10 Договор перевозки

Оглавление:

Статья 67 РФ. Договор перевозки груза

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2018 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

РОЛЬ ДОГОВОРОВ: ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ФРАХТОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Секция: 10. Юриспруденция

XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

РОЛЬ ДОГОВОРОВ: ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ФРАХТОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Редко какое предприятие в своей деятельности обходится без грузового транспорта, используемого в целях как доставки на предприятие необходимых для производства или иной деятельности материалов, товаров комплектующих, так и отправки готовой продукции, а также внутреннего перемещения материальных ценностей. Осуществляются такие операции своими силами или с привлечением сторонних организаций.

С учетом ускорения экономических процессов, основными тенденциями, в сфере перевозок осуществляемых автомобильным транспортом в последние годы, является: широкое привлечение транспортно-экспедиционных, страховых и других видов компаний, которые могут помочь в организации и осуществлении перевозки груза авто-транспортом; изменение роли стороны осуществляющей перевозку груза, выступающего на рынке транспортных услуг не только в роли перевозчика, но также и организатора всего процесса; частое использование смешанных перевозок, с участием множества видов транспорта.

Как известно, в доктрине гражданского права очень пристальное внимание уделяется договору перевозки. При этом, именно договору грузов многие ученые-цивилисты отводят пристальное внимание. Одни называют данный договор «стержневым обязательством в сфере транспорта», другие считают его «основной операцией в сфере транспорта» [9, с. 63]. Часто ученные характеризуют данный договор как договор перевозки конкретного груза. Но хотелось бы отметить, что на фоне нашего интенсивно-развивающегося законодательства организация перевозки и другие услуги при перевозке грузов обеспечиваются договором транспортной экспедиции, а в свою очередь планирование перевозок груза обеспечивается организационным договором. Необходимость предоставления определенного транспортного средства для перевозки груза осуществляется с помощью договора фрахтования.

Исходя из всего выше сказанного, я хочу провести правовой анализ каждого из перечисленных выше договоров, и выяснить какую роль играет каждый из них в перевозке грузов, и как они способствуют реализации процесса перевозки.

Как уже было ранее сказано, договор перевозки груза занимает одно из центральных мест среди договоров, заключаемых в сфере транспорта. Общее законодательное определение договора перевозки груза содержится в ГК РФ, согласно которому по данному договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения, указанный в договоре и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную договором плату [2, ч. 1, ст. 785 ГК РФ].

Регулирование вопроса, касающегося договора перевозки груза осуществляется прежде всего нормами гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а также применительно к каждому виду транспорта — нормами соответствующих транспортных уставов и кодексов и иных принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, также в данной главе договор перевозки понимается, прежде всего, как родовое понятие. Данное обстоятельство обусловлено нынешним состоянием сферы гражданско-правового регулирования, в связи с чем, в современных условиях уже нельзя говорить об единственном договоре перевозки, который сконструирован по модели реального договора, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю или иному управомоченному лицу, а грузоотправитель в свою очередь уплатить указанную сторонами плату. Представляется, что теперь речь должна идти о целой системе договоров, которая опосредует перевозки грузов, пассажиров и багажа». При этом само понятие «договор перевозки» носит абстрактный характер и находит свое проявление в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения в сфере перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Так договор перевозки груза общему правилу является реальным, поскольку он считается заключенным в момент принятия перевозчиком груза и выдачи соответствующего документа (транспортной накладной, квитанции и т. п.). Вместе с тем, как подчеркивается в литературе, в отдельных случаях указанный договор может быть консенсуальным. Так например на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, является консенсуальным, данный вид как раз является неотъемлемой частью того массива договоров, которые в наше время необходимы для осуществления современными компаниями своей производственной и иной деятельности, но о нем чуть позже.

