Что такое ходатайство святых

Ходатайство святых за верующих, живущих на земле,
и молитвенное призывание их в Церкви земной

Снятые люди, отшедшие из земной жизни, не остаются безучастными к судьбам оставшихся на земле. Они содействуют членам Церкви земной в достижении ими спасения. Восточные Патриархи, указывая на веру в Иисуса Христа как единственного Ходатая пред Богом, продолжают так: «Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему, а более всех Пренепорочная матерь Божественного Слова, также святые ангелы, хранители наши, апостолы, пророки, мученики, праведные и, все, которых Он прославил, как верных Своих, служителей, к коим причисляем архиереев, иереев, как предстоящих Святому жертвеннику, и праведных мужей, известных своею добродетелью» (8 чел.).

Верование в молитвенное предстательство скончавшихся праведников за живущих на земле существовало еще в Церкви ветхозаветной. Так, в книге пр. Иеремии передаются слова Самого Бога: «аще станут Моисей и Самуил пред лицам Моим, несть душа к людям сим» (Иер. 15, 1). Во 2 кн. Макк. упоминается о молитве умерших праведников первосв. Опии и пророка Иеремии — за народ иудейский (2 Мак. 15, 12, 14).

В Новом Завете истина о молитвенном предстательстве святых за церковь земную наиболее ясно засвидетельствована св. Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Он удостоился видеть, как «ангел ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату: и даны быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святих всех на олтарь златый, сущий пред престолам. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Ап. 8, 3, 4). В другом месте он же говорит о видении 24 старцев, приносящих Богу молитвы святых.

Вера в молитвы святых за церковь земную оправдывается и соображениями о смысле и духе христианской религии.

Святые, полные любви к земным братьям, переносят эту любовь и в загробную жизнь, ибо «любы николиже отпадет» (1 Кор. 13, 8). И если они молились за близких им по духу на земле, то эта молитва не прекращается и на небе. Святые — это те, кто уподобился Христу в духе веры и любви. А так как Он есть наш постоянный Ходатай ко Отцу, то и уподобляющиеся Ему праведники не могут не быть предстателями о нас пред престолом Божиим: иначе они не имели бы в себе духа Христова, не были бы подобны Спасителю.

Верование Церкви в ходатайство пред Богом святых и в их готовность оказать помощь членам Церкви земной служит основанием для живущих на земле к тому, чтобы призывать святых в молитвах. Призывают их, конечно, не как существа, обладающие собственною властию совершить что-либо, а как близких Богу, как друзей Божиих, как ходатаев пред Ним, которые своим предстательством могут усиливать значение наших молитв пред Богом. Такое призывание святых, являясь одною из форм общения в духе любви, может быть только благоугодно Богу. Это подтверждается Св. Писанием.

Так, Сам Бог повелел некогда Авимелеху, царю Герарскому, просить Авраама помолиться об избавлении его от гибели за жену Авраамову Сарру (Быт. 20, 7-19). Согрешившие друзья Иова по повелению Божию должны были просить молитв за себя у этого праведника, чтобы избегнуть наказания Божия и грехи их были прощены ради Иова (Иов. 42, 8-9). Здесь и другие места в Ветхом Завете, свидетельствующие о том же.

В Новом Завете эта истина раскрывается еще яснее и в нем постоянно внушается, чтобы христиане молились друг за друга. Апостол Иаков говорит: «молитеся друг за друга: много бо может молитва праведного споспешествуема» и в доказательство приводит пример силы молитвы прор. Илии (Иак. 5, 16-18). Апостол Павел сам молился о верующих и к ним обращался с просьбою о молитве. «Молю вы, братие, Господем нашим Иисусом Христом и любовию духа, споспешествуйте в молитвах о мне к Богу» (Рим. 16, 30), или «братие, молитеся о нас» (1 Сол. 5, 25). Здесь говорится об обращении к молитвам святых, когда они на земле. Но естествен вывод о том, чтобы обращаться с молитвою к отшедшим к Богу праведникам. Там их предстательство пред Богом за людей может быть только сильнее, чище и действеннее.

Нельзя сомневаться в том, что святые по отшествии своем на небо могут слышать наши молитвы, знать наши нужды и исполнять наши просьбы. Если во время земной жизни многие из святых обладали даром прозорливости и высшего ведения, то тем более после смерти, предстоя престолу Божию, они имеют этот высокий дар и знают, что делается на земле.

Евангельские данные, в частности, притча о богатом и Лазаре, беседа Моисея и Илии на Фаворе и другие данные Нового Завета свидетельствуют, что это так и есть.

Практика Церкви свидетельствует, что начиная со времен апостольских, она всегда обращалась с молитвами и к святым. Об этом говорят чинопоследования древних литургий (напр. литургии ап. Иакова) и нынешних литургий.

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО

ПРАВОСЛАВИЕ.ИНФО
миссионерский журнал о православной вере

Верование Церкви в ходатайство святых есть несомненная истина

I. Ныне у нас праздник перенесения мощей святителя Христова и чудотворца Николая из ликийскаго города Мир, находящагося в Малой Азии, в апулийский город Бар, область южной Италии.

