Договор на условиях раздела продукции

научная статья по теме Соглашение о разделе продукции: договор особого вида или договор подряда? Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Соглашение о разделе продукции: договор особого вида или договор подряда?»

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ: ДОГОВОР ОСОБОГО ВИДА ИЛИ ДОГОВОР ПОДРЯДА?

А.Д. Невирко, преподаватель-методист Сибирского юридического института МВД России

Статья посвящена проблеме места соглашения о разделе продукции в системе российского договорного права. Отдельное внимание уделяется соотношению соглашений о разделе продукции и договора подряда, имеющих как некоторые общие черты так и отличия.

Ключевые слова: соглашения о разделе продукции, договор подряда.

Российское гражданское право не выделяет соглашения о разделе продукции как отдельный вид договора. Поэтому дискуссионным остается вопрос о месте данного соглашения в системе российского договорного права. В цивилистике существуют несколько точек зрения, относящих соглашение о разделе продукции к различным видам договоров.

Так, отдельные специалисты, основываясь на нормах ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и положениях ГК РФ, соглашение о разделе продукции считают особым видом договора аренды [1, с. 27]. С этим, однако, нельзя согласиться по следующим соображениям. Арендные правоотношения подразумевают сохранность арендуемого объекта и возврат его арендатором арендодателю по истечении согласованного сторонами срока использования, в то время как недропользование на условиях соглашения о разделе продукции направлено на изъятие и расход наиболее ценной части недр — минерального сырья. Участок недр при использовании теряет свои свойства и, с точки зрения гражданского права, является потреб-

ляемой вещью, что противоречит исходным принципам конструирования в российском праве договора аренды, в качестве объекта которого может выступать непотребляемая вещь.

Е.А. Суханов [2, с. 44] и ряд других ученых данное соглашение относят к договору простого товарищества. Однако и в данном случае вряд ли с этим можно согласиться. В большей степени такая позиция характерна для зарубежных соглашений о разделе продукции, где от имени государства выступает та или иная государственная, в частности нефтяная, компания, которая совместно с иностранной организацией участвует в разработке месторождения и на равных несет риск возможных убытков. Между тем в соответствии с ФЗ «О соглашении о разделе продукции» Российская Федерация, как таковая, так и посредством каких-либо предпринимательских структур, не участвует в деятельности по разработке недр.

Так же наиболее часто встречается позиция тех ученых, которые считают, что соглашения о разделе продукции являются ничем иным как договором подряда или договором подрядного

типа. Так, Н.В. Данилова отмечает ярко выраженный подрядный характер соглашений о разделе продукции, указывая, что в отечественном соглашении о разделе продукции легко просматриваются многие черты договора подряда, что позволяет именовать соглашения о разделе продукции договором подряда с разделом продукции или договором горного подряда [3, с. 102] как модификацию этих договоров.

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, следует более подробно проанализировать сам договор подряда и доводы, приведенные в пользу теорий о подрядном типе договоров о разделе продукции.

Договор подряда в гражданском праве — это правовой институт, уходящий корнями еще в римское право. В системе договоров, известных римскому праву, выделялся договор найма «location conduction», а в его рамках — три самостоятельных вида найма: наем вещей «location conduction rei», наем услуг «location conduction operarum» и подряд «location conduction operis» [4, с. 20].

В Российской империи определение договора подряда, созвучное с определением, которое выработало римское право, было дано в законодательстве лишь с принятием Свода законов гражданских в 1835 г. (т. X Общего свода законов Российской империи), признавая договор подряда договором о работе. Договор подряда имел ярко выраженный административный характер регулирования содержащихся в нем норм и правил [5, с. 6].

Основные нормы, регулирующие отношения по договору подряда, вынесены в отдельную гл. 37 части вто-

рой Гражданского кодекса Российской Федерации. Определение договора подряда содержится в ст. 702 ГК РФ, согласно которой подрядчик принимает на себя обязанности по выполнению определенной работы по заданию заказчика и сдаче ее результата. В свою очередь, заказчик обязан принять и оплатить надлежащим образом выполненную подрядчиком работу. Между тем правовое регулирование соглашений о разделе продукции на много шире и в настоящее время осуществляется как нормами ГК РФ, так и Законами РФ в частности, от 21.02.1992 «О недрах», от 11.01.1996 «О соглашениях о разделе продукции», от 30.11.1995 «О континентальном шельфе Российской Федерации РФ» (ст. 6, 7, 8, 16, 47), от 17.12.1998 «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 16), иными правовыми актами, в том числе федеральных органов исполнительной власти.

