1417 коап судебная практика

Оглавление:

1417 коап судебная практика

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 14.17.1 КоАП РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 14.17.1 КоАП РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами

1. Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Вернуться к оглавлению: КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Изменения в Кодексе об административных правонарушениях с 30 июля 2017 года

Редакцию КоАП РФ изменили сразу четыре новых закона, которые вступили в силу 29 июля и 30 июля 2017 года:

  • Федеральный закон от 18.07.2017 N 175-ФЗ;
  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 265-ФЗ;
  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 267-ФЗ;
  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 279-ФЗ.

Большинство поправок касается ответственности за реализацию и производство спиртосодержащей продукции, однако, помимо этого, законодатели уточнили порядок назначения штрафов и добавили административную ответственность за непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Кроме того, законодатели уточнили ответственность изготовителей и продавцов товаров, связанной с нарушениями технического регламента.

Ответственность за производство, реализацию и рекламу алкоголя

Увеличены санкции, предусмотренные статьей 14.17 КоАП РФ за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Теперь предусмотрена ответственность:

  • должностных лиц в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет;
  • юридических лиц в виде штрафа в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее 3 миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой, или административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток.

Также увеличились штрафы по статье 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

  • должностные лица заплатят его в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
  • юридические лица — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Новой редакций статьи 14.17 КоАП РФ теперь предусмотрена ответственность граждан за использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке. Размер административного штрафа на граждан составляет от 3 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; а на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования. Санкции для юридических лиц предусмотрены в размере 100 тысяч до 150 тысяч рублей также с конфискацией оборудования.

В статью 14.18 КоАП РФ добавлена ответственность за использование этилового спирта, произведенного из, в том числе, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. За такое нарушение действуют прежние санкции данной статьи.

В статью 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» добавлен абзац 8 следующего содержания:

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей,
  • на должностных лиц — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей,
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Увеличились также штрафы, предусмотренные статьей 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Терепь их размер составляет:

  • на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Кроме того, в Кодекс введена новая статья 14.17.1 КоАП РФ , предусматривающая ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами. За первоначальное нарушение размер штрафа составляет от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Если нарушение совершил индивидуальный предприниматель, то ответственность предусмотрена больше: в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Новая редакция статьи 14.19 КоАП РФ предусматривает, что к нарушениям в области государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции теперь относится нарушение установленного законодательством РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Новые виды штрафов

Новая редакция статьи 3.5 КоАП РФ , регламентирующая административные штрафы, содержит два новых пункта 3.1 и 4.4. Первым из них предусмотрено, что административный штраф может быть равен сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Также может быть взята выручка за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором оно было выявлено, если правонарушитель в предшествующем году не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг).

Вторым пунктом определено, что размер такого административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки, не может превышать 1/5 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Ответственность за незаконное предпринимательство

В статью 14.1 КоАП РФ , предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), законодатели добавили исключение. Теперь административному преследованию не подлежат лица, действия которых можно квалифицировать по новой статье 14.17.1 КоАП РФ. То есть лица, которые занимаются незаконным производством алкоголя.

Нарушение требований технического регулирования

Примечание к статье 14.43 КоАП РФ , регламентирующей ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, дополнено нормами о том, что под такими техническими регламентами, в том числе, понимаются обязательные требования к:

  • продукции;
  • процессам проектирования (включая изыскания);
  • процессам производства,
  • процессам строительства,
  • процессам монтажа,
  • процессам наладки,
  • эксплуатации,
  • хранению,
  • перевозке,
  • реализации и утилизации,

установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года .

В Кодекс введена новая статья 14.46.2 КоАП РФ , которой определена ответственность изготовителей (исполнителей, продавцой, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. За неинформирование органов государственной власти и надзора о выявленных данными лицами нарушениях технических регламентов в выпущенной в оборот продукции, налагается административный штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, а на юридических лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. За отказ провести проверку по информации о несоответствии товаров техническим регламентам ИП заплатит штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, а организация — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей.

Нормами этой же статьи 14.46.2 КоАП РФ определено, что:

Невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа на ИП в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей.