Святитель Христов Николай скончался в ликийском городе Мирах 6-го декабря 342 г., и его тело с честию погребено было в соборном Мирликийском храме, в котором он приносил безкровную жертву и свои молитвы о спасении своем и своей паствы. Честныя мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. турки-магометане, при нападении на малоазийския области Греции, овладели Ликиею, город Миры раззорили, и христиане мирликийские свое дорогое сокровище – мощи угодника Божия Николая принуждены были сокрыть под землею. Но вот, по воле Господней, святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в апулийском городе Бар, и говорит ему: «ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мои мощи из Мир-ликийских и перенесли в здешний город». Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священннками отправили их на кораблях в Миры-ликийския. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами святителя, наполненный благоухающим Миром; они безпрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир-ликийских в обратное плавание в 11-й день апреля, и благополучно возвратились в город Бар 9-го мая 1087 года. Жители города с радостию встретили мощи святителя Николая и перенеслн их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные баряне построили во имя святителя угодника Божия Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мира, также 9-го мая, с честию и торжеством, в новом серебряном, позлащеном гробе, перенесли их из храма Предтечева в новосозданный храм, и положили в святом алтаре, где оне и доныне почивают.

II. Святитель Христов Николай имел престол свой в Мирах, тело свое переселил в город Бар, а душею пребывает на небесах. Но он всегда был и теперь близок ко всем с верою призывающим его: пастыри и учители могут обрести в нем добраго наставника, больные – врача, в бедах находящиеся – избавителя, грешные – молитвенника пред Богом, нищие – сокровище, скорбящие – утешение, путешествующие – спутника, на море плавающие – правителя. От того то везде ныне добрые христиане молятся ему и прославляют его.

Почему же он есть скорый и сильный помощник для призывающих его христиан? Потому, что его любит Господь как великаго праведника; а праведникам Своим, за их святую жизнь, Он подает великую благодать, оживотворяет их Своим Духом, Который просвещает их и открывает им Божия дела. От того, по Господней благодати и откровению, святые слышат наши молитвы, знают наши нужды, за всех молятся Богу, и всем помогают. А в Божием Писании говорится: «много может молитва праведнаго споспешествуема» (Иак.5: 16). Много помогает людям и святитель Николай, и его преславных чудес невозможно исчислить.

В честь празднуемаго ныне святителя, великаго заступника нашего пред Богом, а вместе и для большаго укрепления нашей веры в ходатайство за нас свв. небожителей побеседуем ныне «о веровании св. церкви в ходатайство за нас святых».

Те, кои не верят ходатайству за нас святых угодников Божиих, разсуждают так: чтобы святые могли ходатайствовать за нас пред Богом и подать нам потребную помощь, для сего они должны иметь общение с нами и знать все наши нужды; но какое может быть общение между ними и нами, жителями двух различных миров? Как они могут знать все наши нужды, не быв всеведущи и вездесущи? Да и для чего их ходатайство за нас, когда преблагий Бог Сам знает и делает все, что нужно для нашего блага? Вот что говорят неверующие в ходатайство святых.

а) Согласны, что праведники, окончившие земное поприще, обитают ныне в другом мире, который мы, в отличие от нашего, называем горним и духовным. Но между духовным и нашим миром, как между различными областями единаго царства, необходимо должно быть общение. В мире Божием, как в стройном здании премудраго художника, ни в чем нет разрыва, но во всем удивительная связь. Посмотрите на то, что мы ясно можем видеть телесными очами, – посмотрите на землю, наполненную различными тварями, взгляните на небо, усеянное множеством светящих тел, называемых звездами; земныя творения, отличаясь одни от других видом и качествами, составляют как бы особенныя царства природы, а небесныя тела, по своему объему и положению во вселенной, образуют как бы отдельные миры; но кто хотя несколько сведущ в естественных науках, тот знает, что эти царства и миры, при всей видимой их отдельности, находятся в тесной связи между собою и взаимно действуют друг на друга. Не должно ли после сего допустить, что и духовный мир находится в некоем общении с нашим, а жители его, т.-е. ангелы и праведныя души, могут иметь влияние на нас?

Эту мысль, допускаемую здравым разумом, внушает и писание под символическим изображением лествицы, утвержденной от земли на небо, которую видел Иаков с восходившими и нисходившими по ней ангелами Божиими (Быт.28:12; сн. Ин.1:51); ее подтверждает и священная история, повествуя о многократных явлениях людям святых ангелов и усопших праведников (Быт.19:1. Ин.20:12. Жития святых). Поэтому, нам кажется, всякий здравомыслящий должен согласиться, что св. небожители имеют духовное общение с нами и могут оказывать нам помощь в нужных случаях, не только ходатайством за нас пред Богом, но и действием дарованной им благодатной силы.

