Банкротство страховых организации

Банкротство страховой компании

Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство страховой компании (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Банкротство страховой компании

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Банкротство страховой компании

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Банкротство страховой компании

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Банкротство страховых организаций: процедура и особенности

Банкротство страховых организаций регулируется ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ), где данному вопросу посвящен § 4 гл. IX. В нем установлены особенности процедуры банкротства страховых организаций, полномочия временной администрации, стадии банкротства и др. Правовое регулирование страховых организаций в РФ осуществляется также на основании положений Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В соответствии со ст.ст. 183.16, 184.2 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ под банкротством страховой организации понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:

  1. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения. В отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением страховой выплаты, принимается во внимание установленная ФЗ или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом обязанность по осуществлению страховой выплаты, а также выплаты части страховой премии в связи с досрочным прекращением договора страхования;
  2. не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
  3. стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  4. платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Процедура банкротства является крайней мерой в процессе ликвидации страховой организации. Для предотвращения банкротства ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ предусмотрена определенная процедура, которая включает в себя следующие этапы:

1. осуществление мер по предупреждению банкротства в соответствии со ст. 183.1 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. При этом сроки применения процедур для восстановления платежеспособности не могут превышать шесть месяцев с даты возникновения оснований для принятия таких мер. Кроме того, для введения мер по предупреждению банкротства необходимы основания, предусмотренные в ст. 183.2. ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. На данном этапе контрольный орган в течение тридцати рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности принимает решение о назначении временной администрации. Контрольный орган в указанный месячный срок проводит выездную проверку, по результатам проверки и анализа плана данный орган при наличии признаков банкротства подает заявление о признании страховой организации банкротом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2011г. № 270 функции контрольного органа в сфере страховой деятельности осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.

В отношении страховых организаций предусмотрены дополнительные основания применения мер по предупреждению банкротства:

  1. неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого нарушения нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, установленного контрольным органом;
  2. неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого нарушения установленных контрольным органом требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховой организации;
  3. отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности;
  4. приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
  5. ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.

2. В случае, если есть возможность предупреждения банкротства, временная администрация проводит ряд соответствующих действий. Цель создания временной администрации – это восстановление платежеспособности страховой организации. Деятельность этого органа урегулирована в ст.ст. 183.6-183.8, 183.10-183.15 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Максимальный срок деятельности временной администрации не может превышать девяти месяцев, общий срок – от трех до шести месяцев (п. 1 ст. 183.12 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Временная администрация проводит анализ финансового состояния страховой организации, результат которого представляет в установленный срок в контрольный орган. Последний принимает одно из следующих решений:

  • об обращении временной администрации в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом;
  • о проверке временной администрацией обеспечения исполнения обязательств страховой организации и последующей подготовке мер по предупреждению ее банкротства при поступлении в контрольный орган документов об обеспечении участниками организации или иными лицами исполнения обязательств организации.

3. Если восстановление платежеспособности страховой организации невозможно, то наступает процедура банкротства. Ее особенностью является то, что финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются в отношении страховых организаций. В установленных законом случаях наблюдение также не применяется (ст. 183.17 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

В соответствии со ст.ст. 183.19, 184.4 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ заявление о признании страховой организации банкротом может подаваться контрольным органом, временной администрацией, конкурсным кредитором, профессиональным объединением, а также лицами, указанными в ст. 7 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. При этом к заявлениям контрольного органа и временной администрации предъявляются требования, закрепленные в ст.ст. 183.20-183.22 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

4. В отношении судебного разбирательства по делу о банкротстве законом предусмотрен специальный срок рассмотрения данного дела судом, а именно четыре месяца со дня принятия арбитражным судом заявления о признании организации банкротом до вынесения решения, если дело возбуждается по заявлению временной администрации (ст. 183.24 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Что касается заявления требований кредиторов, то порядок действий установлен в ст. 183.26 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Так, в целях участия в деле о банкротстве организации кредиторы вправе заявить свои требования к организации:

  1. в ходе наблюдения в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения;
  2. в ходе конкурсного производства в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании организации банкротом.

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, финансовую организацию и арбитражному управляющему с приложением документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Далее рассмотрим непосредственно особенности процедуры банкротства страховой организации. Установленные ст. ст. 184.1 — 184.11 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ особые правила банкротства организаций-страховщиков призваны максимально обеспечить интересы страхователей, для чего предусмотрено приоритетное удовлетворение требований кредиторов, в роли которых выступают страхователи.