Предмет договора подряда довольно хорошо изучен в юридической литературе, что позволяет выделить две основных точки зрения.

1. Первая группа юристов считают, что предметом договора подряда является законченный строительством и готовый к сдаче объект. Такой предмет, по их мнению, един, но он может состоять из двух элементов: выполнения работ и их результата.

2. Ко второй же группе следует отнести позиции тех авторов, которые считают, что предмет договора строительного подряда имеет двойственный характер. С одной стороны, это собственно работы, а с другой — отдельно их результат.

Согласно п.1 ст. 2 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» — это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Предметом соглашения о разделе продукции, в соответствии с указанным выше определением данного договора, являются исключительные права инвестора на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Мнение о том, что предметом договоров о разделе продукции является «исключительное право», нашло отражение как в законодательстве, так и в работах ученых-цивилистов.

Соответственно, различие в предмете указанных выше договоров, безусловно, говорит в пользу четкого их разграничения.

Так С.Б. Немченко, называя соглашения о разделе продукции договорами подрядного типа, указывает на то, что присутствует обязанность инвестора (подрядчика) выполнить работы и передать результат государству (заказчику), а также обязанность государства (заказчика) принять результат и оплатить его, обращая внимание при этом на схожесть в данных договорах условия о цене [6, с. 10-13]. Такое мнение

представляется ошибочным по следующей причине. Ценой в соглашениях о разделе продукции является не продукция, добытая и оставшаяся у инвестора, которая по своей сущности является прибылью от пользования недрами, а передаваемая инвестором государству продукция, за пользование недрами.

Более того, как правильно отмечает Д.И. Мейер, особенностью порядных отношений является особая форма расчетов: «не периодически, как это чаще всего бывает при личном найме, а за исполнение всего предприятия» [7, с. 654-655].

Помимо этого С.Б. Немченко и сам отмечает, что ни один из подрядных договоров, предусмотренных гражданским правом, не регулирует отношения, сходные с социальными связями, возникающими из соглашения о разделе продукции [6, с. 12-13].

К тому же по соглашению о разделе продукции не создается какой-либо новый объект гражданского оборота, что характерно для договора подряда, а происходит извлечение из недр минерального сырья, часть из которого инвестор передает в счет платы за недропользование государству.

Резюмируя изложенное выше, можно сделать вывод о том, что соглашение о разделе продукции является особым видом гражданско-правового договора, отличающимся от договора подряда.

1. Джонстон Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции. М., 2000.

2. Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2005. Т. 2.

3. Данилова Н.В. Право государственной собственности на недра: Дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В., Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2003.

5. Юшкевич С.П. Договор строительного подряда. М., 2000.

6. Немченко С.Б. Гражданско-правовая ответственность за нарушение соглашения о разделе продукции (СРП): Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПБ., 2005.

7. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2003.

Agreement of Production Sharing: Innominate Contract or Work and Labor

Nevirko A.D., Teacher-Methodologist Siberian Juridical institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article covers a problem of a role of agreement of production sharing in the system of Russian contract law. Special attention is focused on ratio between agreements of production sharing and a contract of work and labor having several common traits and differences.

Key words: agreement of production sharing, contract of work and labor.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (СРП)

Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона № 225-ФЗ. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству РФ. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством РФ. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Закона № 225-ФЗ, устанавливаются федеральными законами, за исключением предусмотренных Законом о соглашениях о разделе продукции случаев.

В Законе № 225-ФЗ установлены основания для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и феде-ральными законами, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях.

Соглашения, заключенные до вступления в силу Закона № 225-ФЗ, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения Закона о соглашениях о разделе продукции применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями (ст. 2 Закона № 225-ФЗ).

От имени РФ в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы (ст.

В соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством РФ отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения (ст. 23 Закона № 225-ФЗ).

Читайте так же:  Строительство дома на материнский капитал с чего начать

Особенности исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции установлены в ст. 346 НК. Налогоплательщиками налога являются инвесторы по СРП. Если выполнение работ по СРП, в том числе добычу полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению, исчисление и уплата налога производятся оператором, выступающим в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика. Налоговой базой признается стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая с учетом особенностей, установленных в СРП для определения стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду полезных ископаемых и отдельно по каждому СРП и деятельности, не связанной с выполнением СРП. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с законодательством РФ, налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,5. Налоговые ставки, установленные в СРП, не изменяются в течение всего срока дей-ствия указанного соглашения.