Повторные нарушения увеличивают возможные санкции:

  1. для ИП — в виде штрафа в размере до 50 тысяч рублей, с конфискацией предметов административного правонарушения, либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, с конфискацией предметов административного правонарушения;
  2. для юридических лиц — в виде штрафа до 1 млн рублей, с конфискацией предметов административного правонарушения, либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

В статью 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» добавлено упоминание статьи 14.43 КоАП РФ. В соответствии с новой редакцией статьи 23.1 КоАП РФ рассматривать дела о таких административных правонарушениях должны судьи, в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Право составлять административные протоколы по новой статье предоставлено:

  • в силу статьи 23.13 КоАП РФ , органам, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • в силу статьи 23.14 КоАП РФ органам, осуществляющим государственный ветеринарный надзор;
  • в силу статьи 23.15 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения);
  • в силу статьи 23.31 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор;
  • в силу статьи 23.34 КоАП РФ органам, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор;
  • в силу статьи 23.36 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор;
  • в силу статьи 23.49 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
  • в силу статьи 23.50 КоАП РФ органам, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, в целый ряд статей Кодекса законодатели внесли поправки технического характера. Добавили в их нормы новые статьи и уточнили, кто должен составлять административные протоколы и рассматривать дела о подобных правонарушениях.

Положительная судебная практика для УК по ст.7.23.3 КоАП РФ

Начался новый год и пошли новые проверки ГЖИ управляющих компаний по всей России по Стандарту раскрытия информации (ПП РФ №731 от 23.09.2010). Особенно инспекторы обращают внимание на размещение договоров управления МКД на портале Реформа ЖКХ и сайте УК. Напоминаем, что за нарушение Стандарта и неразмещение информации в вышеуказанных источниках грозит штраф в размере 250-300 000 рублей по ст.7.23.3 КоАП РФ.

Также не стоит забывать, что согласно пп.6 п.1 ст.193 ЖК РФ, пп.»в» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, соблюдение УК Стандарта раскрытия информации входит в перечень обязательных лицензионных требований. Но сегодня мы хотим сделать обзор положительной судебной практики в пользу УК, которая пригодится при оспаривании штрафов по ст.7.23.3 КоАП РФ.

Положительная судебная практика

В свежем обзоре судебной практики посмотрим на наглядных примерах, как управляющая компания может оспорить предписание ГЖИ и административный штраф в суде по ст.7.23.3 КоАП РФ за несоответствие Стандарту раскрытия информации.

Первый пример в нашем обзоре касается решения суда г.Старая Русса по делу об административном правонарушении №12-109/2015 от 25 декабря 2015 года. Представитель УК обратился в суд с жалобой на постановление другого судьи и привлечение управляющей компании к административной ответственности по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в виде штрафа.

В отношении должностного лица УК был составлен протокол о нарушении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД. Данное нарушение выразилось в неполном раскрытии информации на сайте Реформа ЖКХ. По ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ на управляющую компанию наложили административный штраф.

Но представитель УК не согласился с постановлением, поскольку дело было возбуждено только спустя 6 месяцев с момента обнаружения правонарушения и 4 месяца с момента устранения выявленных нарушений. Кроме того, на момент возбуждения дела не действовала ст.7.23.3 КоАП РФ. Вместо неё действовала другая норма — ст.7.23.1 КоАП РФ, которая позднее утратила силу согласно ст.1 ФЗ №263 от 21.07.2014 года.

Судом установлено, что на сайте Реформа ЖКХ управляющей компанией не в полном объёме размещена информация, предусмотренная п.3 и 3 (1) Стандарта раскрытия. Следовательно, УК должна была разместить информацию о своей деятельности в указанном выше источнике.

Но это правонарушение не является длящимся (п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Обязанность по размещению информации о деятельности УК не была устранена. Ответственность за данное нарушение предусмотрена по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, которая на тот момент не действовала.

Читайте так же:  Торговая марка как оформить

Согласно ч.1, 2 ст.1.7 КоАП РФ, на лицо, признанное виновным в правонарушении, налагается штраф на основании закона, действовавшего на момент совершения административного нарушения. Но ст.7.23.1 КоАП РФ уже утратила свою силу. Поэтому наказание по ней не может быть актуальным.

Суд пришёл к выводу, что производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, если закон, установивший административную ответственность, утратил силу (п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ). На основании вышеизложенного суд счёл нужным прекратить производство по делу в отношении управляющей компании и отменить административное наказание в виде штрафа.

Во втором примере заместитель начальника ГЖИ Пермского края обратился в суд с жалобой на решение судьи по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ. В данном деле судья вынес решение в пользу управляющей компании, не признав её виновной и прекратив производство по делу.