Первое, на что нужно обратить внимание, это наличие у страхователя права отказаться в одностороннем порядке от договора страхования в течение месяца с даты получения уведомления конкурсного управляющего о признании страховой организации банкротом. Это право предусмотрено в ст. 184.5 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Требования страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя по договорам страхования включаются в реестр требований кредиторов в порядке очередности по правилам ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Основными целями конкурсного производства являются формирование и реализация конкурсной массы с последующим как можно более полным удовлетворением требований кредиторов в соответствии с принципами очередности, соразмерности, пропорциональности. Для страхователя (выгодоприобретателя) конкурсное производство может иметь следующие последствия.

  1. Полное удовлетворение требования страхователя (выгодоприобретателя) в процессе конкурсного производства. В данном случае страхователь получает страховую выплату, рассчитанную на момент признания страховщика банкротом. Выгодоприобретатель получит страховую выплату, рассчитанную на момент страхового случая или признания должника банкротом (в зависимости от условий договора страхования). Если конкурсное производство продлится долго или в период сильной инфляции, страхователь несет на себе риск снижения реальной стоимости своих активов за счет инфляции.
  2. Частичное удовлетворение требования страхователя в результате конкурсного производства. В этом случае страхователь несет риск частичной потери номинальной стоимости активов, а также инфляционный риск.
  3. Отказ в удовлетворении требования страхователя в результате отсутствия средств. Как известно, при страховании жизни страховая компания принимает на себя не только страховой, но инвестиционный риск. Как отмечается специалистами, именно инвестиционные риски являются в России наиболее опасными. В нормальной ситуации страховая компания минимизирует инвестиционные риски за счет проведения взвешенной инвестиционной политики. В российских условиях это практически невозможно.

В ходе конкурсного производства производится продажа имущественного комплекса страховой организации, который включает в себя все виды имущества организации, в том числе страховой портфель. В свою очередь, страховой портфель – это договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом, а также активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством РФ, регулирующим страховую деятельность. При выявлении после определения состава страхового портфеля договоров страхования, обязательства по которым не переданы в составе страхового портфеля, обязательства по таким договорам не подлежат включению в состав страхового портфеля.

При этом покупателем имущественного комплекса может быть только страховая организация, имеющая лицензии контрольного органа на осуществление соответствующего вида деятельности (ст. 184.7 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Читайте так же:  Минимальная пенсия по возрасту в россии в 2019 году с 1 января

В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил на дату принятия указанного решения, прекращаются, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве. Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, прекратившимся по вышеизложенным основаниям, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, если иное не предусмотрено федеральным законом. Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты (ст. 185 Закона о банкротстве).

Погашение требований кредиторов основано на двух главных принципах: соразмерности и очередности. Принцип соразмерности сформулирован в п. 3 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Все требования кредиторов можно разделить на две большие группы: текущие (внеочередные) и очередные. При этом наибольший приоритет имеют текущие (внеочередные) требования, которые удовлетворяются за счет конкурсной массы «вне очереди» и к которым относятся денежные обязательства и обязательные платежи должника, возникшие после принятия заявления о признании его банкротом. Кредиторы по текущим обязательствам не приобретают статус лиц, участвующих в деле о банкротстве, их требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов, но в соответствии с п. 1 ст. 134 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ удовлетворяются за счет конкурсной массы. При этом в указанной группе требований также установлена очередность их удовлетворения.

Вторая основная группа требований кредиторов — это «очередные» требования, под которыми традиционно понимаются требования, вносимые в реестр кредиторов. Расчеты с «очередными» кредиторами осуществляются в соответствии с реестром требований кредиторов, составленного на основании предъявленных кредиторами требований, в порядке очередности, установленной п. 4 ст. 134 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ с особенностями, определенными ст. 184. 10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Отдельно нужно обратить внимание на особенности удовлетворения требований кредиторов страховой компании, предусмотренные ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Так, в составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока. К гарантиям страхователей можно отнести и то, что при принятии решения о признании страховой компании банкротом и об открытии конкурсного производства все заключенные компанией-банкротом договоры страхования, по которым не наступил страховой случай, прекращаются.

Вопрос о договорах страхования, заключенных с должником до признания его банкротом, решается следующим образом: последствия для исполнения договоров зависят от того, наступил ли страховой случай до принятия судом решения о банкротстве или нет.