Договор перевозки груза является взаимным, поскольку его стороны имеют корреспондирующие права и обязанности, также данный договор является публичным (перевозчик обязан осуществлять перевозку груза любому обратившемуся гражданину). Существенным условием договора перевозки груза является его предмет. Предметом рассматриваемого договора выступают действия перевозчика, которые выражаются в доставке груза в пункт назначения и передаче его управомоченному лицу, а также действия грузоотправителя по оплате перевозки, по общему правилу договор перевозки груза является двусторонним, его сторонами является перевозчик и грузоотправитель. Как отмечает Б.И. Пугинский, договор перевозки груза нельзя признать трехсторонним, потому что грузополучатель не участвует в заключении данного договора, по его мнению, перевозка груза представляет собой структурированное обязательство, в котором из договора двух лиц (отправителя и перевозчика) и юридического факта принятия грузополучателем доставленного груза, возникает обязательственное отношение между тремя субъектами, а грузополучатель в данном случае будет являться третьим лицом.

Все выше сказанное в общем касается договора перевозки груза, но также грузоотправитель вправе выбирать вид транспорта на котором он собирается осуществить перевозку груза, тогда между сторонами заключается договор фрахтования (чартера), где сторонами выступают уже не перевозчик и грузоотправитель, а фрахтовщик и фрахтователь.

В действующем российском законодательстве определение договора фрахтования содержится в ГК РФ, согласно данному источнику по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа [3, ст. 787 ГК РФ]. Данный договор переплетается с различными нормативными актами (Кодекс внутреннего водного транспорта, Воздушный кодекс, Устав автомобильного транспорта и т. д.) и расширяет перечень услуг которые могут быть предоставлены современной производственной организации. Так прежде всего, вне зависимости от вида транспорта, фрахтовщик обязан предоставить под погрузку или посадку исправное транспортное средство, а также предоставить всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств для осуществления перевозки. Транспортное средство должно быть подано в установленный договором фрахтования срок. На морском транспорте фрахтовщик обязан привести судно в мореходное состояние, которое включает и его укомплектованность квалифицированным экипажем. В обязанности фрахтовщика может входить погрузка на транспортное средство. На воздушном транспорте к обязанностям фрахтовщика может относиться выполнение всех предполетных формальностей. Обязанностью фрахтовщика является своевременная доставка грузов или пассажиров и багажа в место назначения, а также обеспечение их сохранности и безопасности в пути следования. Существуют и другие обязанности фрахтовщика в зависимости от вида транспорта и разновидности перевозки.

Главной обязанностью фрахтователя является внесение платы за осуществление фрахтовщиком перевозки грузов либо пассажиров и багажа. Законом предусмотрены и другие обязанности фрахтователя, а также его права. В частности, фрахтователь имеет право отказаться от договора фрахтования в случае непредставления фрахтовщиком транспортного средства в оговоренный договором срок.

Основания и размер ответственности сторон по договору фрахтования предусматриваются законом, а также договором фрахтования. В частности, фрахтовщик несет ответственность за порчу, недостачу либо утрату груза, багажа, за просрочку доставки груза, багажа либо пассажира, за не предоставление транспортных средств для перевозки, за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. При этом ответственность фрахтователя за причинение вреда жизни или здоровью пассажира носит внедоговорный характер, т. е. является деликтной.

Договор фрахтования получил распространение на воздушном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте. Не применяется фрахтование на железнодорожном транспорте [7, с. 180]. Отсюда можно прийти к выводу, что договор фрахтования предусматривает перевозку как груза, так и пассажиров, что еще больше расширяет применение договоров фрахтования и перевозки груза в предоставлении различных услуг предприятиями. Проводя правовой анализ договора фрахтования можно отметить, что данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим, ну а поскольку данный договор является консенсуальным, то «им также регулируются и предшествующие перевозке отношения сторон, связанные с подачей судна под погрузку и предъявлением груза к перевозке» [6, c. 524]. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что договор перевозки груза и договор фрахтования имеют достаточно много сходств, на сегодняшний день, эти два договора тесно взаимодействуют и помогают нынешним производителям товаров и услуг юридически оформлять свои сделки, тем самым обеспечивая себе так называемый правовой «гарант» в договорных отношениях.

Читайте так же:  Увольнение по статье 81 пункт 6 запись в трудовой

Так же помимо, приведенных выше, двух договоров хотелось бы еще отметить договор транспортной экспедиции и на нем поставить точку в перечне договоров, помогающих в осуществлении оборота товаров и услуг между современными их производителями.