Однако суд своим постановлением №44А-1164/2015 4А-1164/2015 от 14 декабря 2015 года снова встал на защиту управляющей компании и оставил без удовлетворения жалобу сотрудника ГЖИ.

После проверки управляющей компании ГЖИ выявила неполноту раскрытия информации на сайте Реформа ЖКХ в части п.9, 10, 12, 13 и п.п.б п.11 Стандарта и хотела, чтобы на УК «СервисМастерСтрой» наложили штраф в размере 30 000 рублей по ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ.

Проверив законность и обоснованность доводов УК «СервисМастерСтрой» судья отменил постановление на основании того, что ст.7.23.1 КоАП РФ утратила силу (ФЗ №263 от 21.07.2014 года). После рассмотрения материалов дела судья пришёл к выводу о несостоятельности жалобы заместителя начальника ГЖИ Пермского края и прекратил производство по делу.

В следующем случае судья Саратовской области, рассмотрев жалобу директора УК «Строймонтаж» на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, вынес решение №12-113(1)/2015 12-113/2015 от 9 декабря 2015 года в пользу данной управляющей компании.

Ранее мировой судья признал УК «Строймонтаж» виновной в нарушении п.3 Стандарта раскрытия информации на сайте Реформа ЖКХ и назначил ей наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. На портале Реформа ЖКХ отсутствовала информация о выполняемых работах и оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, их стоимости, сведения об оказываемых коммунальных услугах,тарифах и нормативах потребления, данные о проведённых общих собраниях собственников, их результатах.

Не согласившись с постановлением руководитель УК «Строймонтаж» обратился в суд с требованием о его отмене в связи с отсутствием в действиях управляющей компании состава правонарушения. Руководитель УК заявил, что вся информация была размещена на Реформе ЖКХ в указанные сроки. Кроме того, размещаемая информация за отчётный период подлежит размещению 1 раз и является актуальной на весь отчётный период.

Не по вине управляющей компании на сайте Реформа ЖКХ все раскрытые данные и текущие анкеты были перенесены в архив. Администратор сайта, Государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ, без предупреждения заархивировал прежние формы раскрытия информации. Несмотря на проведенные действия, количество и качество размещённой УК информации на Реформе ЖКХ осталось прежним.

Руководитель УК также сослался на тот факт, что ГЖИ не открывала архивную вкладку, поэтому вывела преждевременное и ошибочное суждение об отсутствии требуемой информации. Между тем, размещённая на сайте Реформа ЖКХ информация в архивных анкетах считается раскрытой.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что УК «Строймонтаж» произвела раскрытие информации на сайте Реформа ЖКХ, которая находится в разделе «Архив анкет». Руководствуясь материалами дела, судья пришёл к выводу об отсутствии состава административного правонарушения по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в действиях УК Строймонтаж». Производство по делу прекращено.

Ещё одно постановление по делу 5-2/2016 от 12 января 2016 года можно положить в копилку положительной судебной практики для управляющих компаний. В этом деле судья Краснодарского края, рассмотрев поступивший из прокуратуры административный материал в отношении УК «Легатор», вынес своё решение в пользу УК.

Прокуратура совместно со специалистом ГЖИ Краснодарского края провела проверку управляющей компании на предмет соблюдения требований Стандарта раскрытия информации. Проверка выявила отсутствие на сайте Реформа ЖКХ информации о кадастровых номерах, площадях земельных участков в составе общего имущества МКД, коммунальных услугах, выполняемых работах и оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества, капитальном ремонте, проведённых общих собраниях собственников.

Однако УК «Легатор» не согласна с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку документ не соответствует требованиям законодательства. Управляющая компания пояснила, что представителю была выдана на руки лишь справка по результатам проверки без подписи представителя прокуратуры вместо акта или протокола.

Также УК заявила, что в ходе проверки были обследованы 5 МКД. Но о дате, времени и месте проведения проверки, предоставления технической документации управляющая компания не была предупреждена. Выявленные нарушения, указанные в справке по итогам проверки, ничем не подтверждены.

УК «Легатор» сообщила, что прокурор нарушил сроки составления постановления об административном правонарушении, так как документ должен быть составлен в течение 2 суток, а не 2 месяцев с момента выявления правонарушения (ст.28.5 КоАП РФ). В справке о результатах проверки указана другая дата, а не день её проведения.