В первом случае страхователи получают право требовать от конкурсного управляющего осуществления страховых выплат. По ст. 184.5 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым наступил страховой случай, сохраняют право требовать выплаты причитающейся им страховой суммы.

Если же страховой случай не наступил, то следует или считать соответствующие договоры прекратившимися. Если же в рамках конкурсного производства возникает вопрос о продаже имущественного комплекса, то данные договоры прекращенными не будут, а будет допущена продажа по ним прав и обязанностей (ст. 184.7 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ). При этом в соответствии с п. 6. ст. 184.9 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ страхователи или выгодоприобретатели по таким договорам имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплаты выкупных сумм.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В то же время заявления о включении требований в реестр кредиторов, поступившие после его закрытия, но до ликвидации должника, рассматриваются арбитражным судом и на основании его решения подлежат включению «за реестр». За реестр включаются также и требования уполномоченных органов, которые были заявлены после закрытия реестра кредиторов, требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления. Все указанные требования составляют некий отдельный список и подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения всех требований, включенных в реестр (п. 4 ст. 142 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ). При этом «зареестровые» требования удовлетворяются также в порядке очередности, аналогичной установленной в п. 4 ст. 134 и ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Необходимо отметить, что и требования кредиторов, которые поступили после ликвидации должника, должны приниматься к производству арбитражным судом, рассматриваться в судебном заседании с дальнейшим прекращением по ним производства на основании п. 5 ст. 150 АПК РФ.

Банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица и влечет прекращение его деятельности. После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника — страховой организации из государственного реестра юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению (ст. 149 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Одной из главных особенностей конкурсного производства в отношении страховых организаций является очередность удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с нормой ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ в составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока.

Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

  1. в первую очередь — требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования, связанные с возмещением сумм компенсационных выплат;
  2. во вторую очередь — требования застрахованных лиц или выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования;
  3. в третью очередь — требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда;
  4. в четвертую очередь — требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества;
  5. в пятую очередь — требования иных кредиторов, в том числе требования, связанные с возмещением расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования.

Анализируя законодательство о банкротстве страховых организаций, можно сделать вывод о том, что оно направлено на гарантированную защиту имущественных прав (интересов) страхователей.

На основании вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам:

  1. Банкротство страховых организаций – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из признаков банкротства, установленных в законодательстве. Это крайняя мера, необходимость которой возникает в случае невозможности восстановления платежеспособности.
  2. Банкротство страховых организаций обладает рядом особенностей, которые обусловлена спецификой деятельности данных организаций.
  3. До введения процедуры банкротства временная администрация должна совершить ряд действий, направленных на восстановление платежеспособности организации. Если на основе анализа финансового состояния это сделать невозможно, начинается процедура банкротства.
  4. Процедура банкротства страховых организаций отличается исключением таких этапов, как финансовое оздоровление и внешнее управление; измененным перечнем лиц, которые могут обращаться с заявлением о признании организации банкротом; установленными в законе сроками; порядком удовлетворения требований кредиторов третьей очереди и др.
  5. Рассматриваемая процедура завершается утверждением арбитражным судом отчета конкурсного управляющего и исключением страховой организации из государственного реестра юридических лиц.

БАНКРОТСТВО СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин РАНХиГС, г. Волгоград

доцент, канд. юридических наук РАНХиГС, г. Волгоград

В настоящее время страховой рынок является одной из самых стремительных и динамично развивающихся отраслей экономики России. Не смотря на то, что страховой рынок не производит непосредственного общественного продукта, он в равной степени гарантирует процесс его воспроизводства денежными ресурсами. В данной ситуации страховщики (или страховые компании) осуществляя оценку страхового риска, выполняют функцию привлечения денежных средств, которые выступают в качестве страховых премий. Эти средства, аккумулированные в страховых резервах, могут считаться значимым внутренним источником инвестиций в экономику государства.[3] Социально-экономическая значимость страхового рынка, который должен обеспечивать стабильность экономики в абсолютно всех ее проявлениях, выражается в заинтересованности юридических и физических лиц в сокращении неблагоприятных процессов, стимулированных страховыми случаями, внедрение органами государственной власти обязательного страхования в различных сферах деятельности. Наряду с этим, страховой рынок непосредственно подвержен рискам нестабильности. Предпосылкой прекращения деятельности значительного числа страховых компаний может быть мировой финансовый кризис, который вызвал снижение уровня расходов на страхование как физических, так и юридических лиц, а следовательно, сократил объемы сборов страховых премий. Как правило, для широкого круга лиц этот процесс сопровождается процедурой несостоятельности. В настоящее время банкротами могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме казенных учреждений, религиозных организаций и политических партий.[4]