Традиционно хотелось бы отметить содержание данного вида договора, в котором говорится, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнять или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза [4, ч. 1, ст. 801]. Данный вид договорных отношений регулируется гл. 41 ГК РФ, а также нормами Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон № 87-ФЗ), Правилами, предусмотренными в транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554, и другими нормативными правовыми актами.

Рассматривая правовое содержание данного договора можно сказать, что данный вид договора является двусторонним, взаимным, возмездным. Двусторонний характер рассматриваемого договора проявляется в том, что его участниками выступают клиент (грузоотправитель, грузополучатель), и экспедитор. Договор перевозки груза является возмездным, так как за оказанные услуги экспедитор получает вознаграждение. А учитывая то, что деятельность экспедитора направлена на систематическое получение прибыли от предоставления транспортно-экспедиционных услуг, на стороне экспедитора, очевидно, вправе выступать лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическое лицо — коммерческая организация. Выполнять функции экспедитора может также и перевозчик [5, ч. 2, ст. 801 ГК РФ]. Так же у ученных до сих пор возникают споры по поводу отнесения данного вида договора к реальным или консенсуальным договорам, так Н.А. Андреева полагает, что данный вид договора «находится вне классификации договоров на консенсуальные и реальные» [1, c. 8,60]. В литературе также встречаются суждения о том, что данный вид договора «является реальным тогда, когда экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т. п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным» [8, с. 559]. Я придерживаюсь мнения о том, что консенсуальный характер договора транспортной экспедиции заключается в том, что по данному договору экспедитор обязан за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных данным договором услуг, которые связаны с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания данного соглашения между экспедитором и его клиентом, закон никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить основополагающим признаком реальности данного договора [8, с. 559].

Изучив правовую природу договора перевозки, договора фрахтования и договора транспортной экспедиции я смог выделить общие признаки данных договоров, сюда я отнес: направленность договора; предмет договора; возмездность (безвозмездность); консенсуальность (реальность) договора. Таким образом я пришел к выводу, что получение конечного результата, а то есть перемещение груза, лежит в основе организации упорядоченного взаимодействия договоров, а то есть договора перевозки, договора транспортной экспедиции и договора фрахтования. Данные договоры объединены своей общей направленностью — правовое обеспечение процесса перевозки грузов автотранспортом. Последовательное осуществление указанных выше договоров гарантирует желаемый для обеих сторон результат — перемещение грузов. Таким образом, взаимодействие договоров — договора транспортной экспедиции, договора фрахтования с договором перевозки должны удовлетворить интересы всех участников процесса перевозки груза в рыночных условиях.

Список литературы:

  1. Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 1 ст. 785.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ст. 787.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 1 ст. 801.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 2 ст. 801.
  6. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. М., 2012. С. 644.
  7. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. Т. 2 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2011. С. 234.
  8. См.: Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 756.
  9. Хозяйственное право / Под ред. В.В. Лаптева. — М.: Юрист, 2007. С. 478., Романович А.Н. Транспортные правоотношения. — М.: Норма, 2004. С. 6., Хаснутдинов А.И. Вспомогательные договоры на транспорте. — Иркутск: ИГУ, 2006. С. 156.

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Читайте так же:  Заявление о гражданском иске в уголовном процессе

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

— принят к вычету НДС.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Договор перевозки груза

Когда компании требуется доставить куда-либо имущество, она, как правило, заключает сделку с контрагентом-перевозчиком. Для этого нужен договор перевозки груза. Читайте в статье, что проверить в документе, а также пользуйтесь образцами договоров.

Договор перевозки: особенности и существенные условия

Нередко компании необходимо доставить то или иное имущество по назначению. Большинство организаций не занимается транспортировкой самостоятельно, а нанимает компанию-перевозчика. Чтобы оформить сделку, подписывают договор перевозки груза.

Договор перевозки – это соглашение, которое составляют по правилам главы 40 ГК РФ. Если просто понадобилось перевезти имущество, заключают разовый договор – непосредственно договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Например, когда офис открывают по новому адресу и нужно отправить туда мебель и оргтехнику. Или когда речь идет об однократной передаче имущества контрагенту компании. Если организация занимается поставками продукции, оборудования, товаров, ей потребуется постоянное сотрудничество с транспортной компанией. Тогда оформляют соглашение об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ).