При выполнении СРП, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», выполняются условия, установленные соответствующим СРП. При выполнении соглашений, за-ключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в действие главы 26 НК, применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные в СРП, с учетом норм законодательства РФ о налогах и сборах, действующих на дату подписания соглашения.

Соглашение о разделе продукции. Образец соглашения. Федеральный закон о разделе продукции простыми словами

В 1996 году, 11 января, на территории России начал действовать ФЗ «О разделе продукции». Этот нормативный акт стал первым принятым СФ после выборов в парламент. Предписания, которые в нем содержатся, должны оказать существенное влияние на хозяйственное право в целом и перспективы развития отечественной экономики. Далее рассмотрим содержание нормативного акта.

Разъяснение понятия

Некоторые трудности вызывает восприятие одного из терминов, которые использует рассматриваемый закон. «Соглашение о разделе продукции» – это дословный перевод понятия production sharing agreement. Этот термин применяется за рубежом для определения отношений, которые формируются в ходе разведки и последующей эксплуатации месторождений тех или других полезных ископаемых, с участием государства, на территории которого осуществляются эти мероприятия, и инвесторов, преимущественно иностранных, которые финансируют и производят данные работы.

Для определения новой формы регулирования экономических правоотношений законодатель выбрал терминологию и юридические конструкции, наиболее близкие и понятные в первую очередь зарубежным субъектам. Этот подход отражает желание приблизить российские нормативные акты к стандартам, которые приняты в мировой практике.

Общая характеристика

Закон «О разделе продукции» ориентирован на формирование благоприятных условий для наиболее эффективного привлечения зарубежных инвесторов в сектор недропользования. Нормативным актом предусмотрены определенные государственные гарантии. Они в первую очередь распространяются на хозяйственное право. Речь, в частности, идет об обеспечении стабильности условий экономической активности в течение всего периода действия контракта.

Суть нормативного акта

Соглашение о разделе продукции представляет собой специфический контракт. Он заключается между зарубежными инвесторами и государством. По его условиям, Российская Федерация предоставляет на конкретный срок на возмездной основе исключительное право на разведку, поиск и разработку определенных месторождений минерального сырья и проведение работ, связанных с этим.

Со своей стороны инвестор принимает на себя обязательства о том, что будет проводить данные мероприятия на свой риск и за собственный счет. Соглашение о разделе продукции устанавливает все условия, которые связаны с недропользованием. К ним в том числе относят порядок распределения произведенного сырья между сторонами контракта.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативный акт осуществляет регулирование отношений, которые связаны с наиболее крупными капиталовложениями в отечественную экономическую сферу. Закон предусматривает расчет с инвесторами посредством части производимого сырья – компенсаторной продукции. С момента начала работ по промышленной добыче минеральных материалов инвестор получает право на возмещение собственных затрат, понесенных им в процессе деятельности. Остаток после компенсации считается прибыльным. Он, по условиям соглашения, подлежит распределению между сторонами. Вместе с этим действует система налогообложения. При разделе продукции инвестор обязан сделать соответствующие отчисления со своей доходной части.

Формы инвестиций

Достаточно четко на протяжении последних десятилетий просматривается тенденция развития контрактных форм прямых иностранных вложений в особо крупном размере. К ним, в частности, относят такие инвестиции, как договоры на:

  • Управление и обслуживание.
  • Долгосрочный целевой заем.
  • Франшизу.
  • Лизинг.
  • Раздел продукции.

Во всех этих контрактах общим обстоятельством является то, что прибыль инвестора будет напрямую зависеть от производственных показателей компании. В России сегодня используется договор о разделе продукции и лизинговый контракт (о финансовой аренде).

На современном этапе экономического развития России необходимы инвестиции в нефтехимическую, нефтеперерабатывающую и горнодобывающую промышленность, а также строительство. Однако в области горной добычи на сегодня успешного опыта применения соглашения по разделу продукции нет. По мнению многих экспертов, к этой сфере промышленности данная модель непригодна. Соглашение о разделе продукции эффективно работает в нефтяной отрасли, поскольку для нее характерна высокая доходность.

Специфические черты

Участники соглашений о разделе продукции вступают в отношения на определенных условиях. Специфика их состоит в том, что возможность пользоваться недрами нельзя назвать обычной, применимой к общераспространенным вещам или товарам. Рассматривая особенности соглашения о разделе продукции, нельзя также не отметить качественно новую базу построения экономики инвестиционных проектов. Так, в соответствии с условиями контракта, только часть произведенного сырья становится собственностью инвестора. Остаток же поступает в счет государства. В качестве одной из важнейших характеристик таких отношений выступает тот факт, что непосредственно сам Закон отошел от принципа «раздельности». Это значит, что установлены единые правила как для иностранных, так и для национальных инвестиций.