Читайте так же:  Мещанский районный суд госпошлина реквизиты

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года № 415-1 страховщиками признаются страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.[2]

Страховые компании могут существовать как в форме коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Общества взаимного страхования, а также различные внебюджетные фонды, в целях которых осуществляются обязательные государственные страхования (Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды медицинского страхования), следует отнести к некоммерческим организациям.

Но преобладание коммерческих страховых компаний говорит о результативности их работы в области страхования.

Пунктом 1 статьей 968 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и имущественные интересы на взаимной основе — в этом и заключается специфика страхового общества. Страхование обществами взаимного страхования имущества своих членов осуществляется только на основании членства (п. 3 ст. 968 ГК РФ).[1]

Вопросы финансовой несостоятельности (банкротства) страховых компаний регулируются с помощью федеральных законов «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года № 4015-1 и «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, где пояснению этих аспектов для страховых организаций посвящены отдельные статьи.[2,7] Стоит отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой надзор осуществляется Банком России. Также на официальном сайте Банка России размещаются акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности.

На практике же, чаще всего, о ликвидации страховой компании страхователь узнает при наступлении страхового случая и обращении за компенсационной выплатой.

Банкротство, в понимании этого термина, представляет собой правовой институт, который направлен на справедливое удовлетворение в полном объеме требований или исполнения обязанностей по уплате обязательных государственных платежей. Основной задачей банкротства является устранение последствий прекращения деятельности организации, невозможности исполнения ею своих обязательств перед кредиторами. Такие последствия могут иметь негативный экономический и социальный эффект. Банкротство страховой организации и финансовая несостоятельность компании означают, что все заключенные договора с выгодоприобретателями и страхователями можно считать расторгнутыми.[8]

Предпосылки возникновения банкротства могут быть различными. К ним можно отнести такие как: фактор предпринимательского риска, неумелое ведение дела, допущение руководством стратегических ошибок, общая ситуация на рынке. С другой стороны, вероятны случаи, когда предприятие объективно способно выполнять свои обязательства перед кредиторами и обладает для этого необходимыми средствами, но определенные силы по тем или иным причинам желают вывести активы предприятия, после чего прекратить деятельность организации с минимальными потерями имущества. Вне зависимости от выбранного алгоритма, при несостоятельности заинтересованных лиц, принцип операций сводится к отделению от организации активов с целью недопущения их включения в дальнейшем в конкурсную массу предприятия. Дело о банкротстве страховой компании возбуждается на основании заявления, которое можно подать в порядке, установленном Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Заявление о признании страховой организации банкротом может подать конкурсный кредитор, уполномоченный орган, сама организация, а также временная администрация и профессиональное объединение страховщиков.[5]

При рассмотрении в арбитражном суде дела о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью — это является особенностью субъектного состава отношении, которые возникают при несостоятельности страховой компании. Основной характерной чертой судебного дела о признании страховой компании банкротом является содействие представителей Федеральной службы страхового надзора.

Должник или конкурсный кредитор обязаны уведомить данный орган о введении наблюдения или конкурсного производства в отношении должника — страховой организации в течение десяти дней с даты начала конкурсного производства или наблюдения.[6]

По правилам, предусмотренным ст. 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в качестве мер, направленных на восстановление платежеспособности должника — страховой организации, законодатель подразумевает продажу имущественного комплекса данной организации в ходе внешнего управления. Совместно с этим дополнительно закрепляются специальные положения, касающиеся условий продажи имущественного комплекса страховой организации.[7]

В первую очередь, покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая компания, которая обладает лицензией федерального органа исполнительной власти по надзору за осуществлением страховой деятельности и обладающая активами, которые являются достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

Во-вторых, все права и обязанности, по которым страховой случай на дату продажи имущества страховой организации не наступил, переходят к покупателю.