Образец договора перевозки груза

Договор перевозки груза автомобильным транспортом (долгосрочный)

О самом договоре грузоперевозок говорится в статье 785 ГК РФ. Согласно этой статье исполнитель сделки берет на себя обязанность доставить имущество в пункт назначения и передать адресату. Сторонами договора перевозки выступают перевозчик (исполнитель) и отправитель (заказчик). Грузополучатель (или просто получатель) как самостоятельная сторона договора не фигурирует. Договор заключают между отправителем и перевозчиком.

Обратите внимание, что:

  1. Распространенное выражение «договор транспортных услуг» как самостоятельное понятие в ГК не используют. Под ним подразумевают или договор об организации перевозок, или договор экспедиции.
  2. Отправитель выдает перевозчику транспортную накладную или иной документ на груз, который указали в соответствующем транспортном уставе или кодексе. Выдача накладной подтверждает заключение договора (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Существенные условия договора перевозки груза

В статье 784 ГК РФ сказано, что условия различных соглашений о перевозке определяют согласно уставам и кодексам, иным законам и подзаконным актам (п. 2 ст. 784 ГК РФ). При этом предмет соглашения всегда относится к существенным условиям (ст. 432 ГК РФ). Таким образом, существенные условия договора перевозки зависят от того, каким именно видом транспорта пользуется перевозчик. Например, если это автомобильная транспортировка, руководствуйтесь Уставом автомобильного транспорта, а также Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (ППГАТ) и другими соответствующими актами.

Учитывайте, что в судебной практике нет единого мнения, какие именно условия, кроме предмета, относятся к существенным для такого типа договоров.

В разделе о предмете договора перевозки пишут, что:

  1. Перевозчик обязуется доставить груз, который получит от отправителя, в конкретное место назначения. Также он обязан передать это имущество получателю.
  2. Отправитель обязан оплатить услуги перевозчика. Цену договора указывают отдельно. Следует учесть, что многие суды считают провозную плату существенным условием для данного типа договоров.

Кроме того, обязательно нужно конкретизировать:

  1. Какое именно имущество отправитель передает перевозчику. Потребуется точно перечислить все объекты и характеристики каждого из них. Укажите вид груза, наименование, вес, габариты, количество.
  2. Из какого пункта нужно забрать и по какому адресу следует доставить груз.
  3. Кто является получателем.

Если один из этих моментов упустить, условие о предмете может остаться несогласованным, что повлечет незаключенность договора. Также часть судов считает существенным условие о сроке доставки и порядок расчетов. А некоторые – характеристики транспорта и условия его предоставления.

На что отправителю обратить внимание в договоре перевозки груза

Когда отправитель проверяет текст договора перевозки, нужно учесть не только существенные условия. Например, для отправителя удобно, чтобы в условии о предоставлении автотранспорта включили пункт, что механизмы для погрузки и выгрузки обеспечивает перевозчик. По умолчанию это должен делать отправитель (п. 48 ППГАТ).

В условии об ответственности сторон можно предусмотреть, что перевозчик отвечает за:

  1. Невывоз груза по своей вине.
  2. Несвоевременное предоставление транспорта или контейнера.

Самого отправителя обязывают отвечать за:

  1. Непредъявление имущества к перевозке.
  2. Неиспользование транспорта или контейнеров без признаков непригодности.
  3. Задержку оплаты услуг перевозчика.

Кроме того, укажите в договоре перевозки груза:

  1. Порядок погрузки. Если нужно, чтобы имущество загрузил и выгрузил перевозчик, отметьте это особо. Иначе погрузку придется организовать отправителю, а выгрузку – получателю. Определите сроки погрузки и выгрузки. Также при необходимости укажите, что отдельные виды грузов нужно опломбировать, и в каком порядке отправитель это должен делать.
  2. Порядок признания груза утраченным.
  3. Объявленную стоимость имущества. Такое условие позволит взыскать с перевозчика долю объявленной стоимости, если груз будет поврежден, утрачен или при недостаче.
  4. Условия хранения имущества у перевозчика. Кто за это платит (отправитель или получатель), в каком размере и сколько времени максимум может храниться груз.
  5. Условие, что упаковать груз должен перевозчик. Если отправитель не знает, как это сделать правильно, лучше поручить это контрагенту. Данное положение позволит взыскать с перевозчика ущерб, если из-за неверной упаковки груз каким-то образом повредят или утратят.
  6. Особые свойства груза.
  7. Условие, что перевозчик обязуется принять надлежащие меры, чтобы предотвратить порчу или утрату имущества, в том числе кражу, а также пожар. Перечислите в договоре перевозки груза, какие именно меры надлежит принять перевозчику. Например, останавливаться только на охраняемых стоянках, передавать груз только в месте прибытия и только уполномоченному лицу и т. п.
Читайте так же:  Приказ мз от 221104 255