Читайте так же:  Заместитель взятки

б) Правда, они не всеведущи и не вездесущи: но это не препятствует им знать наши нужды и оказывать нам потребную помощь. Наши нужды, как ни разнообразны по свому предмету, месту и времени, однако не так сокровенны, чтобы не могли видеть и понимать их духи и души праведных, одаренные таким дивным разумением, или лучше сказать ясновидением, что они, по свидетельству писания, могут зреть даже Невидимаго (1Ин.3:2. Мф.5:8). Итак, можно ли думать, чтобы такие духи, а равно и праведныя души, не могли знать нужд наших и во время оказать нам свою помощь? История и слово Божие свидетельствуют, что сии души, обитая еще в дольнем – земном мире, находясь в теле, как в темнице, и на все взирая сквозь тусклыя оконца чувств, нередко дивно прозирали духовным своим оком, – проникали в сокровенныя мысли людей, видели отдаленнейшее и созерцали имеющее последовать в веках грядущих (Деян.5:3–4. Цар. 5, 21–26. 6. 8–12. Дан.7:1–27). Поэтому судите, не с большим ли удобством оне могут знать о земном, отрешившись от тела и вознесшись на небо. С высоты и без плотяной завесы на очах, лучше можно видеть, что происходит внизу – на земле. А если бы св. небожители почему-либо не могли знать об этом силою собственнаго разумения, или духовнаго видения, то почему не допустить, что они узнают о нашем положении таким же образом, каким мы получаем сведение о разных предметах из дальней стороны? Почему, говорим, не допустить, что они узнают о нашем положении чрез небесных вестников – чрез тех ангелов, которые, по свидетельству писания, посылаются на землю «в служение за хотящих наследовати спасение» (Евр.1:14), и «приносят» на небо «молитвы святых» (Тов.12:15).

в) Но для чего, говорят, прибетать к ходатайству святых, когда преблагий Бог Сам знает и делает все, что нужно для нашего блага? О, если судить так, то нам не толъко не нужно прибегать к ходатайству святых, но не должно молиться и Самому Богу: «весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф.6:8). Между тем Спаситель говорит: «просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам» (Мф.7:7). А св. апостол заповедует нам «молиться друг за друга», при том уверяет, что «много может» усердная «молитва праведнаго» (Иак.5:16). Значит, молитвы наши к Богу и святым Его при всей Его благости, готовой удовлетворять всем нашим нуждам, не только не излишни, но, напротив, весьма нужны и полезны.

Чтобы эта истина была понятнее для вас, братия, припомните, что Бог наш сколько благ и милосерд, столько же правосуден и премудр. По благости Своей Он готов даровать нам все нужное, и действительно многое дарует «прежде прошения»нашего (Рим.10:20–21); по правосудию Своему Он благоволит являть помощь Свою тем, которые достойны ея и усердно просят Его о ней, как дети – Отца, выражая пред Ним чрез это и бедность свою, заслуживающую Его сострадания, и зависимость свою от Его воли, и надежду свою на Его благость; почему апостол говорит, что многие и многаго не получают от Бога потому только, что не просят Его как должно (Иак.4:3). Впрочем, если мы будем видеть в Боге одну только благость Его, и тогда не должны думать, чтобы ходатайство святых Его было излишне и безполезно для нас. И подлинно, если Бог так благ и милостив, что по одному милосердию Своему, без всякаго прошения нашего, готов удовлетворять нуждам нашим: то не паче ли Он будет милосердствовать и благотворить нам, когда Его благость будет еще возбуждаться усердными молитвами, не только нашими, но и святых Его, – святых, которых Он называет возлюбленными Своими друзьями и чадами (Ин.1:12; 15, 14)?

III. Итак, будем, братия, прибегать к святым с молитвами нашими без всякаго сомнения и с полною верою в действительность ходатайства их за нас пред Господом.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. Поучение 4-ое

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР В БАР-ГРАД

Что такое ходатайство святых

3.1.3.2. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле

Отрицание практики молитвенного призывания святых было бы оправдано, если бы святые были полностью изолированы от своих собратий на земле, не были посвящены в события земной истории. Однако Священное Писание не дает оснований для таких предположений.

О предстательстве святых за живущих на земле в Библии говорится как о чем-то вполне естественном:

Иуда Маккавей видел во сне, как бывший иудейский первосвященник Ония,

Ап. Петр обещал не оставлять своего попечения об учениках после смерти:

Очевидно, слова эти следует понимать в том смысле, что апостол не перестанет заботиться о своих учениках и после своей смерти.

Святые не только предстательствуют о нас на небесах, но также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним

После крестной смерти Господа Иисуса Христа

«Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную» [ 410 ].

Нередко святые чудодействуют через некоторые земные посредства. Так, через платки и опоясания ап. Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие (Деян. 19, 12).

«По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение» [ 411 ].

Примером такого действия может служить воскресение мертвого от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13, 21).

Что такое ходатайство святых

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 557 710
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 498 330

§ 129. Необходимость принадлежать к церкви для спасения

Совершитель дела нашего спасения Господь И. Христос основал Свою церковь, чтобы через нее люди могли усвоять плоды искупления, и потому сделал ее сокровищницей истины и благодати и вообще всех даров, нужных для спасения. Отсюда <стр. 76>следует, что необходимо принадлежать к церкви для спасения. Частнее эта необходимость открывается из следующего.