Также важно отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» соединяет несостоятельность с невозможностью удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.[4]

Такой признак банкротства, как несоблюдение обязательства в полном объеме, значительно снижает возможность инициировать процедуры банкротства. Как известно, возбуждение процедур банкротства, при наличии всех условий возбуждения дела, невозможно, если должник уже исполнил обязательство в малой дозе. Однако, необходимо отметить то, что если должник удовлетворил (или способен удовлетворить) требования кредиторов частично, это не свидетельствует о его способности удовлетворить их в полном объеме.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» придерживается исключительно денежного характера обязательств, несоблюдение которых может быть положено в основу объявления субъекта банкротом. При этом, согласно трактовке законодателя, недежные обязательства к учету не принимаются. На практике появляется проблема — как быть с достаточно широким кругом обязательств, связанных с оказанием услуг. И, как следствие, существует проблема трансформации неденежного обязательства в денежное.[3]

Необходимо выделить, что при выполнении определенных условий кредиторы в недежных обязательствах также имеют возможность инициировать процесс о несостоятельности (банкротстве) должника.[5]

Процедура банкротства является крайней мерой в процессе хозяйственной деятельности страховой организации.

Проанализировав данные о сущности страхования на настоящий момент, можно сделать вывод, что страхование явление многогранное, сочетающее в себе правовые и экономические аспекты. Неповторимость данной сферы деятельности определяет правовые нормы несостоятельности, которые предусмотрены законодателем для страховых организаций.[8]

Банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица и влечет прекращение его деятельности. После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника — страховой организации из государственного реестра юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению (ст. 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).[7]

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
  2. Закон РФ от 27.11.1992 № 415-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  3. Нехина А.А. Особенности банкротства страховых организаций // Арбитражный управляющий. — 2014. — № 5.
  4. Попондопуло В.Ф. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о банкротстве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — №1.
  5. Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве в условиях финансового кризиса // Арбитражные споры. — 2010. — № 1.
  6. Суслова Т.М. Несостоятельность и банкротство: экономические и юридические аспекты // Журнал российского права. — 2012. — № 2.
  7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
  8. Шилина А.Н. К вопросу о защите прав страхователей и выгодоприобретателей при банкротстве страховых организаций // Адвокат. — 2008. — № 10. (Издание рекомендовано ВАК Минобразования России).

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.98 N 6-ФЗ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 10, 20.01.98, N 11, 21.01.98,
  • «Собрание законодательства РФ», 12.01.98, N 2, ст. 222,
  • «Российская газета», N 10, 20.01.1998, N 11, 21.01.1998
  • «Финансовая газета» (Региональный выпуск), N 5, 02.02.98

§ 5. БАНКРОТСТВО СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается государственный орган Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью.

2. Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в арбитражный суд должником, конкурсным кредитором, прокурором и иным уполномоченным в соответствии с федеральным законом государственным органом.

1. Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления по правилам, предусмотренным статьей 86 настоящего Федерального закона.

При осуществлении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

2. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация.

3. В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

1. В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия указанного решения, прекращаются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 145 настоящего Федерального закона.

2. Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, прекратившимся по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать выплаты страховой суммы.

Читайте так же:  Федеральный стандарт оценки 3 требования к отчету об оценке

В случае принятия арбитражным судом, решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов пятой очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

в первую очередь — требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования;

во вторую очередь — требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;

в третью очередь — требования иных кредиторов — страхователей (выгодоприобретателей), в том числе требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 146 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь — требования прочих кредиторов.

Банкротство страховой компании

Сложная экономическая ситуация в России негативно сказывается на развитии многих сегментов рынка финансовых услуг. Страховой бизнес не является исключением из общего правила и многие профильные организации испытывают определенные сложности в своей деятельности.

Значительные сокращения поступлений от заключения новых договоров и уменьшение резервов часто приводит к финансовой несостоятельности страховщика.

В случае возникновения ситуации, когда компания не может исполнять принятые на себя обязательства, в ее отношении проводится процедура банкротства. Этот процесс регулируется нормативными актами, в частности Гражданским кодексом и Федеральным законом от 26 октября 2002 года за № 127-ФЗ. В настоящее время подготовлены ряд поправок в названые документы с целью их совершенствования.

Основные аспекты

Страховой бизнес как никакой другой вид деятельности нуждается в определенной стабильности в сфере правового регулирования. В силу многоуровневости отечественного законодательства к компаниям могут применяться положения разных документов Гражданского кодекса, Закона «О несостоятельности», Указов Президента, постановлений Правительства и других подзаконных актов. За рубежом эти вопросы регулируются исключительно законом.

