательно, договор о предоставлении услуг по предоставлению вагонов и контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом является самостоятельным договором возмездного оказания услуг, отличным от перевозки грузов.
В пользу подобного суждения можно сослаться на п. 1 ст. 307 ГК РФ, который указывает, что к обязательствам, возникшим из договора, общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах. В рассматриваемых выше случаях должен применяться договор перевозки грузов, правила о перевозчике, грузоотправителе и операторе железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которые изложены в УЖТ РФ. При этом следует обратить внимание, что названная норма ГК РФ говорит об отдельном виде договора, полагая, что им может быть как самостоятельный, так и смешанный договор. Вопрос о применимости непоименованного договора в рассматриваемых ситуациях возникать не может. Кстати, п. 2 ст. 421 ГК РФ по существу свел на нет существование непоименованных договоров, поскольку, с одной стороны, исключил применение к ним элементов других договоров, а с другой стороны, не исключил возможности применения правил об аналогии закона к отдельным отношениям сторон по договору.
Упомянутая норма закона предусматривает заключение договоров, не предусмотренных законом или иными правовыми актами. В пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ говорится, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Исходя из этой нормы права и п. 2 ст. 421 ГК РФ представляется нарушением принципа свободы договора (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ) утверждение типовых договоров, положений актами министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которое произошло в 2008 году, соответственно, следует вернуться к ранее существовавшему порядку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Ананьева А.А. Система нормативных юридических конструкций гражданско-правовых договоров оперативного управления транспортной деятельностью. Саратов, 2015. 400 с.
2. Андреев В.К. Транспортное право. Учебное пособие. Калинин, 1977.
3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспорта. М., 2011. 910 с.
4. Гражданское право Российской Федерации. Том 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. 493 с.
5. Мешера В.М. Место морского права в системе морского права // Вестник Ленинградского университета. 1956. N 5. Серия экономики, философии и права. Вып. 1. С. 98 — 100.

Договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте

Договор перевозки железнодорожным транспортом

Что необходимо знать

Железнодорожный транспорт является единственным видом транспорта, состоящим полностью в федеральной государственной собственности, будучи естественной монополией. Это определяет специфику его работы и взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, специализированными транспортными предприятиями (предприятия промышленного, железнодорожного транспорта — ППЖТ).

Система транспортных договоров на железной дороге включает в себя три группы договоров:

• договоры об организации перевозок;
• договор перевозки грузов;
• вспомогательные транспортные договоры. Вспомогательные договоры на железнодорожном транспорте в системе транспортных договоров занимают значительное место. Данная тематика актуальна, так как в настоящее время процент перевозки промышленных грузов по железным дорогам начал расти, а ведь именно вспомогательные договоры обеспечивают ритмичную работу по погрузке и выгрузке грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, что ведет к улучшению работы железнодорожного транспорта в целом.

Переход государства к рыночной экономике поставил перед федеральным железнодорожным транспортом задачи совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта, повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных путей и т. д. Одним из важнейших правовых актов в этой сфере является Устав. Это восьмой по счету Устав за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашем государстве.

Транспортный Устав содержит 8 глав, 148 статей, в которых определяются основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, отношения, возникающие между железными дорогами, пользователями транспортных услуг, регламентирует их права, обязанности и ответственность, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

Впервые в области транспортного законодательства Устав дает четкое определение основных понятий, которые применяются в его тексте, что способствует лучшему пониманию и применению его положений. В Устав, исходя из основных начал гражданского законодательства, введены диапозитивные нормы, дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что создает основу для развития равноправных партнерских отношений. Устав учитывает действующее законодательство о защите прав потребителей и о естественных монополиях.

Россия является участником многих международных договоров о прямом международном железнодорожном сообщении.

В сфере железнодорожных перевозок важное место занимают нормативные акты, издаваемые Министерством путей сообщения РФ:

• Правила технической эксплуатации железных дорог;
• Инструкции по движению поездов и сигнализации на железных дорогах РФ;
• Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути;
• Руководящие указания МПС РФ и т. д.

Надлежащее исполнение данных нормативных актов обязательно для железных дорог, ветвевладельцев, грузоотправителей и грузополучателей. Размеры платы за перевозку грузов и других причитающихся железной дороге платежей устанавливаются Тарифными руководствами.