Откровение учит, несть иного имене под небесем, даннаго в человецех, ο Нем же подобает спастися нам, кроме имени Богочеловека, нашего Искупителя (Деян 4, 12). Он есть путь и истина и живот (Ин 14, 6). Только через Него, через соединение с Ним возможно и совершается и воссоединение человека с Богом (Ин 15, 1–7; 2 Пет 1, 4; Еф 2, 18, 22), а, следовательно, и самое спасение, ибо вне единения с Богом нет и не может быть жизни и спасения. Но вне церкви Христос пребывает как Владыка и Промыслитель твари, но только в церкви Он является для нас Искупителем, Посредником воссоединения людей с Богом и полнотою всяких благ, ибо церковь есть тело Его, а Он — ее глава. Поэтому только в церкви осуществимо соединение с Христом и через это участие в благах искупления. В церкви сосредоточены и нужные средства для соединения со Христом. Ей дарованы вся божественные силы к животу и благочестию. В ней живет Дух Божий, вся действуяй и всех соединяющий со Христом, а через Христа приводящий к Отцу. В ней сохраняется и возвещается подлинное и чистое учение Христово, вследствие чего лишь в церкви возможна правая спасающая вера во Христа, ведущая к соединению со Христом и Богом, в ней истинные таинства, через которые низводится на верующих Дух Святый, в ней истинное руководство к спасению. Вне же церкви человек предоставлен собственным силам, или лучше, собственной немощи в искании Бога и Христа Его.

Если так необходимо принадлежать к церкви для спасения, то отсюда понятно, что все отступники от церкви сами себя лишают надежды на спасение. Аще кто преслушает церковь, буди тебе яко же язычник и мытарь, учил Спаситель (Мф 18, 17). Апостолы называют тех, которые проповедуют противное церкви учение и тем отсекают себя от церкви (Гал 1, 8 — 9), учителями лживыми, иже вносят ереси погибели…, приводяще себе скору погибель (2 Пет 2, 1), прель<стр. 77>стителями, им же мрак тьмы во веки блюдется (Иуд 13), людьми самоосужденными (Тит 3, 11). Тем более не могут иметь надежды на спасение те, которые совершенно отверглись от христианства, сделались язычниками, попрали Сына Божия, скверну возмнили кровь заветную еюже освятились, и укорили Духа благодати (Евр 10, 29).

Но кроме отпавших от церкви по собственной вине и сознательно, немало людей, которые были и находятся вне церкви, по-видимому, не по собственной вине, каковы многие из языческих народов, не слышавшие проповеди ο Христе, иноверцы, от дней рождения, с родителями пребывающие вне истинной церкви и не имевшие возможности, как должно, ознакомиться с православной церковью, младенцы, умершие некрещеными. Что ожидает таковых? На вопрос ο судьбе их можно лишь сказать: суды Господни неисповедимы и лишь Всеведущему ведомо последнее определение участи всех людей. Нам же открыто следующее: Бог есть Спаситель всем человеком, паче же верным (1 Тим 4, 10). Он хочет всем человеком спастись и в разум истины приити (2, 4). Он есть Бог не иудеев только, но и язычников (Рим 29–30); у Него нет лицеприятия и во всяком языце бойся Его и делаяй правду приятен Ему есть (Деян 10, 34–35; сн. Рим 10, 6–15). Он воздаст коемуждо по делом Его. Позволительно предположить, что Бог Ему одному ведомыми путями может приобщить достойных из всякого народа и племени к свету евангелия и благам искупления в загробной жизни, подобно тому, как Христос Своим сошествием во ад и проповедью там приобщил к благам искупления души людей, умерших до Его пришествия.

§ 130. Союз между церковью Земной и Небесной

Церковь Христова в обширном смысле обнимает небо и землю. К церкви Христовой в этом смысле принадлежат не только живущие на земле христиане, но и переселившиеся в иной мир, ибо это изменение состояния ощутительно только в глазах наших, а Господь Бог несть Бог мертвых, но живых: <стр. 78>вcu бо Тому живи суть (Лк 20, 38). Если же верующие во Христа — и живые и умершие под главенством Христовым объединяются во одно царство Христово, составляют единое тело, то должно быть взаимное общение между членами этого таинственного тела, общение веры и любви, взаимная помощь и сослужение спасению. Един ο другом пекутся уди, говорит апостол ο членах тела Христова, по аналогии с взаимоотношением членов человеческого тела. И аще страждет един уд, с ним страждут вси уди; аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди (1 Кор 12, 26). И такое общение между торжествующим на небесах с ангелами собором праведников и членами церкви Земной действительно есть. Оно состоит в следующем: святые церкви Небесной, торжествующей, вместе с ангелами, молитвенно ходатайствуют пред Богом за членом церкви Земной и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на верующих, живущих на земле, а верующие члены церкви Земной, воинствующей, тех из усопших своих сочленов, которые удостоены Самим Богом прославления на небе, призывают в своих молитвах на помощь, почитают (религиозно) и их самих и их останки (мощи) и изображения, а за тех, которые переходят в иную жизнь с верою в достижение блаженного состояния, но не прославлены Богом, умоляют Господа и Владыку об отпущении им грехов и упокоении их в блаженных обителях Отца небесного.