§ 10. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРОВ ПРЯМОЙ СМЕШАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Понятие прямой смешанной перевозки грузов. Прямой смешанной перевозкой считается перевозка грузов двумя или несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования.

Устав железных дорог СССР и Устав внутреннего водного транспарта .содержат специальные нормы, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта (ст. 96—119 УЖД, ст. 147—178 УВВТ). Кроме того, на основании уставов разрабатываются правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. По тем правовым вопросам, которые не урегулированы в специальных разделах уставов ив правилах, применяются нормы кодексов, правил и тарифов, регулирующих перевозки на соответствующем виде транспорта.

Планирование перевозок грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производится в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и в прямом водном сообщениях.

‘ Сроки доставки грузов определяются по совокупности сроков доставки их всеми видами транспорта, участвующими в перевозке, и исчисляются на основании действующих на этих видах транспорта правил исчисления сроков доставки грузов. Грузы, следовавшие в прямом железнодорожно-водном сообщении и оставшиеся в портах и на пристанях перевалки после закрытия навигации, должны быть погружены портом или пристанью перевалки и отправлены’железной дорогой по назначению. Срок доставки этих грузов удлиняется соответственно на время задержки в портах или на пристанях.

Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении взыскивается в следующем порядке: а) по отправкам с железной дороги: на станции отправления — за протяжение железнодорожного пути всех железных дорог, участвующих в перевозке, и в пункте назначения—за протяжение всего водного и автомобильного пути; б) по отправкам из портов (с пристаней) и с автостанций (агентств, автохозяйств): в пункте отправления — за протяжение всего водного и автомобильного пути и в пункте назначения—за протяжение железнодорожного пути.

Расчеты между железными дорогами, пароходствами и автохозяйствами осуществляются по платежам и сборам, включенным в перевозочные документы, — в безакцептном порядке, по всем другим сборам — акцептном порядке по счетам на общих основаниях.

Узловые соглашения. Большое значение в организации смешанных перевозок имеют узловые соглашения, которые определяют условия работы перевалочных пунктов (пунктов перегрузки грузов с одних видов транспорта на другие виды транспорта). Узловые соглашения заключаются между железной дорогой и пароходством, (портом, пристанью) или автохозяйством на три года. Порядок разработки и заключения узловых соглашений, устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. В соответствии с узловыми соглашениями в пунктах перевалки транспортные предприятия обязаны обеспечивать бесперебойную и равномерную подачу вагонов, судов и автомобилей под погрузку перевалочных грузов с одного вида транспорта на другой по прямому варианту (без выгрузки в склад). Грузы в пунктах перевалки взвешиваются по требованию стороны, принимающей груз.

Ответственность участников прямой смешанной перевозки. За невыполнение плана перевалки грузов транспортные организации — участники перевозки — несут друг перед другом ответственность в соответствии со ст. 117—118 УЖД. За невыполнение плана подачи тоннажа в пунктах перевалки железные дороги и пароходства (порты, пристани) уплачивают штраф в размере 2 руб. 50 коп. за вагон (учетный). Для большегрузных вагонов размер штрафа исчисляется в соответствии с правилом ст. 144 УЖД. За такие же нарушения при .прямой желез-нодорожно-автомобильной перевозке штраф взыскивается с участников по 10 коп. за тонну.

Ответственность за сохранность груза до момента фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи—на принимающей стороне. Ответственность за сохранность грузов определяется уставами (кодексами, правилами), действующими на соответствующем виде транспорта.

При установлении виновности железных дорог, пароходств, автотранспортных предприятий в утрате, недостаче, порче или повреждении груза ответственность несут соответственно железные дороги, пароходства и автотранспортные учреждения (ст. 119 УЖД).