В ст. 17 Устава дается определение договора об организации перевозок: «В соответствии с указанными договорами железная дорога обязуется в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок». Железная дорога и грузоотправители при автоматическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

В договорах об организации перевозок определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств, предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.

Основная цель подобных договоров на железнодорожном транспорте — урегулировать в ходе исполнения перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключенному долгосрочному договору об организации перевозок обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса — грузоотправителя, грузополучателя. Взаимовыгодные договоры создают основу партнерских отношений заинтересованных сторон и являются своего рода гарантом соблюдения сторонами добровольно взятых на себя обязательств, связанных с предстоящими перевозками грузов.

Установление в договоре об организации перевозки каких-либо положений по поводу специфических условий перевозки освобождает стороны на весь период действия этого договора от необходимости вновь согласовывать эти условия при заключении конкретного договора перевозки.

Заключение долгосрочного договора об организации перевозки не является обязательным для сторон — они вправе лишь при обоюдном согласии заключить подобный договор. Поэтому при отказе одной из сторон другая не может требовать через суд его заключения. В случае подачи искового заявления о понуждении заключить этот договор или заявления о рассмотрении разногласий по такому договору, когда стороны не заключили письменное соглашение о передаче спора в арбитражный суд, последний должен отказать истцу в принятии заявления в соответствии с действующим законодательством.

Читайте так же:  Мадагаскар гражданство

Ответственность сторон при неисполнении условий долгосрочного договора наступает лишь в том случае, если эта ответственность в нем предусмотрена.

Договоры об организации перевозок заключаются в письменной форме. Данный договор является консенсуальным, т. е. считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям. При заключении договора об организации перевозки стороны сами определяют его срок, как правило, данные договоры действуют в течение одного года. Порядок заключения долгосрочных договоров между железной дорогой и грузоотправителями определяются Правилами приема заявок на перевозку грузов и заключения договоров об организации перевозки грузов, разработанными и утвержденными Министерством путей сообщения РФ.

Договор об организации перевозки не освобождает грузоотправителя от предоставления заявки на перевозку грузов в порядке и в сроки, предусмотренные Уставом. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза.

В соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Заключается договор железнодорожной перевозки груза не путем составления самостоятельного документа, а так же, как на всех иных видах транспорта, — путем вручения груза, подтвержденного железнодорожной накладной. Железнодорожная накладная (транспортный документ) подтверждает заключение договора, является доказательством его заключения, а не его письменной формой.

Договор перевозки груза является возмездным, т. е. осуществляется за плату, и двусторонним, поскольку его участники (железная дорога и грузоотправитель) имеют как права, так и обязательства по отношению друг к другу.

Договор железнодорожной перевозки груза относится к публичным договорам, предусмотренным ст. 426 и 789 ГК, т. е. договором, по которому организация должна осуществлять соответствующий вид деятельности (перевозку груза) в отношении каждого, кто к ней обратится.

Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправитель. Перевозчиком является железная дорога — государственное унитарное предприятие (ст. 23 Устава). В зависимости от вида сообщения перевозчиком может быть одна дорога (местное сообщение), несколько дорог (прямое сообщение). Все участвующие в прямом сообщении железные дороги перевозят груз по единой накладной. Одна и та же накладная подтверждает заключение договора перевозки в прямом смешенном и прямом международном сообщении. Отправитель груза — физическое или юридическое лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику и обозначенное в качестве отправителя в железнодорожной накладной (других перевозочных документах). Отправитель груза и его собственник не всегда совпадают в одном лице.

Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или агент, действующий по поручению грузовладельца от собственного имени. При заключении от своего имени договора перевозки груза, принадлежащего другому лицу, экспедитор или агент будет выступать в качестве отправителя в отношениях с железной дорогой. В понятии «отправитель», данном в ст. 3 Устава, указано, что грузоотправителем может быть физическое или юридическое лицо, выступающее от имени собственника, но указанное в перевозочных документах в качестве отправителя. Такая ситуация может сложиться, например, если груз отправляет филиал юридического лица.

По договору перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдан управомоченному на его получение лицу — грузополучателю. Основной обязанностью перевозчика является доставка врученного отправителем груза на станцию назначения в установленный срок, а также в целости и сохранности и выдача его грузоотправителю. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. Железные дороги считаются доставившими груз вовремя, если на железнодорожной станции назначения грузы выгружены или если вагоны, контейнеры с грузом поданы для выгрузки грузополучателями до истечения установленного срока доставки.