Судья в ходе заседания установил, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указана неверная дата совершения УК данного нарушения. Кроме того, нарушены сроки вынесения постановления, поскольку оно не может быть вынесено спустя 2 месяца со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ).

На основании рассмотренных материалов дела суд принял решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.

Наконец, последнее судебное решение по делу 5-957/2015 также выиграно в пользу УК «Чайковская». Судья Чайковского района, рассмотрел протокол об административном правонарушении главного специалиста ГЖИ в отношении УК «Чайковская» по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ. Управляющая компания обвинялась в нарушении ч.10 ст.161 ЖК РФ, п.п.«б, д» п.3 Стандарта раскрытия информации и п.4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД.

ГЖИ сообщила о размещении УК «Чайковская» информации не в полном объёме на сайте Реформа ЖКХ, в частности не был размещён договор управления МКД в электронной форме. Также не была раскрыта информация об оказываемых коммунальных услугах с указанием даты и номера нормативно-правового акта и наименованием принявшего его органа.

Защитник управляющей компании предоставил письменные объяснения по делу, в которых просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Защитник заявил, что все вменённые ГЖИ нарушения п.3 Стандарта раскрытия информации не предусмотрены.

Суд пришёл к выводу, что изложенные защитником УК «Чайковская» доводы ничем и никем не опровергнуты, поэтому принимаются судом. Кроме того, главный специалист ГЖИ никаких доказательств, свидетельствующих о виновности управляющей компании, суду не предоставил.

С учётом всех материалов дела суд пришёл к выводу, что УК «Чайковская» не нарушала п.п.«б, д» п.3 Стандарта раскрытия информации. На основании этого в действиях управляющей компании отсутствует состав административного правонарушения по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ. Поэтому производство по делу прекращено.

Надеемся, что обзор этой положительной судебной практики по ст.7.23.3 КоАП РФ поможет вам отстоять свои права в суде при схожих обстоятельствах дела.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая

Полезная статья?

Поделитесь с коллегами и друзьями

Начался новый год и пошли новые проверки ГЖИ управляющих компаний по всей России по Стандарту раскрытия информации (ПП РФ №731 от 23.09.2010). Особенно инспекторы обращают внимание на размещение договоров управления МКД на портале Реформа ЖКХ и сайте УК. Напоминаем, что за нарушение Стандарта и неразмещение информации в вышеуказанных источниках грозит штраф в размере 250-300 000 рублей по ст.7.23.3 КоАП РФ.

Также не стоит забывать, что согласно пп.6 п.1 ст.193 ЖК РФ, пп."в" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, соблюдение УК Стандарта раскрытия информации входит в перечень обязательных лицензионных требований. Но сегодня мы хотим сделать обзор положительной судебной практики в пользу УК, которая пригодится при оспаривании штрафов по ст.7.23.3 КоАП РФ.

Комментарий к статье 14.17 КОАП РФ. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере соблюдения установленного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством

— нормативных правовых актов РФ;

— законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ;

— нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

При этом ключевым федеральным законом является Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, устанавливающие особый порядок производства и оборота этилового спирта (см. также Постановление Правительства от 4 июля 2002 г. N 494 «О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию»).

Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.

Организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории РФ, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством РФ.

Производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.

Закупка — форма организованного приобретения продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

Закупка этилового спирта для производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления.

Поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о поставках продукции для федеральных государственных нужд.

С 1 января 2006 г. признан утратившим силу Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», который регулировал отношения, возникавшие между организатором (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями)) в процессе его проведения. Государственный заказчик размещал заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством (см. преамбулу Федерального закона от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»).

В настоящее время законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2006 года.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:

промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ч. 1 комментируемой статьи);

поставка этилового спирта из сырья всех видов организации, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч. 2 комментируемой статьи);

закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч. 3 комментируемой статьи);

промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 комментируемой статьи).

На практике имеются случаи привлечения к административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, что свидетельствует о неправильной квалификации таких правонарушений как налоговыми органами, так и судами.