Организация работ

Все сметы, проекты и программы, на основании которых будет осуществляться деятельность инвестора, должны быть утверждены в порядке, установленном в соглашении. Все операции и мероприятия по контракту выполняются в соответствии с российскими юридическими актами, отечественными стандартами и техническими нормами. Международные параметры должны пройти одобрение органами власти РФ. Контрактом определяются порядок, сроки и условия возврата территорий, которые были переданы инвестору и на которых он закончил поиск и разведку минерального материала. Все данные должны быть предоставлены на государственную экспертизу. Организация работ включает в себя также ведение отчетности и учета (налогообложение). Соглашение о разделе продукции предусматривает привлечение операторов, в качестве которых могут выступать юр. лица. Инвестор при этом несет перед государством ответственность имущественного характера за действия данных специалистов, как за собственные.

Закон достаточно четко устанавливает их. В частности, в нормативном акте предусмотрены условия о:

  • Сроке действия контракта.
  • Пользовании недрами.
  • Порядке заключения контракта.
  • Разделе продукции.
  • Проведении работ на территории.
  • Правах собственности инвестора.
  • Государственных гарантиях.
  • Обеспечении контроля над исполнением контракта.
  • Стабильности предоставляемых возможностей инвестору.
  • Ответственности сторон.
  • Порядке разрешения споров.

Как выше было сказано, соглашение о разделе продукции заключается между инвесторами и государством (Россией в данном случае). От имени последнего могут выступать исполнительный орган субъекта, на территории которого располагается предоставляемая в пользование территория, и Правительство. В качестве инвестора могут выступать:

  • Иностранные и российские граждане.
  • Юридические лица и объединения, формируемые на основании соглашения о коллективной деятельности и не обладающие статусом юр. лица, производящие вложения привлеченных или собственных заемных средств в разведку, поиск и добычу минеральных материалов.

Специфика субъектного состава заключается не только в том, что контракты заключаются между принципиально разными сторонами: государством с одной стороны и частным инвестором – с другой, в качестве которого может выступать не только организация, но и индивид. Соглашение может быть подписано и с объединением, не выступающим как единый правосубъект. Взаимодействия сторон регулируются в ст. 3 главы первой.

Права собственности

Статья 9 главы второй устанавливает, что часть продукции, которая по соглашению считается долей инвестора, ему и принадлежит. Минеральное сырье, которое по условиям контракта поступает в собственность этой стороны, может вывозиться с таможенной территории страны в соответствии с установленным порядком. При этом не определяется какое-либо ограничение на количество экспорта. Исключение составляют случаи, предусмотренные в Законе о госрегулировании внешнеторговой деятельности.

Вывезена может быть компенсационная и прибыльная часть, которая приходится на долю инвестора. В качестве последней выступает остаток после выплаты налога на прибыль. Среди основных выгод инвестора, которые обеспечиваются Законом, имеет место неограничиваемая возможность экспорта той продукции, которая принадлежит ему по праву собственности. Оно может перейти к государству с момента установления полного возмещения стоимости имущества либо со дня окончания срока контракта, либо с иного другого, оговоренного в условиях.

При этом на протяжении периода действия соглашения инвестор получает исключительное право на использование данного имущества на безвозмездной основе с целью проведения работ по контракту. Он несет бремя по его содержанию, риск случайного его повреждения или гибели. При переходе права собственности от инвестора к государству, данное имущество становится федеральной собственностью. Порядок последующего использования будет определяться Правительством страны.

Кроме того, вся первичная геофизическая, геологическая и прочая информация, сведения по ее интерпретации, производные данные, образцы ископаемых, в том числе пластовые жидкости, керн, которые получены были инвестором при выполнении работ по условиям контракта, принадлежат государству на праве собственности. Правительство обеспечивает другую сторону определенными гарантиями. В частности, это касается защиты имущественного и прочих прав, которые были приобретены инвестором и осуществлялись им по условиям контракта. На него не распространяется действие нормативных актов исполнительных органов федерального значения, предписаний и положений субъектов страны, местного самоуправления, если они ограничивают его возможности.

Процедура заключения контракта

Ее регулирует ст. 6 главы второй. Заключение соглашения осуществляется в соответствии с российским законодательством. В связи с этим возможность применить иные нормы отсутствует. Контракт подписывается с инвестором – победителем в конкурсе или аукционе на условиях этих мероприятий. Последние являются обязательными для сторон. Разработка начальных условий мероприятий осуществляется на основании технико-экономических расчетов, выполняемых в соответствии с поручением госорганов, которые ответственны за проведение аукционов и конкурсов. Финансирование всех работ, связанных с подготовкой, производится за счет доли средств, полученных от реализации контракта. Законом предусмотрено заключение соглашений вне конкурса.