Грузы также считаются доставленными в срок в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения установленного срока доставки и задержки подачи вагонов, контейнеров с такими грузами вследствие того, что фронт выгрузки занят, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся железной дороге платежи или вследствие иных, зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются Министерством транспорта РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики (ст. 39 Устава).

Дату приема грузов для перевозки и дату истечения срока доставки грузов указывает железнодорожная станция отправления в выдаваемых грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ст. 315 Устава случаев, железная дорога уплачивает пени. Перевозчик обязан также соблюдать соответствующие условия перевозки, предусмотренные договором. Так, железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником железнодорожной станции назначения по согласованию с грузополучателем. Железная дорога может в соответствии с договором предоставлять грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес грузов.

Основное право перевозчика — получить причитающиеся ему провозные платежи, размер которых определяется установленными на железнодорожном транспорте тарифами. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся грузоотправителями, как правило, до момента отправления груза с железнодорожной станции, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. При несвоевременном внесении указанных платежей отправление груза железной дорогой может быть задержано. До внесения платы за перевозку груза за предыдущую перевозку подача вагонов, контейнеров для следующей погрузки прекращается.

Начальник железной дороги отправления по согласованию в установленном порядке с грузоотправителем и грузополучателем может принимать решение о внесении на железнодорожной станции назначения платы за перевозку груза и иных причитающихся платежей в случае перевозки груза в местном сообщении, а в случае перевозки груза в прямом сообщении — по согласованию с АО «РЖД».

При согласовании должны быть предусмотрены гарантии внесения платы за перевозку груза, а также действия сторон при нарушении ими взятых обязательств. Окончательные расчеты, связанные с перевозкой груза, производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения. Указанные суммы вносятся на расчетные счета железной дороги наличными деньгами, расчетными чеками банков и акцептованными банком платежными поручениями, а также иными средствами, предусмотренными законодательством РФ. При несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с него взыскиваются в пользу железной дороге пени. До внесения на железной дороге назначения всех причитающихся платежей вагоны находятся на ответстплата за пользование вагонами.

Основная обязанность отправителя — оплатить перевозку груза, а основное право — требовать доставки груза в пункт назначения в целости и сохранности, в установленный срок и выдачи его указанному в накладной грузополучателю.
Договор перевозки груза оформляется транспортной железнодорожной накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом.

Юридическое значение накладной состоит в том, что:

• она является обязательной письменной формой договора;
• доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание;
• легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, а потому является именным документом.

Грузоотправитель представляет транспортную железнодорожную накладную на каждую отправку груза. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозку грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатываются и утверждаются Министерством путей сообщения и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Железная дорога выдает грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных. От грузоотправителя требуется надлежащее заполнение соответствующих граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику. Никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются. Накладная является товаросопроводительным документом, а также расчетным — содержит сведения об уплаченных отправителем (получателем) провозных платежах. В накладной фиксируются также наиболее важные обстоятельства, связанные с исполнением договора перевозки, в частности, делаются соответствующие отметки о составлении актов в пути следования, когда при перевозке были обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о возможной несохранности груза. Кроме того, отправитель обязан приложить к накладной документы, требуемые компетентными органами.

Если груз перевозится в международном железнодорожном сообщении, грузоотправитель предъявляет перевозчику накладную, предусмотренную соответствующим международным соглашением. В подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю выдается железнодорожная квитанция, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательное значение при полной его утрате, а также прибытия груза без накладной. Железнодорожная квитанция выдается во внутреннем сообщении. При международных перевозках грузоотправителю выдается соответствующий экземпляр накладной.

Статья 33 Устава гласит: «Грузоотправитель несет предусмотренную настоящим Уставом имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной». Железной дороге предоставлено право проверить достоверность сведений, внесенных грузоотправителем в накладные, путем проведения в отношении предъявленных к перевозке грузов выборочных проверок (в том числе контрольное взвешивание). Обнаруженные в ходе проверки несоответствия должны быть устранены грузоотправителем. Ответственность за задержку по этим причинам вагонов со всеми вытекающими отсюда последствиями возлагается на грузоотправителя.

Читайте так же:  Продажа квартиры в костроме документы

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем. Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, документы рас кредитованы. Груз выдается на железнодорожной станции назначения получателю после внесения им платы за перевозку. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. Если в районе станции назначения не окажется получателя, железная дорога поступает с грузом по указанию грузоотправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза последний, как невостребованный, передается для реализации. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются грузоотправителю.