В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 «О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» при применении комментируемой статьи следует учитывать, что в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

3. Субъекты данного правонарушения — юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Коап рф ст 1417

Статья 14.17.2. Незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции

Информация об изменениях:

Кодекс дополнен статьей 14.17.2 с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Статья 14.17.2. Незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции

Перемещение по территории Российской Федерации алкогольной продукции, немаркированной в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением перемещения указанной алкогольной продукции по территории Российской Федерации физическими лицами в объеме не более 10 литров на одного человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

Коап рф ст 1417

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 14.17 КоАП РФ. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 14.17 КоАП РФ. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии —

Читайте так же:  Оформить осаго для такси

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

4. Производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

5. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

6. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, зарегистрированным, но не законсервированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

7. Использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, зарегистрированного и законсервированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

Примечание. Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются:

использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;

поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;

производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;

производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не содержится информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях;

поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.

Вернуться к оглавлению: КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Подробнее о применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Изменения в Кодексе об административных правонарушениях с 30 июля 2017 года

30 июля 2017 года изменилась редакция КоАП РФ. Законодатели ужесточили ответственность за незаконную продажу алкоголя и ввели новые штрафы за нарушение требований к производству этилового спирта и соблюдению технических регламентов производства продукции. Кроме того, введена ответственность за распространении в СМИ и интернете информации о продаже алкоголя дистанционным способом.

Редакцию КоАП РФ изменили сразу четыре новых закона, которые вступили в силу 29 июля и 30 июля 2017 года:

Большинство поправок касается ответственности за реализацию и производство спиртосодержащей продукции, однако, помимо этого, законодатели уточнили порядок назначения штрафов и добавили административную ответственность за непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Кроме того, законодатели уточнили ответственность изготовителей и продавцов товаров, связанной с нарушениями технического регламента.

Ответственность за производство, реализацию и рекламу алкоголя

Увеличены санкции, предусмотренные статьей 14.17 КоАП РФ за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Теперь предусмотрена ответственность:

  • должностных лиц в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет;
  • юридических лиц в виде штрафа в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее 3 миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой, или административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток.

Также увеличились штрафы по статье 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

  • должностные лица заплатят его в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
  • юридические лица — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Новой редакций статьи 14.17 КоАП РФ теперь предусмотрена ответственность граждан за использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке. Размер административного штрафа на граждан составляет от 3 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; а на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования. Санкции для юридических лиц предусмотрены в размере 100 тысяч до 150 тысяч рублей также с конфискацией оборудования.

В статью 14.18 КоАП РФ добавлена ответственность за использование этилового спирта, произведенного из, в том числе, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. За такое нарушение действуют прежние санкции данной статьи.

В статью 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» добавлен абзац 8 следующего содержания:

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей,
  • на должностных лиц — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей,
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Увеличились также штрафы, предусмотренные статьей 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Терепь их размер составляет:

  • на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Кроме того, в Кодекс введена новая статья 14.17.1 КоАП РФ , предусматривающая ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами. За первоначальное нарушение размер штрафа составляет от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Если нарушение совершил индивидуальный предприниматель, то ответственность предусмотрена больше: в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Новая редакция статьи 14.19 КоАП РФ предусматривает, что к нарушениям в области государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции теперь относится нарушение установленного законодательством РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Новые виды штрафов

Новая редакция статьи 3.5 КоАП РФ , регламентирующая административные штрафы, содержит два новых пункта 3.1 и 4.4. Первым из них предусмотрено, что административный штраф может быть равен сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Также может быть взята выручка за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором оно было выявлено, если правонарушитель в предшествующем году не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг).

Вторым пунктом определено, что размер такого административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки, не может превышать 1/5 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Ответственность за незаконное предпринимательство

В статью 14.1 КоАП РФ , предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), законодатели добавили исключение. Теперь административному преследованию не подлежат лица, действия которых можно квалифицировать по новой статье 14.17.1 КоАП РФ. То есть лица, которые занимаются незаконным производством алкоголя.

Нарушение требований технического регулирования

Примечание к статье 14.43 КоАП РФ , регламентирующей ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, дополнено нормами о том, что под такими техническими регламентами, в том числе, понимаются обязательные требования к:

  • продукции;
  • процессам проектирования (включая изыскания);
  • процессам производства,
  • процессам строительства,
  • процессам монтажа,
  • процессам наладки,
  • эксплуатации,
  • хранению,
  • перевозке,
  • реализации и утилизации,

установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года .