Проект контракта

Образец соглашения на каждый объект недропользования подготавливается Комиссией. Она формируется Правительством при согласовании с исполнительным органом госвласти соответствующего региона страны. В составе Комиссии присутствуют представители указанных институтов, а также консультанты и эксперты. Инвестор в список членов не включается.

Составляя образец соглашения, сторонам необходимо предусмотреть, что не меньше 70% технологического оснащения в стоимостном выражении, используемого для добычи минерального сырья, его транспортировки, а также переработки (если данное условие присутствует в контракте), либо (и) приобретаемого инвестором для осуществления работ, должно быть произведено на территории России. Действие данного предписания не распространяется на пользование объектами магистрального трубопровода, приобретение и строительство которых не предполагаются в условиях контракта.

Этапы распределения

Особенности и новизна, а также непосредственно суть соглашения сосредотачиваются в используемом механизме расчетов, а точнее именно в разделе продукции, произведенной в ходе мероприятий по контракту. В России применяется индонезийская модель. Эта схема реализуется в подавляющем большинстве нефтедобывающих государств. Раздел касается прибыльной части продукции. Под ней следует понимать произведенное сырье за вычетом доли компенсации и той, что направляется для погашения налоговых платежей за недропользование. Порядок и условия процесса разделения продукции устанавливаются в соглашении инвестора с государством.

Читайте так же:  Водительский стаж 30 лет

Данное мероприятие предполагает два этапа. В ходе первого всю произведенную продукцию разделяют на 2 части. Одна из них отправляется в пользу государству в счет выплаты за недропользование. Другая часть полагается инвестору. Он, в свою очередь, разделяет собственную долю еще на 2: прибыльную и компенсаторную. Далее выполняется второй этап. В ходе него прибыльная продукция разделяется на валовую инвесторскую в части доходов и государственную в статье прибыли.

Это делается в пропорции, которая определяется контрактом. Инвестор из своей доли осуществляет выплаты налогов. Оставшаяся часть и является его чистой частью в разделе дохода. Государственная доля в соответствии с условиями контракта о разделе продукции перераспределяется дополнительно между бюджетами: федеральным и того субъекта, где осуществлялись работы. Пропорции при разделении продукции в этом случае устанавливаются отдельными соглашениями между соответствующими органами государственной и местной власти. Инвестор в данном процессе не участвует.

Благодаря принятию рассмотренного в статье Закона, вступили в силу контракты по разделу продукции по проектам «Сахалин» (1 и 2). Они предусматривают освоение 5 крупных нефтеконденсатных залежей на шельфе острова. Согласно технико-экономическим расчетам, предположительный объем инвестиций составляет около 27 млрд долларов. Чистая прибыль России при этом – 35-40 млрд долларов. Вместе с этим реализация соглашения предусматривает формирование новых рабочих мест, обеспечение Дальневосточного округа собственными нефтепродуктами и топливом.

Соглашение о разделе продукции

Соглашение о разделе продукции представляет собой сделку, по условиям которой РФ дает инвестору права на разработку определенного земельного участка для добычи минерального сырья. Все работы выполняются за счет предпринимателя. Стороны делят добытое сырье в пропорциях, указанных в соглашении. Необходимо отметить, что эксплуатация недр должна вестись на условиях их эффективного и рационального использования. Порядок заключения договора урегулирован специальным законом ФЗ № 225 от 30.12.1995 г.

Особенности соглашения о разделе продукции

Разработки могут производиться только на определенных участках недр. Их перечень устанавливается на законодательном уровне, на основании рекомендаций правительства и местных властей, на территории которых они расположены. Соглашение заключается между РФ и инвестором, в качестве которого может выступать российский гражданин, иностранец либо организация. От имени государства договор подписывает уполномоченное лицо от Правительства и органа соответствующей местной власти.

По факту подписания соглашения оформляется лицензия на имя инвестора. Срок ее действия ограничивается сроком соглашения. Она может быть переоформлена или продлена при наступлении соответствующих обстоятельств. Если инвестором выступает объединение предприятий, не имеющее статуса юрлица, то лицензия выписывается на одного из его участников. Если инвесторов несколько, то в разрешительном документе указываются данные обо всех.