Читайте так же:  Какие льготы имеют пенсионеры стоит знать каждому в москве

§ 131. Ходатайство святых за верующих, живущих на земле, и молитвенное призывание их в церкви Земной

I. Святые люди, отшедшие из настоящей жизни и удостоившиеся небесного прославления, вместе с ангелами Божиими и единым ходатаем — И. Христом, содействуют членам церкви Земной достигать спасения, — в особенности тем, что ходатайствуют за них в своих молитвах и прошениях к Искупителю и Богу. Особенную силу и действенность имеет ходатайство Божией Матери по великой и исключительной близости Ее к Сыну. Но и все святые, как други Божии и Христовы, <стр. 79>сильны пред Богом в своем молитвенном ходатайстве за других и имеют от Бога благодатную силу и возможность помогать нам как в духовных нуждах наших, так и в нуждах и бедствиях жизни внешней, вообще споспешествовать нашему спасению (Посл. вост. патр. 8 чл.). Православная церковь при этом верует, что святые в блаженном состоянии возносят молитвы не только за церковь Земную вообще, или что вообще соединяют свои молитвы к Богу с молитвами членов церкви Земной (это признают и лютеране, отвергающие молитвы святых за того или другого члена в частности), но что в них члены церкви Земной имеют ходатаев и по разным частным и личным нуждам.

Верование в молитвенное предстательство скончавшихся праведников за живущих на земле существовало еще в церкви Ветхозаветной. Так, Сам Бог, положивший предать бедствиям нераскаянный народ Свой, говорил пр. Иеремии: аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людям сим (Иер. 15, 1). Этими словами Господь показал, что при других обстоятельствах Моисей и Самуил, уже умершие тогда, могли бы ходатайствовать пред Ним ο Его народе, и их ходатайство могло бы быть Им услышано. В одной из книг Ветхого Завета (правда, не канонической) приводится и случай такого ходатайства пред Богом праведника за грешника: Иуда Маккавей, перед вступлением в битву с Никанором, видел в сновидении бывшего первосвященника Онию и пр. Иеремию, умерших, молящихся за народ иудейский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал; «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония открыл: сей есть братолюбец, иже много молится ο людех, и ο святом граде, Иеремия, Божий пророк (2 Мак 15, 12, 14).

§ 131. Ходатайство святых за верующих, живущих на земле, и молитвенное призывание их в церкви Земной

§ 131. Ходатайство святых за верующих, живущих на земле, и молитвенное призывание их в церкви Земной

I. Святые люди, отшедшие из настоящей жизни и удостоившиеся небесного прославления, вместе с ангелами Божиими и единым ходатаем — И. Христом, содействуют членам церкви Земной достигать спасения, — в особенности тем, что ходатайствуют за них в своих молитвах и прошениях к Искупителю и Богу. Особенную силу и действенность имеет ходатайство Божией Матери по великой и исключительной близости Ее к Сыну. Но и все святые, как други Божии и Христовы, <стр. 79>сильны пред Богом в своем молитвенном ходатайстве за других и имеют от Бога благодатную силу и возможность помогать нам как в духовных нуждах наших, так и в нуждах и бедствиях жизни внешней, вообще споспешествовать нашему спасению (Посл. вост. патр. 8 чл.). Православная церковь при этом верует, что святые в блаженном состоянии возносят молитвы не только за церковь Земную вообще, или что вообще соединяют свои молитвы к Богу с молитвами членов церкви Земной (это признают и лютеране, отвергающие молитвы святых за того или другого члена в частности), но что в них члены церкви Земной имеют ходатаев и по разным частным и личным нуждам.

Верование в молитвенное предстательство скончавшихся праведников за живущих на земле существовало еще в церкви Ветхозаветной. Так, Сам Бог, положивший предать бедствиям нераскаянный народ Свой, говорил пр. Иеремии: аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людям сим (Иер. 15, 1). Этими словами Господь показал, что при других обстоятельствах Моисей и Самуил, уже умершие тогда, могли бы ходатайствовать пред Ним ? Его народе, и их ходатайство могло бы быть Им услышано. В одной из книг Ветхого Завета (правда, не канонической) приводится и случай такого ходатайства пред Богом праведника за грешника: Иуда Маккавей, перед вступлением в битву с Никанором, видел в сновидении бывшего первосвященника Онию и пр. Иеремию, умерших, молящихся за народ иудейский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал; «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония открыл: сей есть братолюбец, иже много молится ? людех, и ? святом граде, Иеремия, Божий пророк (2 Мак 15, 12, 14).

В Новом Завете ? молитвенном предстательстве за церковь Земную святых, сущих на небе, наиболее прямо засвидетельствовано тайнозрителем Иоанном. Он удостоился видеть, как двадесят и четыре старца падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы (чаша) златы, полны фимиама, иже <стр. 80>молитвы святых (Апок 5, 8). В другой раз он же видел, как прииде ангел и ста пред алтарем, имеяй кадильницу злату; и даны быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на алтарь златый, сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки ангела пред Бога (Апок 8, 3–4).