В Кодекс введена новая статья 14.46.2 КоАП РФ , которой определена ответственность изготовителей (исполнителей, продавцой, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. За неинформирование органов государственной власти и надзора о выявленных данными лицами нарушениях технических регламентов в выпущенной в оборот продукции, налагается административный штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, а на юридических лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. За отказ провести проверку по информации о несоответствии товаров техническим регламентам ИП заплатит штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, а организация — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей.

Нормами этой же статьи 14.46.2 КоАП РФ определено, что:

Невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа на ИП в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей.

Повторные нарушения увеличивают возможные санкции:

  1. для ИП — в виде штрафа в размере до 50 тысяч рублей, с конфискацией предметов административного правонарушения, либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, с конфискацией предметов административного правонарушения;
  2. для юридических лиц — в виде штрафа до 1 млн рублей, с конфискацией предметов административного правонарушения, либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

В статью 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» добавлено упоминание статьи 14.43 КоАП РФ. В соответствии с новой редакцией статьи 23.1 КоАП РФ рассматривать дела о таких административных правонарушениях должны судьи, в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Право составлять административные протоколы по новой статье предоставлено:

  • в силу статьи 23.13 КоАП РФ , органам, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • в силу статьи 23.14 КоАП РФ органам, осуществляющим государственный ветеринарный надзор;
  • в силу статьи 23.15 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения);
  • в силу статьи 23.31 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор;
  • в силу статьи 23.34 КоАП РФ органам, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор;
  • в силу статьи 23.36 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор;
  • в силу статьи 23.49 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
  • в силу статьи 23.50 КоАП РФ органам, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, в целый ряд статей Кодекса законодатели внесли поправки технического характера. Добавили в их нормы новые статьи и уточнили, кто должен составлять административные протоколы и рассматривать дела о подобных правонарушениях.

К вопросу квалификации дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (Самойлов Е.И.)

Дата размещения статьи: 22.04.2015

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) содержит ряд статей, устанавливающих ответственность за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Основная группа статей, устанавливающих данную ответственность, содержится в главе 14 КоАП РФ, объектом правонарушения которых являются отношения в области предпринимательской деятельности. Прямой нормой, устанавливающей ответственность за нарушение правил розничной продажи, является ст. 14.16 КоАП РФ. Иные правонарушения, связанные с продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции, также квалифицируются по ст. 14.1. и 14.2. КоАП РФ, которые являются общими нормами ответственности за нарушения в сфере предпринимательства.
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Верховный суд договор дарения

Субъектами ответственности в них выступают граждане, должностные и юридические лица, а с учетом положения ст. 2.4. КоАП РФ и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Однако противоречивым является вопрос квалификации совершенного правонарушения в зависимости от субъекта, его совершившего, и объективной стороны самого правонарушения, о выборе и применении нормы КоАП РФ, общей для правонарушений в сфере предпринимательства, либо специальной нормы, предусматривающей ответственность за нарушение продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Практика рассмотрения данных дел судами различных юрисдикций свидетельствует о применении разных норм при выявлении одинаковых юридических фактов, различной правовой оценки правонарушений, совершаемых гражданами и индивидуальными предпринимателями.
Розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» осуществляется на основании выданной лицензии.
В случае выявления факта розничной продажи алкогольной продукции при ее отсутствии действия виновного лица могут в определенных случаях квалифицироваться по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ как по общей норме для правонарушений, основанных на осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), либо по специальной норме, предусматривающей ответственность за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, — ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
По практике, складывающейся в судах общей юрисдикции, розничная продажа алкогольной продукции юридическим лицом без лицензии квалифицируется по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ . Мотивацией такой квалификации выступает отнесение данного факта к иным нарушениям правил розничной продажи алкогольной продукции. Такая трактовка основывается на позиции, определенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
———————————
См., например: вопрос N 2 Обзора практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за первое полугодие 2013 г., утв. Президиумом Пермского краевого суда 23 августа 2013 г.; Постановление Пермского краевого суда от 26 марта 2012 г. по делу N 44а-229-2012; Решение Московского городского суда от 24 мая 2013 г. по делу N 7-1244/13 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