Оформлению соглашения предшествует проведение конкурса. По его результатам определяется победитель, с которым заключается сделка. Все работы должны проводиться с соблюдением норм экологической безопасности и охраны труда. Если к участию в разработке привлекаются подрядчики, перевозчики, страховщики, то преимущественное право на заключение соответствующих договоров принадлежит российским компаниям и предпринимателям. Кроме того, определенная часть используемого оборудования должна быть российского производства.

Какие условия должно содержать соглашение?

Согласно законодательству РФ в нем необходимо прописать следующие условия:

  • порядок раздела добытого сырья;
  • обязанность инвестора выплачивать налоги на общих основаниях;
  • необходимость внесения инвестором страховых взносов за наемных сотрудников;
  • право инвестора передавать третьим лицам свои обязательства;
  • обеспечение государственной защиты прав инвестора.

Если будут приняты нормативные акты, влияющие на результаты коммерческой деятельности инвестора, то документ подлежит изменению в связи с тем, чтобы предприятие получило прибыль, на которую рассчитывало первоначально.

Соглашение о разделе продукции

Соглашения о разделе продукции являются наряду с концессионными соглашениями наиболее распространенными договорами, заключаемыми между инвесторами и государством в лице Правительства РФ или его уполномоченных органов. Соглашения о разделе продукции регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», который регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

В соответствии со ст. 2 Закона соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Анализ данного определения позволяет выделить особенности соглашения о разделе продукции. Прежде всего, объектом соглашения являются исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья. Права могут предоставляться либо только на геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, либо только на их разведку и добычу, в том числе на использование отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (например, подземных резервуаров для хранения газа) и на некоторые другие работы. Но недра могут предоставляться в пользование и для геологического изучения и для добычи полезных ископаемых одновременно. Причем добыча может производиться как непосредственно по завершению геологического изучения, так и параллельно с ним. Такие права пользования называются совмещенными. Однако в любом случае в результате предоставления прав на пользование недрами в хозяйственный оборот включаются природные ресурсы.

Вместе с тем следует отметить, что правовой режим использования природных ресурсов, в том числе недр земли, существенно отличается от режима использования другого имущества. В большинстве стран мира недра, содержащие наиболее важные для экономики полезные ископаемые, принадлежат государству. Они неотчуждаемы и неотъемлемы, к ним не применимы сроки давности, на них не может быть обращено судебное взыскание. Эксплуатация недр, извлечение из них минерального сырья и другие виды использования являются монополией государства, т.е. его исключительным правом. В России статус недр в принципе аналогичен. Так, в соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В свою очередь ГК РФ в ст. 214 устанавливает, что природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. А ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» предусматривает, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Зарубежный опыт

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» не раскрывается понятие исключительных прав и не поясняется, к какому виду имущественных прав (вещно-правовому или обязательственному) они принадлежат. В некоторых зарубежных странах право пользования недрами именуется арендой недр, а аренда, как известно, относится к обязательственным правам. В других же странах нрава пользования недрами приравниваются к правам на недвижимое имущество. Вместе с гем, несмотря на различия в трактовке исключительных прав, зарубежное законодательство и мировая практика недропользования свидетельствуют о том, что предоставление исключительных прав предполагает обязанность государства на срок действия таких прав воздерживаться от какой-либо деятельности на предоставленном инвестору участке недр, а также не допускать такой деятельности со стороны третьих лиц. Но исключительные права распространяются только на те минералы, которые указаны в инвестиционном соглашении. Поиск, разведка, добыча других ископаемых, залегающих в недрах предоставленного инвестору участка, могут стать объектом новых исключительных или обычных прав для самого государства или третьих лиц при условии, что осуществление новых прав не создаст помех в деятельности первоначального инвестора, осуществляемой на участке недр, указанном в инвестиционном соглашении.

При этом Закон РФ «О недрах» в ст. 7 определяет участок недр как геометризированный блок недр, предоставленный пользователю в виде горного отвода. Это участок земной поверхности, ограниченный определенными географическими или иными координатами. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Однако в пользование на условиях раздела продукции может быть предоставлен только участок недр, входящий в перечень, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции».

Следующая существенная особенность соглашения о разделе продукции – особый субъектный состав: с одной стороны – частные инвесторы, с другой – государство. В качестве инвесторов в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» могут выступать юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения (ст. 3 Закона). При этом следует отметить, что Закон несколько по-иному трактует понятие инвесторов по сравнению с общим инвестиционным законодательством. Во-первых, в ст. 3 Закона ничего не говорится о том, что соглашения о разделе продукции могут заключаться с международными организациями и иностранными государствами, которые являются иностранными инвесторами по Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Кроме того, Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает еще одну специфическую категорию инвесторов – создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не обладающие статусом юридического лица объединения юридических лиц. В зарубежной практике такие объединения получили название консорциумов.