Убеждение в молитвенном предстательстве святых за церковь Земную оправдывается и предполагается и общим смыслом и духом откровенного учения.

Святые, движимые любовью, молились за других на земле и помогали своим ближним, чем могли. Эту любовь к земным братиям они переносят и в загробную жизнь, ибо любы николиже отпадает (1 Кор 13, 8); там любовь их к ближним становится еще чище и искреннее. Исполняемые этою любовью, они и в загробной жизни не могут не заботиться ? нас и не употреблять для нашего блага всего, что могут сделать, a первейшим средством для этого может служить молитвенное их ходатайство пред Богом за своих земных собратий. И если они молились за них еще живя на земле, то не тем ли усерднее их молитва за тех же собратий на небе, где они, как други Божии и возлюбленные Богом, имеют от Бога еще большее дерзновение ходатайствовать за нас и молитва их еще действеннее? К тому же естественно должно располагать их и их блаженное состояние. В радостном состоянии мы обыкновенно стремимся разделить свою радость с другими: добрый в счастье по возможности старается благотворить и делать счастливыми других. Понятно, что и небожители, сами испытывая блаженство, при совершенной любви к нам, не могут не желать и не содействовать и нам сделаться участниками этого блаженства, и прежде всего, конечно, посредством молитвы ? избавлении нас от бедствий и скорбей, ? восстании от падений и спасении нашем.

II. Ходатайство пред Богом святых за членов церкви воинствующей и готовность и способность их помогать нам в наших нуждах служит основанием и побуждением для членов церкви Земной призывать святых в своих молитвах. При<стр. 81>зывать святых в молитвах должно, конечно, не вместо Бога и не как каких-либо богов, могущих собственной силой помогать людям в их нуждах, а как близких к Богу и сильных пред Ним предстателей и ходатаев наших, которые своим ходатайством за нас могут усиливать значение наших молитв перед Господом Богом и испрашивать нам потребные блага от Бога — единого Источника и Создателя всех даров и милостей тварям (Иак 1, 17). Писание и прямыми наставлениями и примерами научает обращаться к предстательству святых перед Богом.

Так, Бог повелел некогда Авимелеху просить Авраама помолиться об отвращении гибели его и его дома за жену Авраамову Сарру, и когда помолился Авраам, то не только миновала гибель дома Авимелеха, но и ниспослано было ему Божие благословение (Быт 20, 7–19). Согрешившие друзья Иова по повелению Божию должны были просить молитв за себя у этого праведника, чтобы не погибнуть, и грехи их прощены были ради Иова (Иов 42, 8–9). Иудеи, убежденные в действительности молитв праведников, в трудных обстоятельствах просили молитвенного заступничества праведников. Однажды, напр., находясь в опасности от иноплеменников, они просили пророка Самуила: «не переставай взывать ? нас ко Господу Богу нашему, чтобы Он спас нас от руки филистимлян», и пророк возопи ко Господу ? Израили и послуша его Господь (1 Цар 7, 8–10). Пр. Давид исповедует: благ Господь всем призывающим Его во истине, но особенно внимает прошениям праведных: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит (Пс 144, 18–19).

Новозаветное Писание также постоянно внушает молиться друг за друга. Ап. Иаков говорит: молитеся друг за друга…: много бо может молитва праведнаго поспешествуема, и в доказательство приводит пример силы молитвы пр. Илии (Иак 5, 16–18). Ап. Павел собственным примером показывал силу и важность молитвы друг за друга; сам молясь ? всех верующих (Еф 1, 16; 2 Сол 1, 11–12), и к ним он неоднократно обращался с просьбами: молю же вы, братие, <стр. 82>Господем нашим Иисус Христом и любовию духа, споспешествуйте ми в молитвах ? мне к Богу (Рим 15, 30), или: братие, молитеся ? нас (1 Сол 5, 25; сн. Еф 6, 18–19). Правда, здесь говорится об обращении к молитвам святых, пока они еще здесь на земле. Но если необходимо и спасительно обращение к праведникам, пока они на земле, то не тем ли более должно обращаться с молитвою к отшедшим и прославленным Богом святым, когда их предстательство пред Богом за людей может быть сильнее и они действительно предстательствуют?

