4 договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

4 договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для государственных нужд. Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство, — Российской Федерации и ее субъектов (ст. 124 ГК).

В этой статье я, совместно со специалистами портала L1law.ru , максимально подробно разберу все аспекты, касающиеся договора поставки для государственных и муниципальных нужд.

В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей Россииской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан.

Потребности государства определяются исходя из:

— необходимости реализации федеральных го­сударственных программ;

— обеспечения необходимого уровня обороноспособности;

— формирования государственных материальных резервов;

— реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются

1) сначала нормы о договоре поставки товаров,

2) затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) — общие положения о купле-продаже.

Но эти отношения в приоритетном порядке перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).

В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд (ко­торые подлежат применению в части, не противоречащей нормам ГК). К их числу относятся:

1) Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее — Закон о поставках продукции);

2) Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее — Закон о государственном материальном резерве);

3) Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

4) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о государственном оборонном заказе).

Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения конкурсов при размещении заказов на поставку товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг).

Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта, а также разрабатываемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд, заключаемых между организациями — исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров (п. 1 ст. 525 ГК).

При поставке товаров для государственных нужд могут использо­ваться как простая, так и сложная структура договорных связей:

1) Поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд непосредственно государственному заказчику либо указанным им получателям без заключения с последними поставщиком (исполнителем) каких-либо договоров на поставку товаров для государственных нужд.

2) При сложной структуре договорных связей государственным контрактом предусматривается прикрепление государственным заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд на основании извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком. При заключении таких договоров между поставщиком-исполнителем и покупателями согласовываются условия о количестве и качестве товаров, порядке их доставки и принятии покупателем и т.п.

Федеральные законы о поставках товаров для государственных нужд устанавливают:

— порядок определения потребностей государства в тех или иных товарах,

— порядок формирования соответствующих этим потребностям государственных заказов и их размещения среди организаций, производящих (закупающих) указанные товары.

Основной способ размещения государственных заказов — проведение открытых или закрытых торгов (конкурсов). Однако допускается и прямое доведение государственных заказов до поставщиков-исполнителей.

Понятие и заключение государственного или муниципального контракта

По государственному контракту на поставку товаров для государ­ственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать това­ры государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК).

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признан­ные победителями торгов, проводившихся в целях размещения госу­дарственных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный заказ к исполнению.

В качестве государственных заказчиков и муниципальных заказчи­ков в соответствии Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст. 4) могут выступать:

1) государствен­ные органы,

2) органы управления государственными внебюджетными фондами,

3) органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения,

5) иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случаях размещения государственного заказа путем проведения конкурса и определения его победителя либо принятия поставщиком (исполнителем) доведенного до него государственного заказа для государственного заказчика заключение государственного контракта с указанными поставщиками является обязательным. Поставщик (исполнитель) также обязан заключить государственный контракт, если он принял доведенный до него госзаказчиком государственный заказ либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения государственного заказа.

В некоторых случаях принятие доведенного до поставщика (исполнителя) государственного заказа является обязательным для последнего. Например, федеральное казенное предприятие ни при каких условиях не вправе отказаться от доведенного до него государственного заказа. Коммерческие организации, действующие в иных организационно-правовых формах, обязаны принять доведенный до них государственный заказ, а следовательно, и заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если они занимают доминирующее положение на рынке соответствующего товара, при условии возмещения государственным заказчиком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполнением государственного заказа.

Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении.

Возможны три варианта такого решения:

1) согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику;

2) согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;

3) отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок.

Государственному заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполнителем). Здесь возможны следующие варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении 30-дневного срока разногласия по государственному контракту, за­ключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.

Основным же правилом должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд (государственного заказа) путем проведения соответствующих конкурсов. И в этом случае заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.

Читайте так же:  Почта россии налог на наложенный платеж

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в 30-дневный срок направить проект договора покупателю. Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий , он должен принять меры к их согласованию и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30-дневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в таком случае в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров либо возмещения расходов, связанных с реализацией этих товаров другому потребителю.

Исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту

В тех случаях, когда государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному заказчику либо указанным последним конкретным получателям (по отгрузочным разнарядкам государственного заказчика), отношения, складывающиеся между сторонами государственного контракта в процессе его исполнения, не отличаются спецификой и регулируются нормами о договоре поставки.

При поставке товаров покупателям, с которыми поставщиком (исполнителем) в соответствии с государственным контрактом заключены договоры поставки, особенность заключается в том, что по общему правилу обязанность оплаты поставленных товаров возлагается не на государственного заказчика, а на покупателя, получившего товары. Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой государственный заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК).

Определенными особенностями отличаются последствия неисполнения государственным заказчиком обязанности по возмещению поставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для него обязательным. Такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее 30 дней со дня передачи поставщиком (исполнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом.

Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать от государственного заказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также отказаться и от исполнения договоров поставки товаров для государственных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями. Причем убытки, причиненные покупателям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возмещению государственным заказчиком (ст. 533 ГК).

Государственный заказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при условии возмещения причиненных этим убытков как поставщику исполнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа государственного заказчика от соответствующих товаров.

Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Основная цель норм, регулирующих отношения, возникающие из договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (далее — договор поставки т.д.г. (м).н.), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности специальных субъектов гражданского права — государства и муниципальных образований, являющихся участниками данных гражданско-правовых отношений, но в то же время выступающих публично-правовыми субъектами.

Для российского законодательства традиционно наличие специальных нормативных актов, обеспечивающих особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для нужд государства. Еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках.

Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции в период НЭПа. Например, принятый в 1923 г. Закон «О государственных подрядах и поставках» в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.

С формированием административно-командной системы управления экономикой нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

С развитием рыночных отношений вновь возникла необходимость в специальном регулировании договора поставки с участием особого субъекта — государства. До недавнего времени Гражданский кодекс регулировал только отношения, возникающие из договора поставки товаров для государственных нужд. 2 февраля 2006 г. в Гражданский кодекс были внесены изменения, дополнившие его нормами о поставке товаров для муниципальных нужд.

Понятие договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. По договору поставки поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется на основе и во исполнение государственного или муниципального контракта передать в обусловленный срок государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу производимые или закупаемые им товары, предназначенные для государственных или муниципальных нужд, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять эти товары и оплатить их.

При этом под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, необходимых для:

  • осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ);
  • исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, необходимых для:
    • осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, необходимых для:

  • решения вопросов местного значения;
  • осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, возникающих из договора поставки т.д.г. (м).н., в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ строится следующим образом.

Правовое регулирование отношений, возникающих из договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ строится следующим образом. Прежде всего применяются нормы § 4 главы 30 ГК РФ.

В части, не урегулированной § 4 главы 30 ГК РФ, применяются иные законы. К их числу можно отнести: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и др.

Субсидиарно к договору поставки т.д.г. (м).н. применяются общие положения о договоре поставки (§ 3 главы 30 ГК РФ) и договоре купли-продажи (§ 1 главы 30 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, вправе принимать Правительство Российской Федерации. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, также предоставлено право принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Правовая характеристика договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Договор поставки является консенсуальным, возмездным, взаимным.

Существенные условия договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. К условиям, при отсутствии которых договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждпризнается незаключенным, относятся положения о его предмете и сроке.

Читайте так же:  Госпошлина за получение разрешения на выбросы

Предмет договора договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Товаром по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со ст. 506 ГК РФ могут быть вещи, обладающие следующей совокупностью признаков:

  • не изъятые и не ограниченные в обороте (поставка ограниченно оборотоспособных вещей допускается в случаях и в пределах, установленных законодательством);
  • производимые или закупаемые поставщиком;
  • приобретаемые для государственных или муниципальных нужд.

Предметом договора может быть как товар, уже имеющийся у продавца в момент заключения договора, так и товар, который только будет создан или приобретен продавцом в будущем (п. 2 ст. 455 ГК РФ).

Товары иностранного производства не могут быть предметом договора (кроме случаев, когда производство аналогичной продукции в России экономически нецелесообразно).

Срок договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Срок исполнения обязанности передать товар в договоре поставки относится к существенным условиям. Он устанавливается в договоре сторонами, как правило, самостоятельно.

Цена договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Цена в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд не является существенным условием.

Стороны договора, как правило, свободны в установлении цены товара, если иное не установлено законодательством.

Цена или порядок ее определения включается в конкурсную документацию.

Способы определения контрактных цен подробно урегулированы законодательством. Выделяют следующие виды цен:

  • фиксированные цены. Данный вид применяется по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые товары имеют в основном традиционный характер (типовая техника, оборудование);
  • цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности. Применяются при невозможности планированияиздержек производства по контракту с необходимой точностью, когда неопределенность затрат и результатов по контрактам не позволяет фиксировать контрактную цену. Данный вид цен применяется, как правило, в рамках государственных программ по разработке, производству и поставке новой техники и технологий;
  • цены по поставкам стандартных товаров. Применяются по поставкам стандартных товаров, постоянно имеющихся в наличии на рынке, свободные рыночные цены которых известны. Контрактные цены в этом случае, как правило, устанавливаются по итогам торгов и конкурсов.

Стороны договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Сторонами договора являются продавец (поставщик) и государственный или муниципальный заказчик.

В качестве поставщика выступает лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, производящее поставляемый покупателю товар либо закупающее его с целью последующей реализации покупателю.

Поставщиком, как правило, является собственник имущества или лицо, управомоченное собственником (представитель по доверенности, поверенный по договору поручения и т.д.).

Продавец должен обладать полной дееспособностью.

Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать:

  • соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств. Под получателями бюджетных средств понимаются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (см. ст. 162 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ) (п. 2 ст. 4) предусматривает возможность создания федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков.

Такие уполномоченные органы осуществляют данные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, которые подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Кроме того, указанный Федеральный закон предусматривает наличие еще одного специального субъекта — специализированной организации (ст. 6).

Специализированная организация — это юридическое лицо, привлекаемое государственным или муниципальным заказчиком либо уполномоченным органом, для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт.

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Заключение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд включает несколько этапов.