Основная цель государственного регулирования в данной сфере — защита интересов страхователей.

Они имеют первоочередное право на удовлетворение своих законных требований в полном объеме. В случае принятия решения о несостоятельности страховой организации производятся выплаты в соответствии с договорами, по которым наступили события определенные как страховой случай.

Законодательный контроль

В Российской Федерации сложилась определенная система правовых взаимоотношений в сфере банкротства и несостоятельности. Правовое регулирование осуществляется на двух основных уровнях: законодательном и исполнительном.

В первом случае применяются положения пяти статей Гражданского Кодекса, начиная с 61 по 65, а также соответствующего закона (ст. 182 – ст.187).

В последнем документе предусматриваются особые правила процедуры признания финансовой несостоятельности страховых организаций. В частности, статья 35 определяет круг лиц и учреждений, имеющих надзорные функции в данной области. К ним относятся органы исполнительной власти, уполномоченные на это постановлением Правительства РФ.

Субсидиарная ответственность при банкротстве может постигнуть учредителя и руководителя фирмы. Узнайте, в каких случаях.

Причины и условия

Страховые компании оказывают населению и юридическим лицам финансовые услуги в соответствии с заключенными договорами. Организация в соответствии с законодательством признается несостоятельной, если в течение 90 суток она не может исполнять принятые на себя финансовые обязательства, общая сумма которых превышает 500 тысяч рублей. В отношении такой компании начинается процедура банкротства.

Основные причины, которые приводят к подобному положению дел в отдельных страховых компаниях можно классифицировать по следующим признакам:

  1. Экономические: недооценка объема требований по договорам, низкая капитализация, неправильная тарифная политика, ценовой демпинг и другие.
  2. Низкая эффективность менеджмента.
  3. Злоупотребления и финансовые махинации, как со стороны персонала организации, так и клиентов.

Перечисленные выше обстоятельства в подавляющем большинстве случаев вызывают финансовую неустойчивость организации и приводят ее ликвидации.

Кризис 2018 года

Экономические санкции ведущих мировых держав против нашей страны и внутренние кризисные явления привели к финансовой несостоятельности ряда крупных игроков данного сегмента финансового рынка.

В частности, Центральным Банком РФ в конце июля прошлого года было принято решение об отзыве лицензии у страховой компании «Восхождение». Данная организация получила известность в результате серии скандалов с клиентами туроператоров «Нева» и «Лабиринт».

10 июля 2018 года была приостановлена деятельность общества «Россия», специализировавшегося на страховании жизни и здоровья граждан. Накануне был выявлен целый букет нарушений, которые не были устранены в установленные регулятором сроки. В компании введено внешнее управление при кредиторской задолженности, превысившей 852 800 000 рублей.

Смотрите видео о банкротстве страховых компаний

Процедура банкротства страховой компании

Финансовая несостоятельность организации, возникшая в силу ряда причин, ведет к добровольному или принудительному прекращению ее деятельности. В Российской Федерации эта процедура регулируется общими правилами, установленными для юридических лиц. Банкротство предусматривает ликвидацию компании с внесением соответствующих изменений в государственный реестр.

Проблемы, возникающие в деятельности страховых компаний, обычно решаются в порядке надзорной деятельности уполномоченного органа исполнительной власти.

Указанные учреждения могут инициировать процесс признания финансовой несостоятельности страховщика и отзыва лицензии. Это делается, как правило, в случае выявления серьезных нарушений в деятельности компании.

Подача заявления в Арбитраж

Право обращения в арбитражный суд с иском о признании страховой организации банкротом, в соответствии с действующим законодательством предоставляется временной администрации или уполномоченным надзорным органом. Оно возникает на пятнадцатый день после истечения срока финансовых обязательств неисполненных страховой компанией.

Контрольные органы могут подать в суд заявление о признании страховой организации несостоятельной только в случае отсутствия в ней внешнего управления. В таком случае право на обращение в судебные инстанции возникает в результате выявления признаков ее банкротства. Соответствующие условия, позволяющие контрольному органу инициировать процесс, устанавливаются законодательством.

В соответствии со статьей 62 соответствующего Федерального закона суд рассматривает заявление контрольного органа о признании страховой компании банкротом. После вынесения положительного решения в организации вводится внешнее наблюдение, которое прекращается только по окончании дела о финансовой несостоятельности. В состав наблюдательного совета включаются представители организаций кредиторов.