Но могут ли святые на небе знать молитвы, нужды и состояния членов церкви Земной? Отрицать возможность такого чрезвычайного ведения нет достаточных оснований. Еще во время земной жизни угодники Божии обнаруживали особенный дар духовного ведения и прозрения. Так, напр., ап. Петр прозрел в сердце Анании (Деян 5, 3), пр. Елисей узнал ? поступке Гиезия (4 Цар 4, 19–25) и открывал царю израильскому тайные намерения двора ассирийского (6, 12). Если же во время земной жизни многие из святых обладали высоким даром прозорливости и высшего ведения, то тем более, совлекшись тела и предстоя престолу Божию, они имеют этот высокий дар и могут видеть и знать, что делается на земле, ибо на небе способности их, как и каждого человека, по слову апостола, развиваются и совершенствуются (1 Кор 13, 9–12). Находясь еще в смертном теле, святые проникали духом в мир горний, и одни из них видели сонм ангелов, как праотец Иаков (Быт 32, 1) и пр. Елисей (4 Цар 6, 17), другие удостаивались созерцать Самого Бога, как пр. Исаия (6, 1–5) и Иезекииль (2, 1–8), третьи восхищались до третьего неба и слышали там неизреченные глаголы, как ап. Павел (2 Кор 12, 2–6). Естественно думать, что по вступлении в жизнь загробную они имеют возможность, получив еще большее просвещение своих сил, обратно проникать с неба на землю, созерцать дела и события знакомого им мира земного и постигать происходящее между живущими на земле. Святые на небе находятся в ближайшем общении с ангелами, которые посылаются на землю <стр. 83>в служение за хотящих наследовати спасение (Евр 1, 14), приносят на небо молитвы святых (Тов 12, 15), сами молятся и радуются ? всяком обращающемся грешнике (Лк 15, 10). Почему не допустить, что святые могут узнавать ? наших положениях, ? наших нуждах и молитвах к ним и через этих небесных вестников? Наконец, и это самое главное, святые на небе предстоят вместе с ангелами престолу всеведающего Господа. Но «можно ли не знать (наши состояния и нужды) видящим Того, Кто видит и знает все?» — говорит св. Григорий Двоеслов. «Веруем и исповедуем, что ангелы и святые, которые соделались как бы ангелами (по словам Спасителя — равни суть ангелам — Лк 20, 36), при беспредельном свете Божием, видят наши нужды» (Посл. вост. патр. 8 чл.).

Читайте так же:  Заявление на увольнение образец в рб

Есть свидетельства ? том, что святые, живя на небе, действительно знают то, что совершается на земле. Так, в притче Спасителя ? богатом и Лазаре Авраам изображается знающим происходящее на земле, когда говорит богачу: братия твои имут Моисея и пророки, живших много спустя после Авраама, да послушают их (Лк 16, 29). Моисей и Илия, явившись к И. Христу во время Его преображения, беседовали с Ним об Его страданиях и смерти (Мф 17, 3), что показывает. что им было известно ? начавшемся на земле деле спасения людей воплощением Сына Божия (сн. Апок 6, 10–11).

III. Церковь Христова, начиная со времен апостольских, признавала несомненным молитвенное предстательство Богоматери и св. угодников Божиих за живущих на земле братий, а потому вместе с молитвами к Богу, как царю неба и земли и Подателю всех благ тварям, обращалась с молитвами и к святым (см. чины древних литургий). Против иконоборцев, обнаруживших отрицательное отношение ко всеобщему обычаю церкви призывать в молитвах святых, отцы VIII-го Вселенского Собора положили: «если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и под благодатью, досточестны пред Ним по душе и по телу, или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию, <стр. 84>анафема». Это верование Вселенской церкви неизменно содержимое как церковью православной, Восточной, так и римским католицизмом, сохраняется доныне и в отделившихся издревле от Вселенской церкви христианских обществах, как то: несторианском, абиссинском, коптском и армянском.

IV. Реформация XVI в. восстала против молитвенного призывания святых, так что отрицание протестантством этой истины составило одну из отличительных вероисповедных его особенностей. Протестантам казалось, что святые, призываемые в молитвах, как посредники между Богом и человеком, являлись бы заслоняющими непосредственные отношения верующих к своему Искупителю. Отвергнув на этом основании молитвенное призывание святых, одна часть последователей реформации, именно лютеране, отвергли только уместность и пользу наших молитв к святым ? их ходатайстве за нас пред Богом, но признают, что ангелы и святые молятся вообще за нас (Conf. aug. p. I, art. XXI; Apol. conf. ad. art. XXI), другие же реформаты отвергают и то и другое, т. е. не только уместность и пользу наших молитв к святым, но и ходатайство святых за нас (Gallic. conf. art. XXIV). Воззрения реформаторов XVI в. на призывание святых приняты и церковью Англиканской (XXII чл.). Тех же воззрений под влиянием протестантства держатся многие и из русских сектантов (духоборцы, молокане, штундисты).

Против молитвенного призывания святых возражают, что в Писании нет прямой заповеди ? призывании святых, отшедших из настоящей жизни. Правда, прямой заповеди об этом нет в Писании, но в нем указано, что обращение с молитвой к святым согласно с волею Божией, что они сами молятся за нас, что молитва праведника споспешествуема много может, а это достаточное основание, чтобы просить усопших святых ходатайствовать за нас перед Богом. Есть в св. Писании и пример для призывания святых, отшедших из настоящей жизни. Так, пр. Давид в молитве своей: Господи Боже Авраама, Исаака и Израиля, отец наших (1 Пар 29; 18: сн. Дан 3, 35; Пс 131, 10), воспоминает отшедших из настоящей <стр. 85>жизни, как и ныне православная церковь призывает Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами пречистые Его Матери и всех святых.