В то же время сложившаяся арбитражная практика квалифицирует аналогичные деяния, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Необходимость такой квалификации прямо указана в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 (в ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Обзор судебной практики, содержащейся в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», свидетельствует о повсеместном рассмотрении арбитражными судами данной категории дел . Однако в ранее действовавшей редакции (в ред. от 20.11.2008) указывалось, что применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и отмечалась неподведомственность этих дел арбитражным судам.
———————————
См., например: Определение ВАС РФ от 28 марта 2013 г. N ВАС-3791/13 по делу N А51-9951/2012; Постановление ФАС Поволжского округа от 9 октября 2012 г. по делу N А65-8033/2012; Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2012 г. по делу N А12-21078/2012 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Квалификация правонарушений, связанных с розничной торговлей алкогольной продукцией без лицензии, влияет на следующие факторы.
Определение подведомственности данной категории дел. Статья 23.1 КоАП РФ разграничивает подведомственность дел в зависимости от нормы, устанавливающей ответственность за правонарушение и субъекта ответственности. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 14.1, ч. 1 и 2 ст. 14.16, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Судьями общей юрисдикции рассматриваются дела, предусмотренные ст. 14.1, совершенные гражданами, ст. 14.2, ч. 2.1 и 3 ст. 14.16 вне зависимости от субъекта, совершившего правонарушение. Квалификация нарушения органом, правомочным составлять протокол об административном правонарушении, по определенной статье КоАП РФ влияет на дальнейшее выбор органа, который будет рассматривать данное дело.
Определение субъекта ответственности. Практика, складывающаяся в судах общей юрисдикции, говорит о неправильности привлечения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ граждан и индивидуальных предпринимателей — они не могут быть субъектами ответственности по данной статье, поскольку на основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями .
———————————
См., например: Постановление Алтайского краевого суда от 21 мая 2014 г. по делу N 4а-363/2014; Постановление Омского областного суда от 7 августа 2012 г. по делу N 4-А-277/2012 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Арбитражные суды, напротив, указывают, что если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в п. 2 ст. 18 Закона, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии .
———————————
Пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Однако бесспорно, что один и тот же юридический факт выявленного правонарушения должен быть квалифицирован правоприменительными органами по одной и той же правоохранительной норме.
Мера и вид ответственности. Санкции ч. 2 ст. 14.1 и ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ разнятся в размере основного наказания, причем для юридических лиц такая разница административного штрафа весьма существенна — максимальный размер штрафа по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ больше в два раза.
Санкция ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания предусматривает конфискацию изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Такая конфискация означает изъятие не всей алкогольной продукции, являющейся предметом административного правонарушения, а только конфискацию изготовленной продукции, орудий производства и сырья, например, контрафактной продукции. Иная алкогольная продукция, не входящая в данную категорию, после рассмотрения административного дела должна быть возвращена собственнику.
В отличие от данной нормы ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания предусматривает конфискацию алкогольной и спиртосодержащей продукции без каких-либо ограничений. Это означает, что вся изъятая алкогольная продукция, находящаяся на реализации при отсутствии лицензии, может быть безвозмездно обращена в федеральную собственность. Различность основного и дополнительного наказания не позволяет исключить проявление и коррупционной составляющей со стороны органа, возбуждающего административное дело.
Отдельный вопрос вызывает квалификация действий граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя и не облачивших свою деятельность в какую-либо организационно-правовую форму. В качестве типичного примером такой противоправной деятельности можно рассмотреть продажу алкогольной продукции из частного домовладения.
По субъекту ответственности данное дело будет подведомственно суду общей юрисдикции. Однако привлечь физическое лицо по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ будет невозможно по причине отсутствия субъективной стороны правонарушения. Квалификация их действий по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ также невозможна, поскольку она не предусматривает гражданина в качестве субъекта ответственности. На практике такие действия квалифицируются по ст. 14.2 КоАП РФ. Однако какова правильность такой квалификации?
Данная статья в качестве объективной стороны предусматривает незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Думается, что ограничение реализации для определенных товаров и реализация на основании специального разрешения несколько разные вещи. Безусловно, что ограничения на реализацию товара для определенных участников рынка можно вводить путем введения необходимости получения для этого специального разрешения (лицензии), но при такой законодательной конструкции необходимость в ст. 14.1 КоАП РФ вообще бы отпадала и не имела бы смысла. Статья 14.2 КоАП РФ подразумевает под собой ограничения или запреты, связанные с местом, временем продажи товара, субъектами, которым данный товар мог бы быть продан, и т.д. Однако, поскольку КоАП РФ не содержит нормы для квалификации действий граждан за торговлю алкоголем без лицензии, ст. 14.2 КоАП РФ служит своего рода буфером, который восполняет пробелы законодательства при установлении ответственности для физических лиц.