Консорциум – чрезвычайно распространенная форма объединения инвесторов в сфере недропользования, особенно в случаях реализации очень крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой и горнорудной промышленности. Хотя консорциум не является юридическим лицом, в отношениях с государством он выступает как единый, групповой инвестор – обладатель исключительных прав пользования участком недр. В нашей стране в настоящее время отношения двух или нескольких лиц, соединивших свои вклады и совместно действующих без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели, регулируются нормами гл. 55 ГК РФ о простом товариществе.

Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению [1] . Согласие государства необходимо, поскольку в такой ситуации одновременно происходят переход прав кредитора к другому лицу и перевод долга на это же лицо. А в соответствии со ст. 391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. В связи с тем, что права и обязанности могут быть переданы только лицу, располагающему достаточными ресурсами и опытом, государственный орган, рассматривающий этот вопрос, должен тщательно изучить информацию о потенциальном инвесторе, а также выяснить причины и обстоятельства, побудившие инвестора пойти на уступку прав пользования по сделке.

Читайте так же:  Элементы налог на добычу полезных ископаемых

Права кредитора по обязательству могут перейти к другому лицу не только по сделке в порядке уступки требования предшествующим кредитором, но и в силу закона либо при наличии указанных в законе обстоятельств. К таким обстоятельствам ст. 387 ГК РФ относит универсальное правопреемство в правах кредитора. Данные обстоятельства имеют место при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования, выделения или разделения. Именно эти случаи перехода прав пользования недрами и переоформления действующей лицензии закреплены в ст. 17.1 Закона РФ «О недрах». Далее эта же статья устанавливает, что право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

Современное российское законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о том, в каком качестве выступает государство в инвестиционном соглашении. Так, в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» получила воплощение концепция государства как равноправного участника гражданско-правовых отношений, впервые закрепленная в ст. 25 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., а в настоящее время подтвержденная положениями ст. 124–127 ГК РФ, в соответствии с которыми Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования стали участвовать в гражданском обороте на общих основаниях, принимать на себя имущественные обязательства и нести по ним ответственность.

Однако в то же время в российском законодательстве существует иная концепция, которая основывается на представлении, что в сфере недропользования государство не может передавать права пользования частным лицам, а поскольку такие права имеют исключительно государственную принадлежность и монопольное происхождение, они не могут предоставляться на договорной основе. Поэтому отношения государства с пользователями строятся по вертикали и являются административно-распорядительными.

Вторая концепция воплощена в Законе РФ «О недрах». Несмотря на то что постепенно с 1995 г. административно-правовая основа этого Закона несколько смягчалась за счет признания возможности существования договорных отношений в сфере недропользования и прямого включения в текст Закона отдельных гражданско-правовых положений (например, о лицензионном договоре, о праве недропользователя обжаловать в некоторых случаях решения государственных органов), в целом концепция Закона осталась неизменной. В частности, Закон предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая по существу является документом, не подлежащим обсуждению.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Законом. Следовательно, воля сторон в соглашении ограничивается условиями лицензии, поскольку Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» определяет, что лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении.

В настоящее время условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству РФ. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»), т.е. именно соглашение признается основной формой осуществления прав недропользования. Этот же подход закреплен теперь и в Законе РФ «О недрах»: лицензия удостоверяет право пользования участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами (ч. 2 ст. 11). Иными словами, лицензия является документом, как бы подчиненным условиям соглашения о разделе продукции, так как он должна соответствовать соглашению.

Научная дискуссия

Неопределенность правового положения государства как стороны инвестиционного соглашения влечет за собой неоднозначность в определении правовой природы такого соглашения. В литературе существует точка зрения, согласно которой инвестиционное соглашение следует квалифицировать как гражданский договор. Так, по мнению Н. Н. Вознесенской, государство вступает в гражданско-правовые отношения как равноправный партнер субъектов частного нрава, не проявляя при этом своих властных полномочий. «Обычно там, где государство – субъект частного права, оно не является органом властвования» [2] .