Указывают далее, что един ходатай Бога и человеков — Иисус Христос (1 Тим 2, 5; сн. 1 Ин 2, 1; Рим 8, 34; Евр 7, 22–25), а потому искать молитвенного ходатайства святых значит принижать достоинство ходатая И. Христа, предполагать Его ходатайство недостаточным. Но апостол, называя И. Христа единым ходатаем (. — посредник), тотчас же прибавляет: предавший Себя для искупления всех (ст. 6), т. е., что И. Христос есть единый и единственный ходатай в том смысле, что Он есть Искупитель рода человеческого от греха, проклятия и смерти; искупления не мог совершить ни человек, ни ангел. Но единство такого ходатая-посредника не исключает ходатайства святых пред Отцем небесным именем Того, Кто ходатайствует за всех кровью Своею, и пред ним Самим, подобно тому, как единство Отца небесного не исключает отцов земных, единство Христа, как наставника и учителя, — наставников и учителей земных.

Говорят, святые не всеведущи, не всемогущи и не вездесущи, следовательно, не могут ни знать молитв наших, произносимых в сердце, ни даровать нам просимое у них, ни быть во всех местах, где станут призывать их. Правда, всеведение, вездесущие и всемогущество — свойства Божии. Но знать происходящее на земле далеко еще не значит обладать всеведением; ангелы непрестанно служат нашему спасению и знают происходящее на земле, но всеведением не обладают. Точно также и святые угодники могут знать наши нужды и молитвы, не будучи сами всеведущими, от Всеведущего. Не обладают святые и всемогуществом, но могут исполнять наши прошения и подавать потребную помощь не сами по себе, но по воле Божией и силою божественной благодати, в них живущей, подобно тому, как и во время земной своей жизни они оказывали такую помощь ближним обитавшей в них силой Божией. Конечно, святые и не вездесущи, но по благодати Божией могут являться там, где это нужно. Случалось, что еще во время земной жизни <стр. 86>своей праведники, не стесняясь условиями пространства, чудесно являлись в местах, где нужно было их присутствие (Деян 8, 39–40; Дан 14, 36); тем более могут являться на помощь всюду святые прославленные, отрешившиеся от уз тела. Призывание святых, возражают далее, есть будто бы подражание язычникам, обращавшимся с молитвами вместо единого Бога к богам многим. Подобно тому, как язычники просили у одного своего бога хлеба, у другого — вина, у третьего — меду и т. д., так будто бы идолопоклонствуют и призывающие в молитвах святых и испрашивающие у одного святого благополучного плавания (св. Николая), у другого — исцеления болезней (у св. Пантелеймона и Антония), у третьего — избавления от нечаянной смерти (великомученицы Варвары) и т. д. Но приравнивать призывание святых к идолопоклонству значит утверждать явную несообразность. Языческие боги — мнимые боги, почему напрасны были и все обращения к ним язычников. Христианские же святые суть действительные существа, други Божии. Язычники просили благ у своих богов, как у самостоятельных владык и подателей благ, а христиане признают Творца и Промыслителя мира источником и подателем благ, святых же молят быть лишь нашими заступниками и предстателями пред Богом, которые своими посредствующими молитвами могут испросить Его божественную помощь для нас. Поэтому и в самых молитвах иначе выражаются воззвания к Богу, иначе к святым. Что же касается верования в особенную благодатную помощь известных святых и отсюда обычая испрашивать помощи свыше в одних случаях у одних святых, в других — у других, то и в этом нет ничего ни языческого, ни вообще предосудительного. В царстве растений различные травы имеют различную силу для исцеления различных недугов. И в царстве благодатном существует разделение дарований (1 Кор 12, 4–11). Это применимо и к примерам получения помощи Божией в одних случаях от одних святых, в других от иных. Можно полагать, что здесь действует тот закон благодатного царства, по которому и Сам Господь И. Христос пострада, Сам искушен быв, т. е. вошел в соприкосновение <стр. 87>с нашими искушениями, подвигами, страданиями, чтобы и искушаемым помощи (Евр 2, 18), подобно тому, как и по нашему опыту, пострадавший сам тем более глубоко сочувствует и сострадает страждущим, ревностно и постоянно упражнявшийся в известном подвиге или добродетели глубже сочувствует и состраждет другим в подобном же подвиге. Способствовали образованию верования в благодатную помощь одних святых в одних случаях, других — в иных, без сомнения, и сказания житий святых. Эти сказания располагали к усердной молитве с верой и любовью в известных случаях к известным святым, усердная молитва сопровождалась исполнением просимого через этого святого, что утверждало и утверждает и самую веру в различных святых, как помощников в известных нуждах.

He нужно, говорят еще, обращаться с молитвой к святым потому, что христиане могут возносить свои молитвы непосредственно к Богу, a И. Христос дал и образец молитвы («Отче наш»). Но обращение с молитвой к Богу не исключает уместности обращения к святым, чтобы и они молили ? нас Бога, ибо Бог более внемлет святым, чем тем, которые остаются в грехах, как не исключает молитва к Богу и вообще молитв друг за друга.