1. Государственный (муниципальный) заказчик определяет потребности и нужды государства (муниципального образования).

2. Государственный (муниципальный) заказчик размещает государственный заказ.

Под размещением заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном законодательством, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 Федерального закона № 94-ФЗ).

Если сумма заказа менее 60 000 рублей, то Федеральный закон № 94-ФЗ не применяется (п. 2 ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ). Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта становится обязательным, если иное не установлено законом (абз. 2 п. 1 ст. 527).

Все способы размещения государственного или муниципального заказа можно условно разделить на две части (ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ):

а) путем проведения торгов; б) без проведения торгов (непосредственный выбор поставщика).

По общему правилу размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (ст. 20 Федерального закона № 94-ФЗ).

Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну. В случае если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет (ст. 32 Федерального закона № 94-ФЗ).

Порядок проведения конкурсов и аукционов детально регламентирован Федеральным законом № 94-ФЗ.

Без проведения торгов заказ размещается способом запроса котировок, у единственного поставщика или на товарных биржах.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Данный способ возможен, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 рублей (ст. 42 Федерального закона № 94-ФЗ).

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ).

Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком, в частности, в случае если:

  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов и др.

Наконец, размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 млн рублей, может осуществляться на товарных биржах (ст. 56 Федерального закона № 94-ФЗ). Порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Статья 204 ук рф с комментариями

3. Поставщику направляется проект государственного контракта.

Если государственный (муниципальный) контракт заключается по результатам торгов, то он должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК РФ). При этом уклонение государственного (муниципального) заказчика в подобном случае порождает у победителя право потребовать в суде понуждения заказчика к заключению договора.

В случаях когда заключение государственного контракта не связано с торгами, проект государственного контракта разрабатывает, если иное не предусмотрено соглашением сторон, государственный заказчик.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта регламентируется пп. 2—3 ст. 528 ГК РФ.

Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока:

  • подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;
  • при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону:

  • о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции;
  • либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. Подписание (заключение) государственного (муниципального) контракта.

5. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд на основании государственного или муниципального контракта (ст. 529 ГК РФ).

В государственном контракте возможны два варианта определения субъектов, которым поставщик (исполнитель) будет осуществлять поставку.

Если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Данное извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта;
  • при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону:

  • о принятии договора в ее редакции;
  • либо об отклонении протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Вместе с тем за время разработки федеральных и региональных программ, утверждения бюджета и проведения иных процедур, связанных с государственными нуждами, экономическая ситуация может измениться таким образом, что покупателю планируемая продукция окажется не нужна. В этих условиях было бы необоснованно навязывать ему соответствующие товары.

С другой стороны, может оказаться, что за время участия в конкурсах, заключения государственного контракта поставщик произвел необходимую подготовку, запланировал выпуск продукции в соответствии с заключенным контрактом, понес определенные затраты.

Конфликт интересов поставщика, продукция которого оказалась ненужной, и покупателя, потребности которого изменились, разрешается согласно ст. 530 ГК РФ в следующем порядке. При отказе покупателя полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю. Государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя):

  • либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя;
  • либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров;
  • либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.

При невыполнении государственным или муниципальным заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе:

  • либо потребовать от государственного или муниципального заказчика принять и оплатить товары;
  • либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного или муниципального заказчика.

Что касается оплаты товаров по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждпри поставке товаров покупателям, то согласно ст. 532 ГК РФ оплата товаров по таким договорам производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

При этом государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статьи 361—367 ГК РФ).

В случаях когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506—522 ГК РФ, т.е. нормами о договоре поставки.

В случаях когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Обязанности поставщика по договору.

Обязанности поставщика в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждсовпадают с обязанностями поставщика по договору поставки. Аналогичны также (за некоторыми изъятиями, установленными специальными законами) последствия неисполнения соответствующих обязанностей. Поэтому мы перечислим обязанности поставщика, не раскрывая их и не останавливаясь на последствиях неисполнения.

Поставщик по договору поставки обязан передать товар покупателю (получателю):

  1. свободным от прав третьих лиц;
  2. вместе с принадлежностями и документами;
  3. к сроку, установленному в договоре;
  4. в согласованном ассортименте;
  5. надлежащего качества;
  6. в согласованных комплектности и комплекте;
  7. в таре и (или) упаковке.

Обязанности государственного (муниципального) заказчика также определяются аналогично общим нормам об обязанностях покупателя в договоре поставки.

Государственный (муниципальный) заказчик обязан:

  1. Направить поставщику извещение о прикреплении или отгрузочную разнарядку.
  2. Принять переданный товар (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  3. Обеспечить сохранность правомерно непринятого товара (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  4. Письменно уведомить поставщика о нарушении последним условий договора (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  5. Оплатить товар (если поставка осуществляется покупателю, то он несет данную обязанность, а не заказчик).
  6. Возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  7. Не позднее тридцати дней со дня передачи товара возместить поставщику убытки, которые причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (ст. 533 ГК РФ). Это специфическая обязанность заказчика.
  8. Возместить поставщику (или покупателю) убытки, причиненные отказом от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом (ст. 534 ГК РФ).