Непредназначенность ст. 14.2 КоАП РФ для привлечения граждан к административной ответственности за правонарушения, связанные с розничной продажей алкоголя без лицензии, проявляется и на примере двойной ответственности (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Привлечение общества к ответственности по одной из статей КоАП РФ (ч. 1 ст. 14.2 или ч. 3 ст. 14.16) позволяет привлечь к такой же ответственности и физическое лицо. Но как было показано выше, граждане не рассматриваются судами в качестве субъекта ответственности для данных норм. Привлечение же гражданина и юридического лица при едином факте правонарушения по разным статьям КоАП РФ неправильно, поскольку объективная сторона правонарушения едина.
По мнению автора, продажу алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии) необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Законодатель выделяет такое правонарушение среди многих иных нарушений в сфере предпринимательской деятельности и говорит о необходимости государственной регистрации и получения специального разрешения в качестве условия для ее осуществления. Эти условия предусмотрены в с
пециальном законе о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что позволяет усмотреть привязку специального закона к данной норме и рассматривать ч. 2 ст. 14.1 в качестве единой общей санкции за отсутствие такого разрешения.
Однако необходимо точно зафиксировать на уровне закона условия применения данной нормы ко всем указанным в ней субъектам ответственности, которые не позволяли бы их двоякое толкование при применении к гражданам и индивидуальным предпринимателям.
Аналогичный недостаток квалификационных возможностей КоАП РФ в данной сфере проявляется при нарушении правил розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, когда эти нарушения совершаются гражданами.
Статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Невыполнение перечисленных требований будет являться нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ). Однако как квалифицировать это нарушение, если такая продажа велась гражданином без государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательства? Квалификация его действий помимо общей нормы за нарушение регистрационного порядка при осуществлении предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ) требует и специальной квалификации. Но как отмечалось ранее, ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ не содержит в качестве субъекта ответственности граждан. На практике такие действия, как правило, квалифицируются по ст. 14.2 КоАП РФ , поскольку иных вариантов для органа, управомоченного составлять административные протоколы, не остается.
———————————
См., например: Постановление Архангельского областного суда от 26 июня 2014 г. по делу N 4а-209/14 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Произвести переквалификацию действия лица, привлекаемого к административной ответственности при рассмотрении дела, со ст. 14.2 КоАП РФ на необходимую норму — ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ суд не может, поскольку последняя из указанных норм устанавливает более строгое наказание, что, соответственно, ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Проблема юридической оценки действий граждан по ст. 14.2 КоАП РФ заключается в том, что квалификация одного юридического факта правонарушения для разных субъектов по различным статьям КоАП РФ размывает границы его объективной стороны и, следовательно, самого состава правонарушения.
Аналогичная ситуация складывается, когда правонарушение совершает физическое лицо — работник общества или лицо, состоящее в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем. Тогда действия субъекта предпринимательской деятельности возможно квалифицировать по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, но привлечь к административной ответственности непосредственного правонарушителя (гражданина) по известным причинам невозможно, что образует диссонанс с положением ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.
По мнению автора, для правильной квалификации действий физических лиц при нарушении правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для привлечения в необходимых случаях к административной ответственности как физического лица, так и его работодателя в ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ необходимо ввести в качестве субъекта административной ответственности граждан.
Анализ сложившейся судебной практики рассмотрения дел о нарушениях правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяет сделать следующие выводы об их квалификации.
В системе судов общей юрисдикции и арбитражных судах административные правонарушения в сфере розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией без специального разрешения (лицензии) квалифицируются по различным статьям КоАП РФ. От выбора квалификации правонарушения со стороны административного органа зависят подведомственность дела, субъект, который может быть привлечен к ответственности, а также вид и мера наказания за совершенное правонарушение.
Содержащиеся в КоАП РФ общие правила для занятия предпринимательской деятельностью и специальные нормы для нарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции не имеют четких законодательных границ, определяющих их объективную сторону.
Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без специального разрешения (лицензии) необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ как по специальной норме, установленной законодателем, для нарушений в сфере предпринимательской деятельности, устанавливающей требования для начала ее осуществления. В данной норме необходимо предусмотреть условия ее применения ко всем указанным в ней субъектам.
Для возможного законодательного привлечения физических лиц за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ необходимо ввести в качестве субъекта административной ответственности граждан.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 (в ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».