Доставка грузов по Сочи,
Краснодарскому краю, в Абхазию

Железнодорожные грузоперевозки Сочи,
контейнеры, вагоны, негабаритные грузы,
инертные материалы

  • Главная
  • Договор железнодорожной перевозки грузов при организации перевозок

Договор железнодорожной перевозки грузов при организации перевозок

Важность оформления договора железнодорожной перевозки грузов при организации перевозок железнодорожным транспортом

Железнодорожные перевозки являются очень востребованным видом доставки, так как, в отличие от автомобильных перевозок, здесь не играют роли погодные условия, сохранность остается на высоком уровне, скорость движения постоянна, а также есть возможность перевозить вещи в любых объемах, как в контейнерах, так и в вагонах, как негабаритные товары. Стоимость такой доставки заметно ниже, в сравнении с авиационным, водным или автомобильным транспортом. Однакоорганизация перевозок железнодорожным транспортом имеет и свои недостатки – довольно низкую скорость передвижения и невозможность доставки грузов прямо к месту назначения, поэтому иногда становится необходимым привлечение к доставке автомобильного транспорта. При оформлении договоренности на перевозку необходим договор железнодорожной перевозки грузов, который будет определять права и обязанности сторон.

Кроме того, перевозки грузов на поездах регулируются Уставом железных дорог, как и все возникающие хозяйственные отношения. Устав контролирует ответственность работников железной дороги, грузополучателей и грузоотправителей. Министерство путей сообщения издает также правила и инструкции, в которых прописаны все спорные моменты, которые могут возникнуть в процессе перевозок. Таким образом, организация перевозок железнодорожным транспортом лежит на совести всех субъектов перевозки – отправитель обязан позаботиться о своевременной подготовке грузов и документов, перевозчик следит за сохранностью груза, а получатель должен вовремя забрать груз в точке получения.

Виды железнодорожных перевозок::

  1. Повагонная отправка. В этом случае для перевозки грузов каждого отдельного отправителя, заключившего договор, выделяется специальный вагон, согласно перевозочному документу.
  2. Контейнерная перевозка. В контейнерах перевозят небольшие партии грузов, причем существует несколько вариантов контейнеров по их массе брутто – 3, 5, 10, 20, 24 и 30 тонн.
  3. Перевозка в сборных вагонах. Этот вид перевозок подходит в случае, если грузы отправляются небольшими партиями. При этом в одном вагоне собирают грузы от разных отправителей по разным документам перевозки.

Подробнее о видах отправки грузов.

Железнодорожные перевозки в контейнерах считаются самым удобным видом перевозки – контейнеры могут быть универсальными или особыми – для скоропортящихся, опасных или хрупких грузов, контейнеры легки в погрузке и разгрузке. Организация перевозок железнодорожным транспортом включает в себя получение заказа от отправителя и расчет тарифа, оформление железнодорожных накладных и заказ контейнера на терминале. Контейнер может быть специально оборудован, если этого потребует клиент. Контейнер доставляется к отправителю, проводятся погрузочные работы – сотрудниками компании-перевозчика или самим клиентом. После этого ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика, который постоянно наблюдает перемещения груза. По заявке отправителя возможно страхование груза или его вывоз, и разгрузка у получателя.

Грузы массой до 10 тонн – это мелкая отправка, такие грузы занимают не больше трети крытого вагона, полувагона или площадки платформы. Малотоннажная отправка – это партии груза массой 10-20 тонн и объемом не больше половины вагона.

Следует отметить, что организация перевозок железнодорожным транспортом возможна в следующих вариантах – в грузовых (грузовая скорость), ускоренных (большая скорость) и пассажирских поездах. Грузовая скорость означает, что груз будет перевозиться с длительными стоянками, при большой скорости (в ускоренных поездах) остановок меньше и они не такие долгие.

Транспортное законодательство в России постоянно развивается, изменяются правила регулирования перевозок, например, переход к рыночной экономике вызвал необходимость практически полного изменения правового контроля железнодорожных отношений. Железнодорожный транспорт занимает основное место в системе транспортного сообщения в нашей стране, но правила перевозок иногда вступают в диссонанс с правилами, принятыми во всем мире. В частности, вызывает споры вопрос правовой природы заявки отправителя груза и формы договора железнодорожной перевозки грузов, правовое положение получателя груза и имущественная ответственность перевозчика. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит правила перевозки в главе 40, которая считается довольно спорной в том смысле, что оставляет без ответа некоторые вопросы. Так, не полностью ясно понятие договора перевозки и его правовая природа, а также непонятно, является ли договор консессуальным или реальным, двусторонним или многосторонним.