Безусловно, основу данного соглашения составляют нормы гражданского права. Однако отождествлять его полностью с обычными гражданско-правовыми договорами было бы неправильно. В частности, в нем предусматриваются условия, касающиеся публичных прав, которые не могут быть включены в обычные договоры (например, о льготах в области налогообложения, о гарантиях стабильности правового режима и др.). Но административные акты нельзя сводить лишь к односторонним административным сделкам. Так, по мнению М. И. Кулагина «в настоящее время договорная форма широко используется не только в области частного права, но и. в сфере публичного права. Договор давно уже перестал быть монополией гражданского права» [3] .

Наиболее точный ответ на вопрос о правовой природе инвестиционных соглашений между государством и инвестором дает Н. Н. Вознесенская: «При заключении соглашения с иностранным инвестором государство-реципиент выступает и как орган властвования, и как субъект частного права, однако, это происходит не одновременно и не по одной линии правовых связей. Выдавая разрешение иностранному инвестору, государство в лице своих органов властвования совершает административный акт. Заключая на основе этого акта инвестиционное соглашение, оно выступает уже как субъект частного права, являясь стороной гражданско-правовых отношений. Соглашение предполагает равенство сторон. При таких разных субъектах, какими являются суверенные государства, с одной стороны, и частная фирма – с другой, равенство возможно в том случае, если государство устанавливает для себя определенные рамки применительно к данным взаимоотношениям. Оно как бы приравнивает себя по характеру прав и обязанностей к конкретному контрагенту. Выступая партнером частного капитала, государство не может принять на себя больше прав или обязанностей, чем установлено соглашением. Если же возникает вопрос, который выходит за установленные гражданско-правовые рамки, он будет решаться государством, но уже не как стороной в договоре, а как органом властвования» [4] . Таким образом, инвестиционное соглашение иностранного инвестора с государством в лице его органов обладает одновременно чертами публично-правового акта и гражданско-правового договора, что позволяет признать его хозяйственным (предпринимательским) договором, на основе которого возникают хозяйственно-управленческие обязательства. Этого же мнения придерживается и С. А. Сосна; «Положение о том, что инвестор осуществляет поиск, разведку и добычу минерального сырья, а также проведение связанных с этим работ за свой счет и на свой риск, является одним из ключевых условий соглашений о разделе продукции. Рисковый характер соглашения и намерение сторон получить прибыль от пользования недрами делают соглашение типичным предпринимательским договором, хотя риск несет только одна сторона. Государство как другая сторона в соглашении никаких расходов и рисков не несет (если на этот счет у сторон нет иных договоренностей)» [5] .

К существенным особенностям инвестиционных соглашений о разделе продукции можно отнести порядок их заключения. В соответствии с общим правилом, изложенным в п. 1 ст. 6 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», такое соглашение заключается с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, которой осуществляется разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования.

Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством РФ, относительно участков недр местного значения – органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, относительно остальных участков недр – федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона. В состав конкурсных или аукционных комиссий, создаваемых федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

В случае если объявленный конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.

Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов. Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте не менее чем за 90 дней до дня проведения конкурса на право пользования участками недр или не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр.

Порядок и условия проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недр для заключения соглашения о разделе продукции определяются в соответствии с законодательством РФ (ст. 13.1 Закона РФ «О недрах»).

Ранее в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» содержались исключения из правила о проведении аукциона или торгов для заключения договора. Сейчас же они исключены. Эта позиция законодателя представляется правильной, поскольку конкурсно-аукционный порядок определения инвестора на данный момент является наиболее справедливым и демократичным. Хотя злоупотребления не исключены, но они поставлены вне закона. Определенные сомнения вызывала возможность заключения соглашения с единственным участником аукциона или конкурса, по сейчас она также исключена из закона. Кроме того, поскольку на аукционе стартовые цены обычно бывают минимальными, вызывает недоумение предоставление возможности заключения соглашения с единственным участником аукциона «на условиях аукциона», т.е. по самой низкой цене.

Итак, состояние российского законодательства о соглашениях о разделе продукции, а в широком смысле – о договорных отношениях государства с иностранными инвесторами – характеризуется наличием ряда проблем, решение которых будет непосредственно влиять на выход нашей страны из экономического кризиса.

  • [1] Аналогично решался этот вопрос и в государственных концессиях 1920– 1930-х гг.: передача концессии осуществлялась только с согласия правительства.
  • [2]Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. М.: Наука. 1975. С. 55.
  • [3]Кулагин М. И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами. Политические и правовые системы стран Азии, Африки. М.: УДН, 1983. С. 83.
  • [4]Вознесенская Н. Н. Совместные предприятия как форма международного экономического сотрудничества. М.: Наука, 1989. С. 85.
  • [5]Сосна С. А. Комментарий к Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции». М.; Юристъ, 1997. С. 35–36.