В связи, с введением внешнего наблюдения на деятельность страховой организации накладывается ряд ограничений:

  1. По заявлению кредитора приостанавливается производство по делам и исполнение службой судебных приставов решений о наложении ареста на имущество, за исключением, тех, что вступили на данный момент в силу.
  2. Запрещается изъятия материальных и денежных средств владельцем компании, выделения имущественной доли, доходов по ним и распределение между основателями компании прибылей.
  3. Кредиторы в данном случае страхователи по договорам, которых наступили страховые случаи, имеют право обращаться в арбитражный суд с иском о возмещении.

При этом руководство компании не отстраняется от управления, и организация может продолжать свою деятельность, предусмотренную уставом.

Внешнее управление

В случае дальнейшего ухудшения дел в страховой организации решением арбитражного суда по заявлению наблюдательного совета вводится внешнее управление.

Данная процедура имеет свои особенности и заключается в следующем:

  1. Устанавливается общий размер денежного возмещения, которое должно быть выплачено страхователям по договорам.
  2. Имущество поступает в распоряжение внешнего управляющего.
  3. Все договора, по которым не наступили страховые случаи на момент принятия решения судом, аннулируются.
  4. Разрабатывается и утверждается план внешнего управления.
  5. Принимаются меры по финансовому оздоровлению компании.
  6. Имущество или активы страховой компании продается в установленном порядке.

Переуступка требований или передача собственности организации может происходить только в том случае, если приобретатель принимает на себя обязательства организации банкрота.

Конкурсное производство

Признание финансовой несостоятельности страховой организации судом влечет за собой в согласно статье 124 открытие так называемого конкурсного производства.

При этом выполняются следующие процедуры:

  1. Назначается конкурсный управляющий, и публикуются данные о признании страховой компании банкротом.
  2. Производится оценка материальных средств и имущества компании.
  3. Учредителями погашаются обязательные платежи.
  4. Определяется очередность выплат возмещения страхователями и их размер.
  5. Производятся расчеты с клиентами компании.
  6. Оценка оставшегося после погашения всех платежей имущества.

Завершается конкурсное управление по решению арбитражного суда утверждением отчета управляющего.

В соответствии с федеральным законодательством внешнее наблюдение в страховой компании вводится решением суда на основании заявления не ранее пятнадцатого дня.

Максимальный срок в течение, которого может происходить финансовое оздоровление и последующее за ним внешнее управление составляет два года.

Если за этот период положение дел не улучшается вводиться конкурсное управление. Этот процесс может длиться до полугода и продлевается решением суда.

Возможно ли мирное соглашение?

Производство по делам о финансовой несостоятельности может продолжаться достаточно длительное время. При этом стороны по отдельным вопросам могут достигать договоренностей, которые заключаются в форме мирового соглашения. Оно утверждается судом в установленном законом порядке

Основные причины отказа:

  1. Нарушение законодательства и неисполнение организацией требований страхователей.
  2. Несоответствие формы соглашения установленной законом.
  3. Нарушение законных прав третьих лиц.

Отказ в утверждении соглашения оформляется в виде судебного решения, которое может быть обжаловано в установленный срок.

Что делать клиентам и кредиторам?

Вследствие банкротства компаний часть страхователей по договорам, которых наступили страховые случаи, лишается возможности своевременного получения возмещения.

При таком варианте развития событий в первую очередь необходимо подать заявление претензию в компанию и надзорный орган.

Данное учреждение на основании закона подает заявление в арбитраж о признании компании несостоятельной и начале процедуры банкротства.

Незаконное возмещение НДС из бюджета может стать поводом для визита налоговой инспекции. Подробнее о ситуации в статье.

Если трудовая книжка заполнена неправильно, работник может лишиться положенных выплат. Смотрите образец заполнения здесь.

Прогноз на 2018 год

Экономическая нестабильность в нашей стране и некоторые другие процессы вызывают у населения и бизнеса негативные ожидания.

Прогноз на 2018 год от ведущих специалистов отрасли далеко не радужный, динамика последних месяцев наглядно показывает рост неплатежей в разных сферах. Многие страховые компании накапливают критическую массу задолженности по возмещениям ввиду падения доходов.

Это ожидаемо может привести к началу необратимых процессов и к появлению признаков финансовой несостоятельности.