Статья 798 ГК РФ. Договоры об организации перевозок

Новая редакция Ст. 798 ГК РФ

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Комментарий к Ст. 798 ГК РФ

1. Рассматриваемый договор, являющийся, по существу, договором организационным, близок к особого рода предварительным соглашениям, поскольку, имея собственный предмет и содержание, все же не определяет каких-либо условий конкретной перевозки, перенося их в дальнейшие будущие соглашения сторон, развивающие и конкретизирующие ранее заключенный договор об организации перевозок.

Значение такого договора заключается в определенной стабильности отношений грузоотправителя и перевозчика, позволяющей уменьшить имущественные потери сторон, спланировать экономическую и организационную сферы предпринимательской деятельности. Заключение подобного договора подчеркивает длительные (долгосрочные), устоявшиеся хозяйственные связи сторон, постоянную и взаимную имущественную выгоду.

2. Договор об организации перевозок грузов носит длящийся характер, по юридической сущности является:

Договоры об организации перевозки требуют письменной формы.

3. Предмет. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Отсутствие между сторонами долгосрочного договора на организацию перевозок грузов не освобождает их от принятых на себя обязательств по договору перевозки грузов, оформленному железнодорожной транспортной накладной, в том числе по уплате провозных платежей (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 5913/05).

Другой комментарий к Ст. 798 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор об организации перевозок направлен на планирование сторонами отношений, связанных с перевозкой груза в течение определенного периода времени. Согласно этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — предъявлять груз в согласованные сроки и в согласованном объеме для перевозки. Договор об организации перевозок — двусторонне обязывающий, консенсуальный, возмездный. Порядок заключения и условия договоров об организации перевозок регулируются также транспортными уставами и кодексами (ст. 10 УЖТ, ст. 68 КВВТ, ст. 118 КТМ).

Договоры об организации перевозок обычно заключаются при необходимости систематической отправки однородных грузов на схожих условиях. Вместе с тем наличие длительных договорных связей сторон не обязывает их к заключению такого договора.

2. Не все условия, перечисленные в ч. 2 ст. 798, следует признать существенными для договора об организации перевозок. К существенным можно отнести только условия о виде и объеме груза, подлежащего перевозке, сроках подачи транспортных средств и предъявления груза к перевозке. Отсутствие этих условий влечет признание договора незаключенным. Что касается условий о расчетах, порядке подачи транспортных средств, то они могут быть определены в конкретном договоре перевозки либо исходя из установленных перевозчиком или нормативными актами правил перевозки, а при отсутствии таковых — в соответствии с обычаями делового оборота.

3. Комментируемая статья не содержит требований к форме договора об организации перевозок. Иногда указание на необходимость письменной формы присутствует в транспортном законодательстве (ст. 10 УЖТ). При отсутствии специальных норм применяются положения гл. 9 ГК. Обычно одной из сторон договора является юридическое лицо. Кроме того, перевозка нескольких партий груза подразумевает их значительную стоимость и исполнение в течение определенного периода времени, поэтому рассматриваемый договор должен заключаться в письменной форме (ст. 161 ГК РФ).

Хотя договор об организации перевозок создает обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, его наличие не исключает необходимости оформления документов, предусмотренных транспортным законодательством, в отношении каждой партии груза. Так, на железнодорожном транспорте на основании данного договора грузоотправитель должен представлять перевозчику заявки на перевозку каждой партии груза (ст. 10 УЖТ).

4. Договор об организации перевозок создает обязанность по заключению в установленные в нем сроки отдельных договоров перевозки груза. Условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки отдельной партии груза, если стороны не достигли соглашения об ином.

Если условия договора перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора перевозки груза.

5. Договор об организации перевозок грузов нельзя квалифицировать как предварительный (ст. 429 ГК РФ). Предварительный договор — соглашение, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок заключения основного договора. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. Хотя договор об организации перевозок может служить основанием для заключения в дальнейшем отдельных договоров перевозки, в отличие от предварительного договора он определяет отношения сторон, предшествующие заключению договора перевозки груза и связанные с предъявлением и принятием груза к перевозке.