Что представляет собой договор железнодорожной перевозки грузов?

Этот документ фиксирует обязанности транспортной компании (перевозчика) доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю или представителю получателя. На отправителя же возлагается обязательство оплаты услуг перевозки, которая оговаривается заранее и прописывается в договоре. Договор перевозки отображает обязанности и права участников транспортной сделки. В соответствии с пунктами договора, перевозчик обязан предоставить транспорт для перевозки, отправить груз в назначенное время, сохранить его целостность и обеспечить безопасность транспортировки, соблюдать сроки доставки и произвести выдачу перевозимого груза получателю, имя которого указано в документах. В обязанности отправителя входит предъявление груза, подлежащего перевозке, точно в назначенное время и его маркировку, внесение провозной платы, которая определяется заранее, и соблюдение нормы погрузочно-разгрузочных работ.

Грузоотправитель берет на себя обязанности по подготовке грузов так, чтобы обеспечить их безопасность и сохранность, а также безопасность вагонов и контейнеров. Грузы, подлежащие перевозке через морские порты и пограничные станции железных дорог в непрямом международном сообщении или в районы Крайнего Севера, должны быть упакованы с применением специальной транспортной тары, в соответствии со стандартами и техническими условиями.

Договор железнодорожной перевозки грузов определяет наименование груза, его массу, количество мест штучных и тарных грузов, способ определения массы, вид упаковки и особые свойства груза. Все эти условия договора определяются нормами Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Кроме того, в договоре прописываются условия перевозки, а именно: расстояние, скорость передвижения, пункт назначения и точная дата доставки груза. Договор должен быть подписан обеими сторонами, так как договор считается заключенным только в случае, если между всеми сторонами сделки достигнуто соглашение по основным (существенным) условиям договора.

Существенные условия договора можно разделить на три группы:

  • условия, названные существенными в правовых актах, например, условие о предмете договора – основных действиях, которые обязан совершить перевозчик;
  • условия, названные в правовых актах необходимыми для заключения договора – такие, как пункт назначения;
  • условия, по которым достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон – порядок отгрузки, проверка, условия оплаты, и другие.

Кроме существенных условий, присутствуют обычные условия договора, которые отражают самые типичные и распространенные условия договоров перевозки, например, срок и место исполнения, переход права собственности, обязательства по хранению и ремонту.

Важный документ, без которого невозможна организация перевозок железнодорожным транспортом – это транспортная накладная, которая считается полноправной формой договора перевозки. Транспортная накладная – это именной документ, она предоставляется отправителем груза, с указанием массы и количества вагонов или контейнеров, станции назначения и прочих сведений, предусмотренных правилами железнодорожных перевозок. Второй документ, который также регулирует организацию перевозок – это заявка отправителя груза, которая является источником обязательств по предъявлению грузов при перевозке и подаче вагонов или контейнеров. Также существуют такие документы, как железнодорожная квитанция, которая подтверждает вручение груза перевозчику и имеет вес, как доказательство, при полной потере груза или при получении груза без накладной, и дорожная ведомость.

Договор железнодорожной перевозки грузов может быть разовым или долгосрочным, в случае долговременного сотрудничества определяются фиксированные объемы перевозок, условия и сроки доставки, порядок расчетов и ответственность сторон за неисполнение обязательств. В целом, основной целью долгосрочных договоровжелезнодорожной перевозки является урегулирование в ходе перевозочного процесса таких взаимоотношений сторон, которые способствовали бы выполнению перевозки на данный период.

Перевозка грузов с помощью железнодорожного транспорта – это довольно удобный и надежный способ перевозки, при этом, таким образом возможно доставить самые разные виды грузов практически в любую точку страны или ближнего зарубежья. Правильное оформление перевозочных документов, в том числе, договора железнодорожной перевозки грузов, является гарантией выполнения обязательств всех сторон транспортных отношений, а также залогом спокойствия отправителя и получателя груза. Четкая организация перевозок железнодорожным транспортомзависит от каждого участника сделки, кроме того, от правомерности их действий и общей согласованности зависит сохранность груза и быстрота его перемещения в пространстве, что положительно отражается на ведении всех видов бизнеса.